Качество жизни граждан складывается из системы вполне понятых и сопоставимых факторов, которые формируются через комплекс правовых, экономических, социальных отношений, регулируемых государством. На качество жизни влияют и факторы, созданные природой, климатические, территориальные, которые, несмотря на их объективную сущность, могут быть максимально нивелированы, не отдельным гражданином, а государственными мерами. Наверняка, можно проводить глубокий наукообразный анализ, и кстати говоря, его действительно нужно не только проводить, но и систематизировать для выстраивания грамотной региональной политики в рамках Российской Федерации, как единого государства, в котором в равной степени должны быть не только гарантированы, но и реально обеспечены равные права и возможности граждан независимо от любых условностей. Я попытаюсь сконцентрировать свое внимание на отдельных проблемах, которые очевидно требуют ответа уже сегодня, ответа государства гражданам, которые на мой взгляд, его ожидают. Наша партия, партия «Единая Россия», действительно партия реальных дел, и наша общая задача, оправдать те высокие ожидания, которые сформированы сегодня в обществе. Впервые за долгие годы эти ожидания основаны на доверии к власти.

Региональная политика предполагает наличие скоординированного политического подхода и определение прозрачных, понятных, законодательно закрепленных принципов ее реализации. Известный Федеральный закон № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает обязанность принятия субъектами РФ законов о Программах социально-экономического развития регионов, которые зачастую носят декларативный характер, не увязываются в единую концепцию и стратегию государственного развития, межрегиональных экономических связей. В области региональной политики, может быть использован разный набор инструментов, но всегда необходимо учитывать неодинаковый и неравномерный уровень развития регионов, выявлять слаборазвитые регионы и причины, на основе чего соответственно разрабатывать конкретный алгоритм действий. Политика распыления средств неэффективна. Концентрация финансового, организационного, управленческого ресурса в наиболее проблемных регионах с достижением экономического выравнивания развития региона и качества жизни граждан – смысл и цель грамотной региональной политики, которую необходимо проводить в Российской Федерации. Изменение в порядок принятия программ социально-экономического развития субъектов РФ, установление не формального согласования, а выработки таких программ совместно с Министерством регионального развития, позволит выстроить систему межрегиональных экономических связей, решить проблему развития депрессивных регионов, скоординировать стратегию развития экономики страны в целом. Первоначально предлагаю, выбрать такой регион, как Камчатский край, относящийся к числу наиболее депрессивных и одновременно стратегических важных для России, в качестве федеральной площадки. Отработать на нем модель развития. Тем более, что Поручения Президента Российской Федерации от 22.09.2007 № Пр-1680, являются по сути своей комплексом экстренных мер, которые могут быть основой к дальнейшей разработке комплексной программы развития региона, с использованием дополнительных инструментов регионального развития, относящихся к компетенции федеральных органов власти. Принципиально важно отметить, что по отношению к таким регионам, как Камчатский край речь идет не о создании преференций и преимуществ, а о политике выравнивания стартовых условий развития экономики и равных условий жизнедеятельности в сравнении с другими регионам Российской Федерации. Для наглядности понимания вопроса приведу только несколько цифр. Стоимость электроэнергии на Камчатке самая высокая в России. Вследствие чего, например, в Петропавловск-Камчатском городском округе оставшаяся сумма долга, сформированная по ценам до 2005 года, составляет 1 миллиард рублей.

Соответственно в вопросах тарифной политики по электроэнергии необходимо использовать механизм государственного регулирования и проведения политики выравнивания. Именно долгосрочной политики, с включением комплексных мер по развитию собственной энергетики региона.

Средняя заработная плата на Камчатке в общероссийском рейтинге находится на 12 месте, но по покупательной способности на 72. И дополнительно к этому расходы населения на питание и одежду, восстановление здоровья, исходя из климатических особенностей региона, требуют значительно больших затрат, что есть объективная потребность элементарного выживания. Следовательно полагать, что заработная плата компенсирует высокие затраты на транспортное обслуживание, энергетику, коммуналку, неправильно.

