Правозащитное информационное агентство «Приманьюз» обнародовало манифест формируемого «Объединённого гражданского фронта» (ОГФ). Вот наиболее яркие выдержки из этого документа.
«В нашей стране правит режим, который противоречит интересам как России в целом, так и практически всех ее граждан. Исключение составляют только верхушка спецслужб и коррумпированный бюрократический аппарат, использующие государственную машину в корыстных целях <…>.
Мы не случайно назвали новую организацию «фронтом». Мы не просто находимся в оппозиции режиму Владимира Путина, мы в принципе не признаем нынешний режим легитимным. Владимир Путин изначально не избранный, а назначенный президент, пришедший к власти с помощью грубой манипуляции общественным мнением, с помощью самой циничной и кровавой технологии: войны в Чечне.
Главная задача, которую сегодня ставит перед собой ОГФ, это – слом путинского режима, его полный демонтаж<…>.
Для достижения поставленной цели ОГФ будет использовать все средства, предусмотренные Конституцией РФ. Но мы оставляем за собой право игнорировать те законотворческие инициативы российской власти, которые с нашей точки зрения противоречат букве и, самое главное, духу Конституции РФ. Речь идет, в первую очередь, о праве граждан России на свободное волеизъявление. Мы заранее отказываемся признать любые изменения, которые путинский режим попытается внести в Основной закон страны для консервации собственной власти<…>.
Сегодня Кремль, либо превратив выборы в заранее отрежессированный фарс, либо вовсе их отменив, грубо и бесцеремонно нарушает конституционный тезис о том, что «единственным источником власти в РФ является народ». Следовательно, эффективным способом борьбы с режимом Владимира Путина, а значит, борьбы за свободу, за сохранение России, за будущее наших детей, за право на достойную жизнь остается организованный протест, в том числе и в его уличных формах <…>».
Как логически вытекает из этого документа, отцы-основатели ОГФ сознательно балансируют на грани фола и дают основания для подозрений в экстремисткой деятельности. Во-первых, они заявляют, что намерены руководствоваться не законодательством, а «духом Конституции». И присваивают себе право толковать этот дух, равно как и букву Конституции РФ. Хотя такое право принадлежит исключительно Конституционному суду РФ. Фактически это означает их намерение руководствоваться только собственными убеждениями, не считаясь с законом.
Президент РФ и Государственная Дума Федерального Собрания РФ избраны гражданами в полном соответствии с общепризнанными представлениями о свободных, демократических выборах. Согласно данным всех опросов общественного мнения, проводимых профессиональными социологами, уровень поддержки главы государства и партии «Единая Россия» со стороны населения стабильно высок и не идёт ни в какое сравнение с рейтингом любого другого политика, любой другой партии. Очевидно, что только агрессивно настроенные маргиналы могут этого не замечать и ставить всё с ног на голову. В психологическом плане этот феномен объясним традиционными «комплексами» отечественной радикальной интеллигенции.
Наконец, авторы манифеста ОГФ, акцентируя внимание на «борьбе в уличных формах», умалчивают о том, какой они видят эту борьбу — насильственной или ненасильственной, оставляя свободное поле для трактовок. С правовой точки зрения, возникают основания для вынесения официального предупреждения со стороны прокурора, предусмотренного федеральными законами «О противодействии экстремистской деятельности» и «О прокуратуре». Однако, если исходить из политической целесообразности, благоразумней не обращать на ОГФ никакого внимания, чтобы не давать повода его основателям выставлять себя мучениками.
Кто же они эти отцы-основатели ОГФ? Приводим полный список «подписантов».
Амосов Михаил, депутат Законодательного собрания СПб;
Архангельский Александр, литератор;
Гольц Александр, журналист;
Гуляев Сергей, депутат Законодательного собрания СПб;
Егоров Александр, общественный деятель, СПб;
Ермолин Анатолий, независимый депутат ГД РФ;
Каспаров Гарри, сопредседатель Гражданского Конгресса;
Курносова Ольга, секретарь «Гражданского союза», СПб;
Нестеров Юрий, общественный деятель, СПб;
Осовцов Александр, общественный деятель;
Панфилова Елена, общественный деятель;
Пархоменко Сергей, журналист;
Резник Максим, председатель отделения партии «Яблоко», СПб;
Рыклин Александр, журналист;
Шеин Олег, независимый депутат ГД РФ;
Яковенко Игорь, директор Института общественной экспертизы.
Примечательно, что большинство подписантов идентифицировали себя очень скромно: «общественный деятель», «журналист», «литератор». А должность генерального секретаря Союза журналистов РФ и медиа-бизнесмена Игоря Яковенко названа «директор Института общественной экспертизы». Очевидно, нежелание впутывать в эту историю респектабельные организации, в том числе общественные. Есть здесь и подписи двух депутатов Государственной Думы: Анатолия Еромолина, исключённого из «Единой России», и Олега Шеина, члена фракции «Родина», скромно назвавшегося «независимым депутатом» — видимо, на том основании, что он был избран в Астраханском округе как независимый кандидат.
В этом списке очень не хватает главной подписи — подписи Леонида Борисовича Невзлина, главного акционера ЮКОСа, гражданина и жителя Израиля, скрывающегося от российского правосудия. После того как Басманный районный суд Москвы дал санкцию на его арест по обвинению в организации заказных убийств, а российское бюро «Интерпола» объявило его в международный розыск, Невзлин успел дать несчётное число интервью, в которых угрожал «режиму Путина» самыми ужасными карами. Очевидно, что создание ОГФ — это подряд, где Невзлин выступает заказчиком, а господа-подписанты — исполнителями. Что, конечно, совсем не исключает их наивной и фанатической искренности.