Уровень промышленного развития – один из показателей безопасности и суверенитета страны. Но задача создания капитальной базы экономики – не просто задача крупного капитала. Она предполагает активное участие государства в определении ее приоритетов. Внимание партии «Единая Россия» к промышленной политике государства уже сегодня оформилось в конкретные инициативы и проекты.

Точка невозврата

Давно не секрет, что государство, не имеющее собственной промышленной политики, превращается в «рыночное пространство». Всеобщую торговую площадку, часто контролируемую извне. Что, собственно, чуть было не произошло с нашей страной в 90-е годы. Дошло до паралича целых отраслей промышленности: объекты реальной экономики в подавляющей своей части закрылись, были законсервированы и оставались, в лучшем случае, на уровне технологического развития, которого они достигли еще до рыночных реформ. Отсутствие вменяемой промполитики ударило и по частной инициативе – предприниматели занимались в основном спекулятивной торговлей.
Ключом к открытию каналов долгожданных внутренних и внешних инвестиций в реальную экономику могли бы стать кредиты, обеспеченные реальными отечественными товарами. Но известно, что сначала на рынке появляются товары, а потом деньги. А жёсткая монетарная и фискальная политика сама по себе не способна создавать практические механизмы частных инвестиций в реальную экономику и заставить их работать. Без таких инвестиций «длинных денег» не появится и в госбюджете, и в коммерческих финансовых структурах. Однако ключевым моментом в бедах 90-х было бездействие государства, его самоустранение от собственных ключевых функций. В результате мы подошли к промышленно-технологической «точке невозврата».
В последние годы положение изменилось. Смена приоритетов в государственной политике выразилась в последовательном улучшении инвестиционного климата. Заработал ряд законов, стимулирующих предпринимательскую активность, была создана даже более развитая, чем во многих западных странах, нормативно-правовая база для инвестиций. Однако практических механизмов её реализации до сих пор не хватало, преодолеть недоверие предпринимателей и финансовых институтов к государству и его сферам влияния оказалось нелегко. Да и такая сфера как промышленная политика в основе своей должна была блюсти общественный интерес.

Локомотивы роста – в машиностроении

Председатель думского комитета по делам СНГ, единоросс Андрей Кокошин, курирующий партийный проект «Фабрика мысли», считает, что государство у нас просто обязано вмешиваться в экономику напрямую и субсидировать стратегически важные отрасли, которые могут стать прорывными. Как оно и принято в развитых странах. Кокошин предлагает вернуться к стратегическому планированию, «что не означает возврата к Госплану», но предполагает «наличие 17-20 параметров, то есть приоритетных отраслей», способных стать прорывными. Кокошин причислил к стратегическим направлениям необходимость развития отечественной микроэлектроники («национальной элементной базы») и фармацевтической промышленности, «которая у нас практически погибла – и теперь нуждается в восстановлении хотя бы с точки зрения национальной безопасности, перед угрозой эпидемий, а то и пандемии». Другое дело, что любая масштабная программа сперва обкатывается на уровне пилотных проектов, успешная реализация которых способна заинтересовать инвесторов и запустить всю систему в целом. Проще говоря, промполитика в наших условиях может стать эффективной, если будет разработана и осуществлена на уровне конкретных отраслей (которые, в свою очередь, во многом являются суммой конкретных компаний). Наблюдатели отмечают, что такими точками роста могут стать авиационная промышленность и судостроение.
На одном из заседаний Центра социально-консервативной политики (интеллектуального штаба единороссов) эксперты, законодатели и чиновники обсудили пути развития отечественного наукоемкого судостроения. Представители Минпромэнерго РФ рассказали о правительственной программе развития отечественной судостроительной отрасли, дополнив тем самым доклад министра промышленности Виктора Христенко в Госдуме о перспективах промышленной политики (на примере того же судостроения). С целью поддержки российских судостроительных верфей планируется снизить ставку НДС, а также обеспечить горизонтальную интеграцию предприятий отрасли, ныне находящихся в плачевном состоянии. Предполагается также субсидирование процентных ставок по кредитам и иных затрат при постройке судов в России, создание механизма стимулирования строительства рыбопромысловых судов на отечественных предприятиях, развитие системы лизинга для судоходных компаний, приобретающих российские суда речного флота.
Андрей Кокошин поддержал планы правительства по развитию гражданского судостроения и напомнил о планах по строительству сорока платформ для разработки нефтегазовых месторождений на шельфе, каждая из которых по сложности и наукоемкости соответствует атомной подводной лодке (строительство платформ повлечет занятость во множестве смежных производств).