Минимальный размер оплаты труда — один из важнейших критериев качества жизни, как некий минимальный стандарт качества, устанавливаемый государством. Повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума – не только отвечает здравому смыслу, так как минимальный заработок должен обеспечивать минимум поддержания жизни, но также решает проблему легализации зарплаты в конвертах. Но существует одна правовая проблема.

В соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок являются элементами оплаты труда, составной частью заработной платы.

В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе.

Таким образом, более высокий размер минимальной заработной платы работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по сравнению с установленным федеральным законом может быть обеспечен путем заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Но есть серьезное противоречие. Для районов крайнего Севера минимальная заработная плата должна быть такой же как и для всех регионов России, без учета дополнительных выплат в виде коэффициента и надбавок, иначе дополнительные государственные гарантии фактически отменяются. Простой арифметический расчет показывает:

если ранее в МРОТ не включались надбавки и компенсационные выплаты, то максимальная «минимальная заработная плата» на Камчатке составляла:

1100 рублей Х (1,6 + 0,8) = 2640 руб.,

где: 1,6 – северный коэффициент;

1,8 – северные надбавки.

С учетом изменения ст. 129 Трудового кодекса РФ МРОТ равен 2300 рублям (т.к. надбавки и компенсационные выплаты включены в МРОТ). В результате северяне потеряли 340 рублей.

На мой взгляд, возможно предложить следующие взаимосвязанные изменения:

1. Часть первую статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации дополнить словами «, если иное не установлено настоящим Кодексом.».

В результате статья может выглядеть следующим образом:

«Статья 129. Основные понятия и определения

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), если иное не установлено настоящим Кодексом.

Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.»;

2. Статью 315 Трудового Кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

«Статья 315. Оплата труда

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате не включаются в минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса.».

Проблема транспортной доступности — одна из острейших проблем Дальнего Востока. «Космическая» стоимость транспортных услуг для населения оставляет единственную возможность ознакомления со страной – виртуально. И как важнейший фактор развития экономики приводит к существенному удорожанию всех товаров и услуг, реализуемых для населения, а производимую продукцию – не конкурентной. Система ценообразования давно должна была стать предметом особого исследования антимонопольной службы. Как известно, среднестатистической семье (двое взрослых и ребенок) в летней период, чтобы вылететь на «материк», необходимо затратить 120 тысяч рублей.   Кроме того, вопрос ценообразования и ответственности кампаний, которые могут произвольно отменять рейсы, такие примеры есть по «Трансаэро», могут регулироваться изначально при принятии решений об их допуске. Право на проезд в отпуск раз в два года, которое всегда было у «северян», при существующей ценовой политике стало не подъемным для местных бюджетов, что ухудшает социальный статус населения, разоряет бюджет и решает только одну задачу благополучия транспортных кампаний. Например только по Петропавловску-Камчатскому потребность по бюджетным организациям на приобретение авиабилетов 5 тысяч в год, посчитать затраты бюджета несложно. Цены по авиационным перевозкам внутри региона также составляют десятки тысяч рублей и фактически отрезают от внешнего мира жителей отдаленных северных поселков. На внутренних авиалиниях используется устаревший, изношенный и просто опасный для перевозок парк. На уровне Правительства эти проблемы уже обозначалась, но пока, к сожалению, не нашли своего разрешения. Безусловно, их решение имеет особое значение, как серьезный фактор выравнивания условий развития регионов и качества жизни граждан.

Образование. Одна из наиболее часто обозначаемых проблем на встречах с населением – проблема бесконтрольного и необъяснимого роста цен на образовательные услуги. Учащиеся становятся своего рода «заложниками» учебного заведения, когда жаль терять уже затраченные средства и вынужден вкладывать все больше средств, по сравнению с первичным предложением. Вопрос правовой регламентации и защиты интересов учащихся совпадает с государственными интересами, иначе бесконтрольное коммерческое, зачастую низкоуровневое образование, выльется в кадровую и экономическую катастрофу. Было бы разумно ежегодно формировать аналитику о кадровой потребности нашей экономики, как публичный запрос, позволяющий будущим студентам делать осмысленный профессиональный выбор.

