Гражданская философия России –

основа активной и осмысленной гражданской позиции

Государство и общество перед вызовом мировоззренческой неопределенности (постановка проблемы)

Свобода личности есть фундаментальный выбор новой России. Именно сохранение свободы личности определяет все успехи и все трудности нашей новейшей истории. Главная трудность для общества свободных людей – это способность его основных субъектов договориться относительно общих идей и ценностей, без признания которых невозможно устойчивое и поступательное развитие страны.

Выбор свободы определяет основные характеристики современного общественного сознания России:

  • отсутствие «единственно верного» и «все объясняющего» учения;

Крушение монополии материалистической философии было воспринято как крушении философии вообще, как знак ненужности мировоззрения как такового. Часть общества и элиты подвергла забвению принципиальные вопросы бытия человека, общества, устройства мира. Предпринимается попытка взращивания поколений «чистых прагматиков», полностью «свободных» от «метафизической» и «этической» проблематики.

  • абсолютный мировоззренческий плюрализм;

Значительные сегменты российского общества живут в различных мировоззренческих контекстах (философских, религиозных, идеологических), руководствуются зачастую полярными представлениями о человеке, его ценности и предназначении, полярными этическими ценностями, противоположными оценками истории и исторических деятелей и т.д.

  • широтой спектра общественных умонастроений – от идеологического фанатизма до полного индифферентизма;
  • синкретизмом, при котором некритически сочетаются разнородные представления и ценности;
  • фактической (инерционной) монополией материалистических представлений в системе образования, в общественных науках, в экспертных оценках.

В целом представленную ситуацию можно обозначить как мировоззренческую растерянность или неопределенность, которая по факту оборачивается идейной беспредпосылочностью, необоснованностью общественных и политических практик.

Вместе с тем, реализация долгосрочной стратегии развития страны, формирование ее цивилизационной идентичности должно опираться на некую философию, иметь под собой определенные представления о человеке, обществе, мироздании, закономерностях бытия.

Определенная философия необходима и для формирования активной гражданской позиции новых поколений.

Формирование и реализация стратегии развития страны в условиях мировоззренческого кризиса неизбежно сталкивается с целой серией соответствующих проблем для государства.

Во-первых, это проблема обоснования долгосрочной государственной политики в ситуации множественности глобальных рисков. Мировоззренческая неопределенность лишает государство возможности быстро и однозначно оценивать те или иные явления, распознавать угрозы и обосновывать свою политику. Разноречивые экспертные оценки, расчеты и показатели, не имеющие под собой философского базиса, оказываются стратегически неэффективными, а также зачастую логически противоречивыми. Отсутствие четкого философского понимания человеческой природы и характера общественных закономерностей с необходимостью делает непоследовательной и противоречивой социальную, культурную, образовательную политику.

Во-вторых, это проблема устойчивости цивилизационной идентичности государства в условиях глобализации и так называемого «конфликта цивилизаций». Отсутствие общепринятой, публичной концепции цивилизационной идентичности России, — в которой ее различные векторы (православный, европейско-христианский, евразийско-полиэтнический-поликонфессиональный и универсальный) были бы логически-непротиворечиво увязаны, — делает страну и общество незащищенными перед иными цивилизацонными проектами, претендующими на универсальность.

Наконец, обе указанные проблемы усугубляются острой конкуренцией интересов различных внутренних и внешних акторов, в ходе которой системы знания манипулятивно искажаются, а ценности становятся инструментом борьбы за власть и влияние.

В данной связи становится очевидной социальная, жизненная значимость проблематики мировоззренческой и ценностной обоснованности политических решений. Освобождение от ложной философии не избавляет человека, общество и государство от философских проблем, которые на деле оказываются не столь уж и абстрактными.

Совокупность общих идей и принципов, являющихся ответами на фундаментальные вопросы бытия и разделяемых основными субъектами общественно-политической жизни страны, мы обозначаем термином «гражданская философия».

Что может составить гражданскую философию современной России?

Итак, гражданская философия есть совокупность общепризнанных (а потому – рамочных) ответов на фундаментальные вопросы бытия.

Гражданская философия содержит в своей основе некие представления:

  • о бытии и его закономерностях,
  • о человеке и его благе,
  • об обществе и его благе (общем благе),
  • о человечестве и его благе.

Подчеркнем, что в пространстве гражданской философии различные мировоззренческие группы (религиозные, философские) свободно руководствуются собственными мировоззренческими контекстами и предпосылками.

Однако, во-первых, делают эти предпосылки и контексты явными, публичными.

Во-вторых, руководствуются набором рамочных презумпций:

  • презумпцией таинственности, бесконечности и, при этом, законосообразности и познаваемости мироздания;
  • презумпцией понимания человека как личности:

Данная категория предполагает целостное понимание человека как существа, одновременно:

    • духовного и телесного,
    • обусловленного и свободного,
    • способного к самотрансформации (трансцендированию), а потому – ответственного;
    • конечного (смертного) и бесконечного, живущего надеждой на вечность;
    • способного как к творчеству и самопреодолению, так и к деградации (в силу свободы),
    • устремленного как к благу и достоинству, так и ко злу и утрате достоинства.

Декларирование этих антропологических идей не является излишним после столетия попыток редуцировать человека к его телесному измерению, изъять из рассмотрения его духовную природу.

  • презумпцией существования в системе мировых закономерностей объективного нравственного закона как критерия различения добра и зла,
  • презумпцией существования принципов (или устоев) общественного бытия, главными из которых выступают солидарность, справедливость и общее благо.