Общие задачи

Депутаты высказали и ряд претензий к финансовой расплывчатости правительственных наработок (неясно, сколько это все будет стоить). Так, Христенко рассказывал депутатам о том, что в правительственных кругах «разрабатываются системные проекты создания интегрированных структур, производящих конечную продукцию судостроения», а также «консолидация и развитие потенциала КБ в области гражданского судостроения», но особой конкретики не дал. Поэтому депутаты решили сами проявить инициативу и ускоренно подготовить закон о морских портах в РФ (его рассмотрят в марте), так как неразвитая портовая инфраструктура тормозит развитие российской экономики и не позволяет в полном объеме удовлетворять морские и речные экспортно-импортные грузооперации. А председатель думского комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум («ЕР») предложил разработать отдельную федеральную целевую программу по гражданскому судостроению.
Стратегически важные отрасли необходимо консолидировать, что и было осуществлено в последние годы в отношении автопрома, ОПК и авиапрома (долгожданное образование в прошлом году Объединенной авиастроительной корпорации). Теперь, возможно, настанет очередь судостроения… Впрочем, проблема шире: депутаты сошлись во мнении, что необходимы комплексные программы, охватывающие два-три локомотива роста, то есть отраслей, способных в дальнейшем вытянуть экономику страны. 2-3 мощных и реализуемых проекта способны принципиально изменить атмосферу в нашем хозяйстве, создав зоны прозрачных позитивных ожиданий.
Депутат Госдумы Александр Белоусов, курирующий партийный проект «Авиапром», подметил, что положение дел в судостроении «практически идентично ситуации с авиапромом – те же проблемы, может, за исключением особенностей перевозок». Белоусов предложил коллегам-законодателям, совместно объединить усилия и сформулировать взаимоувязанные законодательные приоритеты и соответствующие задачи перед Госдумой, связанные с развитием современного машиностроения производством судов и самолетов. Его поддержал Валерий Рязанский, замруководителя фракции «ЕР» в Госдуме:
— Проблемы очень схожие – что в авиапроме, что в судостроении. Причем, в авиапроме у нас уже наработано много лекарств против прежних негативных явлений – и мы нашли способы движения вперед (это и бюджетное финансирование, и лизинговые схемы, и стимулирование НИОКР). Так что было бы правильным перенести ту технологию законотворческой работы и бюджетного процесса, которая у нас принята в авиапроме, и в поддержку судостроительной промышленности. То ж самое, кстати, можно говорить о развитии машиностроения, станкостроения, тяжелого и энергетического машиностроения – проблемы и подходы везде одни и те же. Нужно найти потребителя, инвестора и быть конкурентоспособной, дабы произведенная продукция находила сбыт и была реализована. Это не значит переносить все механически, но использовать наработки в отраслях-«аналогах» полезно. Да и определенная синхронизация в промполитике должна быть.

Досье

По данным Росстата, промышленное производство в России в январе 2007 года росло в два раза быстрее, чем ожидалось. Рост промпроизводства достиг 8,4%, в то время как эксперты предполагали, что этот показатель составит 4,4% (по аналогии с первым месяцем 2006 года по сравнению с январем 2005-го). Такой скачок был в значительной степени обеспечен бурным ростом в сфере обрабатывающих производств. В этой отрасли было произведено на 17,3% больше, чем в январе прошлого года. В общей структуре наиболее высокими темпами растет производство продуктов питания и пищевая промышленность в целом — например, производство сахара увеличилось по сравнению с январем 2006-го года в почти в 3 раза, пива стало больше на 49,7%, минеральной воды – на 42,7%; порадовали и производители растительного масла (+39,5%), сыра (+24,2%) и мяса (+23,9%). Однако основной прорыв был обеспечен тяжелой промышленностью: производителями тепловозов (их сделали в три раза больше, чем в январе 2006-го года), тракторов (+67%) и тракторных прицепов для них (+90%).

