На глобальном уровне единственная организация – это Организация Объединенных Наций. Наш Президент в 2015 году подписал «Цели устойчивого развития на период до 2030 года». Там обозначены основные приоритеты. Как правило, это комплексный подход к решению задач, где вопросы экологии связаны с борьбой с бедностью, с внедрением устойчивых моделей производства и потребление.

Мы располагаем большей частью мировых природных ресурсов, огромными запасами пресной воды. Мы обладаем громадной территорией. Помимо тех вопросов о сохранении островных государств в Тихом океане и так далее, Россия должна показать именно ответственный вклад в управление тех территорией, которые ей принадлежат или находятся в ее юрисдикции. Особенно Арктика, где экологические изменения происходят в большей степени. Ответственное управление и реальные результаты по сохранению в нормальном экологическом состоянии наших территорий – глобальная экологическая задача, которая трансформируется на национальный уровень.

Следующая иерархия – региональные объединения типа Европейский союз, Евразийский экономический союз. И здесь мы должны показывать лидерство в плане сохранения окружающей среды. Естественно, на национальном уровне у нас есть основы государственной политики в области экологического развития, утвержденные Президентом. Сейчас уже возникла необходимость поднять статус этого документа. Нужно предлагать Президенту рассмотреть возможность, актуализированной основы государственной политики, утвержденной указом Президента, которая как раз будет коррелироваться с целями и задачами, которые определены в указе от 7 мая, где экология выделена в качестве национального проекта.

Основные барьеры. Помимо технологической революции переходного плана у нас и во все мире еще проходят тектонические сдвиги в области экономической модели. Мы отходим от моделей линейной экономики. Добыча полезных ископаемых, их переработка, производство продукции, употребление и сохранение на полигоне. Эта линейная модель экономики, которая препятствует решению всех проблем, особенно в области с отходами.

Как ни крути, экономика производства смартфоном рассчитывает, чтобы человек пользовался не более 1-2 лет, после этого он идет на свалку. В одном смартфоне заложены тысячи тонн переработанных материалов. Они выстроены таким образом, чтобы их нельзя было дальше повторно восстановить и разобрать. Вот такая модель сейчас в мире становится глобальным трендом. Разговоры о зеленой экономике больше к эмоциям. Самое главное, изменение модели производства и потребления, которая бы уменьшала количества отходов. То есть из линейной модель становилась бы круговой и замкнутой. Замыкание модели – основная экономическая и социальная задача. Казалось бы, для России это несет определенную угрозу, потому что здесь у нас конкурентное преимущество и наша богатая ресурсная база. Мы заинтересованы в том, чтобы поставлять на рынок большое количество первичных ресурсов и их обрабатывать.

На самом деле это не так. Меняется модель добычи и переработки этих ресурсов за счет технологий, которые повышают качество, стоимость этого сырья и снижает негативные последствия. Второе, это потребность в первичных ресурсах – никуда не исчезнет. В результате рециклинга вторичное сырье все равно теряет свое качество. Потребность природного сырья никуда не уходит.

Но нам нужно подумать об изменении и адаптации к этим моделям, где потребление первичных ресурсов будет неизбежно сокращаться, но одновременно будет возрастать спрос на технологические решения, которые позволяют оптимизировать модель устойчивого производства и потребления. Китай уже принял закон о стимулировании перехода к циркулярной и круговой экономики. В Европейском Союзе отложили все реформы, связанные с областью обращения с отходами на какой-то период, чтобы отработать модель циркулярной экономики.

Какие области требуют первоочередного влияния? Первое, понятийный аппарат. Второе, организационные вопросы. Наверно, мы единственная страна, где вопросы охраны здоровья населения и вопросы охраны природной среды разделены законодательно, то есть 52-ФЗ о санитарно-биологическом благополучии населения, это среда обитания. И 7-ФЗ об охране окружающей среды. Два ведомства: Роспотребнадзор и Минприроды. Хотя Минприроды занимается экологией, но по формальным признакам это охрана только природной среды.

Теперь, нам необходимы современные методики и оценки эколого-экономической эффективности. Формально это заложено в требованиях. В любой программе должен быть раздел: оценка социальной экологической эффективности государственной программы. Отсутствует. Почему? Нет методики. Нам нужна эколого-экономическая оценка государственных и муниципальных закупок. По 44-Фз закупается порядка 6 триллионов в год, по 223-ФЗ больше 35 миллиардов. Если отсутствуют критерии, параметры и оценка эколого-экономической эффективности объекта закупок, соответственно, возникает огромное количество отходов.

Естественно, нам нужны новые формы организации экспертного сообщества в этой области. Мы знаем, Академия наук во многом утратила те функции, которые она выполняла в первые советские годы как центр компетенции. Появилось много независимых. Нам нужно организовать новые формы организации экспертного сообщества. Не в виде вертикальных подчиненных ведомству, при котором оно создается, а в виде широкого объединения. Нужны новые формы взаимодействия общества, науки, образования, бизнеса и государства на горизонтальной площадке. Не для того чтобы эксперты формировали то мнение, которое их попросят. Можно попытаться на этой площадке начать процесс консолидации разносторонних интересов, но, чтобы результаты были объективные, прошедшие через сито обсуждения.

Александр Багин, научный руководитель «Института экономики природопользования и экологической политики» НИУ «Высшая школа экономики», Председатель Подкомитета по экономике природопользования и технологиям экологического развития Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты РФ

Форум в Общественной палате, секция «Сохранить природу России: технологии на службе будущего планеты»