Ясно, что при таком подходе асоциальные мировоззрения, отрицающие духовное достоинство человека, его свободу и ответственность, необходимость идейных и нравственных оснований социального порядка, попросту будут оставаться за пределами общественной дискуссии. Но консервативная установка и предполагает ранжирование мировоззрений на те, которые созидают общество, и те, которые общество разрушают. Дело не в том, чтобы навязать обществу совокупность догм, превратить его в новую тоталитарную общность, а в том, чтобы сделать общество открытым для обсуждения всего спектра мировоззренческих проблем, который искусственно суживается в ряде мировоззренческих или идеологических конструкций. В этом смысле гражданская философия, как принципиально дискуссионная сфера, есть альтернатива тотальным идеологиям. Вместе с тем, гражданская философия есть также альтернатива «гражданской религии», неприемлемой для большинства представителей традиционных конфессий. Гражданская философия не есть совокупность текстов, содержащих раз и навсегда данные ответы, а категориально и ценностно структурированное проблемное поле, являющееся средой для фундаментально обоснованной дискуссии и политики.

Наконец, гражданская философия – это пространство выработки и работы политической риторики как альтернативы политической демагогии.

Место гражданской философии

Гражданская философия как мировоззренческий уровень политики может формироваться и реализовываться только в пространстве публичной политики. Его сегодня надлежит структурировать:

  • категориально — выделяя категории, универсалии публичной дискуссии, формируя тезаурус политической риторики (еще раз подчеркнем, что политическая риторика это антоним политической демагогии);
  • нормативно – реализуя конституционно гарантированные экспертные права различных мировоззренческих групп, создавая регламенты дискуссии и регламенты взаимодействия мировоззренческих групп с властью;

Подчеркнем, что гарантии духовной свободы граждан, принадлежащих к различным мировоззренческим группам, во многом связаны с публичностью дискуссии и публичностью философско-мировоззренческих оснований политики и права.

  • организационно — создавая или трансформируя систему устойчивых общественно-государственных форумов, дискуссионных площадок.

Субъекты гражданской философии

Строго говоря, субъектом гражданской философии может выступать каждый человек, желающий решать проблемы общественного бытия и способный владеть языком политической риторики. Академическая философия, во многом еще хранящая наследие марксистского прошлого, не может претендовать на монополию в данной сфере или диктовать критерии профессионализма.

Основными же субъектами гражданской философии сегодня могут выступать:

  • политики,
  • ученые,
  • активисты гражданского общества,
  • представители религиозных конфессий,
  • представители делового мира,
  • свободные философы,
  • деятели культуры и искусств.

Именно перечисленные категории участвуют сегодня преимущественно в формировании общественного мнения. Задача современности в том, чтобы придать дискуссии полностью осмысленный и обоснованный характер, что невозможно без овладения всеми сторонами общественной дискуссии языком политической риторики и гражданской философии.

Гражданская философия и гражданское общество

Гражданская философия выступает инструментом трансформации неквалифицированного общественного мнения, разрозненных частных оценок, частных и групповых интересов, доминирующих в гражданском обществе, — в интегрированные и категориально оформленные политически-значимые суждения и требования. Тем самым гражданская философия призвана выступить мощной интегрирующей общественной силой, способствующей установлению обратной связи между властью и обществом.

Гражданская философия может также стать инструментом созидания и развития гражданского общества, предоставляя гражданам аппарат осознания и формулирования их интересов не как принципиально-конкурентных, а в контексте поисков общего блага.

Гражданская философия, научные и экспертные сообщества

            Гражданская философия апеллирует к самым разным идейным и методологическим контекстам, может использовать данные различных наук. Однако важнейшей задачей гражданской философии выступает анализ общественно-значимых проблем, обнаруживаемых в специализированных научных контекстах, на языке общезначимых понятий, а также ценностная экспертиза предлагаемых решений.

Таким образом, гражданская философия усиливает и гарантирует общественную роль наук, при этом обеспечивая общественный и ценностный контроль за научными исследованиями, упреждая возможные дегуманизацию и технократизм. 

Гражданская философия и партийные дискуссии

Гражданская философия призвана стать инструментарием межпартийных и внутрипартийных дискуссий в России. Приоритеты той или иной партии, того или иного партийного клуба:

  • формулируются на основе языка гражданской философии;
  • не разрывают целостности гражданской философии (т.е. ни одна из ее базовых категорий – личность и ее благо, общество и общее благо, нравственный закон, общественная солидарность, справедливость — не элиминируется). 

Гражданская философия и государственная политика

Выработка приоритетов целостной и непротиворечивой государственной политики – это перспективная задача гражданской философии.

Гражданская философия формирует:

  • методологию анализа различных явлений и проблем современности;
  • методологию общественного и государственного целеполагания.

Гражданская философия транслирует указанные методологии на соответствующие уровни государственного управления, формирует тем самым государственную политику, а также определяет критерии его эффективности.

Альтернативы гражданской философии

Альтернативами публичной политики на основе публичной гражданской философии являются:

  • углубление мировоззренческого и ценностного раскола общества, распад рациональности;
  • холодная гражданская война интересов (социальных, коммерческих, ведомственных, корпоративных и т.д.);
  • спонтанность и противоречивость государственной политики;
  • увеличение популярности тоталитарных идеологий и мировоззрений;
  • утрата перспективы развития страны и ее суверенитета.