Мнение

Юрий Голанд, ведущий научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований РАН:
— Прогнозы развития экономики должны готовиться на базе обсуждений в специально созданных комиссиях с участием производителей, потребителей, торговых организаций и госрганов. В таких обсуждениях будут выявляться узкие места в экономике и намечаться пути их расшивки. На их основе госорганы будут определять приоритеты своей политики, те направления производственной деятельности, которые государству целесообразно поддерживать путем первоочередного доступа к промышленной инфраструктуре, предоставления налоговых льгот, субсидий, государственных инвестиций. Таким образом, можно обеспечить координацию действий государства и бизнеса. В рамках процедур индикативного планирования может быть проведен отбор тех проектируемых промышленных объектов, снабжение которых газом и электроэнергией после завершения строительства будет гарантировано долгосрочными договорами поставки (с формулой цены). Без таких договоров, снижающих риски инвестирования, инвесторы не решаются вкладывать значительные средства. Другое важное условие подъема промышленности — резкое сокращение бюрократических процедур по землеотводу, получению всех необходимых экологических разрешений и согласований для подвода коммуникаций. Полагаю, эту проблему можно решить, если заинтересовать в таком сокращении тех работников государственных органов, которые сейчас затягивают процесс согласований. Следует добиться, чтобы в каждом регионе была создана государственная система «одного окна», где промышленные инвесторы могли бы получать необходимую им информацию. Наряду с устранением различных препятствий новому промышленному строительству, государство может стимулировать нововведения путем установления высоких стандартов и технических требований к деятельности предприятий, например, в области энергосбережения. Таким образом, целенаправленная промышленная политика государства, учитывающая специфику различных отраслей, в состоянии обеспечить развитие высокотехнологичных производств и позволит ослабить зависимость нашей стране от внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевых и топливных рынках.

Слово Президента

19 февраля в Волгограде президент РФ Владимир Путин на заседании Президиума Госсовета по промышленной политике выступил с развернутой программой диверсификации экономики за счет подъема перерабатывающих отраслей. Глава государства призвал создать новую модель промышленного развития, органично ориентированную в межрегиональные и глобальные кооперационные связи. Для этого необходима модель организации производства, ориентированная на создание инноваций и опирающаяся на здоровую конкуренцию – как разработчиков, так и поставщиков и дилеров. И предпосылки для этого есть. Растет внутренний спрос на промышленную продукцию, окрепший отечественный бизнес сейчас имеет возможности инвестировать в производство высокотехнологичных промышленных продуктов, формируется правовая и институциональная база инновационного роста: создаются крупные холдинги в авиастроении, микроэлектронике, в ОПК. Те же перспективы ждут и отечественное судостроение. В стране образованы государственные институты развития (Инвестиционный и Венчурный фонды), установлены законодательные основы для организации особых экономических зон и технопарков, уже подготовлен к реализации целый ряд крупномасштабных, прорывных проектов. По мнению президента, государство как главный акционер значительной части промышленных активов должно активнее влиять на формирование новой промышленной среды. Следует помочь созданным холдингам стать по-настоящему современными бизнес-структурами, для чего уже в ближайшее время следует завершить реструктуризацию их активов. Такая интеграция поможет предприятиям повышать рентабельность производства и расширять присутствие на рынке. А модернизация промышленности создаст спрос на продукты и услуги отечественных научных центров. Тем самым промышленность будет реально интегрироваться в новую экономику, экономику знаний.
Что до конкретных шагов, Владимир Путин сообщил, что подготовил целый перечень конкретных поручений Правительству. Первое касается разработки и внесения в Госдуму проекта рамочного федерального закона «О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии РФ». Далее президент поставил задачу разработать систему мер, направленных на увеличение доли современных обрабатывающих производств с высокой степенью добавленной стоимости, предусмотрев субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым на расширение выпуска высокотехнологичной продукции. Предполагается определить три-четыре отрасли, первоочередно нуждающиеся в подобном стимулировании – прежде всего авиация и судостроение. Затем глава государства призвал сформировать нормативную правовую базу для заключения инвестиционных соглашений между органами исполнительной власти и коммерческими организациями по реализации инвестиционных проектов в отдельных отраслях промышленности, предусматривающих предоставление различных форм государственной поддержки.

Олег Белов