Год семьи – событие действительно важнейшее для всех и неформальное. В этой связи разрешите сформулировать предложения по трем аспектам.

Во-первых, проблема духовно-нравственного воспитания. Всегда очень рискованно говорить о плачевной роли средств массовой информации в этом вопросе, но приходится. Мое предложение не связано с цензурой, а связано с реализацией проектов детского и юношеского вещания, семейного вещания.

Во-вторых, детское дошкольное воспитание. Учитывая, что строительство детских садов требует, как говорят, принятия решений еще вчера, а средств в большинстве муниципальных бюджетов нет, правильным было бы решать эту задачу как государственный проект.

И третье. Беспризорность, насилие в семье, социальное сиротство, наркомания, детская проституция, преступность несовершеннолетних, нарушение гражданских прав детей, злоупотребление родителями своими правами вопреки интересов детей – даже простое перечисление этих проблем, без анализа и раскрытия, приводит нормального человека в ужас. Существует множество различных органов, которые каждый по-своему пытается заниматься   отдельной проблемой, общий неудовлетворительный результат всем известен. До тех пор, пока будет существовать эта разрозненность, ожидать другого сложно. Ювенальная юстиция – вариант комплексного и нового подхода государственной политики в проблеме детей и семей оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Не нужно слепо следовать зарубежным аналогам. Кстати говоря, к этому выводу на Камчатке мы пришли вместе: законодатели, исполнительная власть, правоохранительные органы, суд, прокуратура, органы местного самоуправления. Мое предложение о создании отдельных элементов ювенальной юстиции у нас в регионе, сразу же нашло поддержку. Мы начали объединять наши усилия, хотя при отсутствии федерального закона – это сложно. При городском суде мы уже ввели специализацию судей по гражданским и по уголовным делам, в которых речь идет о несовершеннолетних в любом статусе. В Петропавловск-Камчатской городской комиссии по делам несовершеннолетних введены две дополнительные ставки специалистов, которые имеют юридическое и педагогическое образование. Данные специалисты фактически работают с судьями «ювеналами» в качестве помощников, что позволяет обеспечивать неформальный сбор информации о ребенке, семье и причинах, которые могут иметь значение для суда при принятии решения. Привлекаются специалисты психологи, работающие в наших центрах системы социального обслуживания. К сожалению, даже создание единого банка данных по детям семья оказавшимся в сложной жизненной ситуации, который бы объединил в единую информационную и организационную сеть все существующие разрозненные органы, оказалось невозможным в силу законодательных ограничений. Уверена, что партийный проект «Крепкая семья» может быть преобразован в создание института ювенальной юстиции в Российской Федерации. Камчатка готова стать пилотным «ювенальным» проектом России.

В заключении важно подчеркнуть, что Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным, партией «Единая Россия», Правительством и Парламентом страны за последние годы создан необходимый экономический фундамент к тому, чтобы практически решить крайне сложную задачу – выравнивания уровня жизни граждан нашей страны, обеспечения равных возможностей. Россия как социальное государство не тезис будущего, а программа реальных действий власти уже сегодня. «План Путина», его реализация и развитие собственно и есть основа экономических и социальных преобразований в стране. Можно с уверенностью говорить о том, что впервые в истории современной России мы достигли созидательного единства власти, основанного на доверии наших граждан. Процветание России и обеспечение достойной жизни каждого гражданина нашей страны не вопрос теории, а практически решаемая задача.

 

29 января 2008 года

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ

заместитель председателя комитета по делам Федерации

и региональной политике

 

Ирина Анатольевна Яровая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *