В последнее время очень много внимания уделяют налоговой реформе, точнее её донастройке. Внимание это весьма своеобразное, заключается исключительно в повышении налогов и акцизов. Приятного и полезного ни в повышение НДС с 18% до 20%, ни в введении акцизов на бытовую химию и парфюмерию нет ни на грош. Но про то, что величиной налогов и акцизов можно регулировать экономику, хотя бы помнят. А вот про то, что экономику можно регулировать распределением налоговых сборов по бюджетам разных уровней – в правительстве позабыли. Забыли с того самого момента, как провели реформу межбюджетных отношений имени Кудрина в начале 2000-х годов, которая выстроила вертикаль власти и полностью убила всякую самостоятельность региональных властей.

Результат выстраивания такой вертикали виден сейчас невооружённым взглядом: это затяжная рецессия (в июне этого года экономика прибавила по оценке Минэкономразвития только 1,1%, и это ещё при проведении ЧМ по футболу, который внёс свою лепту), высокая долговая нагрузка (более 2 трлн. рублей) регионов и спад доходов населения. У нас из 85 регионов только 13 способны обеспечивать себя доходами самостоятельно. Остальные же вынуждены ждать подачек из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций. То есть у них просто нет возможности реализовывать все свои планы. Сейчас даже некоторые дороги из регионального статуса переводятся в федеральный, чтобы можно было финансировать проведение ремонта. Инициативы претворять в жизнь получается разве что за счёт привлечения дорогостоящих коммерческих кредитов и увеличения госдолга. Вот так госдолг Мордовии, которая сейчас имеет неплохой потенциал развития, уже перевалил за 250% от собственных годовых доходов. Такое положение дел чревато полной потерей финансовой самостоятельности и переходом на казначейское обслуживание региона, как это уже случилось с Костромской областью.

Отвлечение доходов из регионов в федеральный бюджет приводит к явному негативному эффекту. При этом тенденция к увеличению доли федерального бюджета только усиливается. Если в прошлом году в федеральный бюджет ушло 52,8% от всех налоговых сборов, то в 2018 туда должно отправиться уже 54%. Причём федеральный бюджет является единственным получателем самого стабильного с точки зрения сборов налога – НДС. Увеличение НДС с 18% до 20% только усилит эту диспропорцию. Дополнительные 633,5 млрд. рублей, которые должно принести увеличение НДС, приведут к тому, что федеральный бюджет будет получать минимум 58,5% от всех поступлений. В прошлом году федеральный бюджет отобрал себе ещё один процент от прибыли компаний: теперь регионы получают не 18%, а 17% от прибыли. И про топливо не забыли: раньше в бюджетах регионов оседало 88% акцизов на топливо, а в прошлом году только 61,7%, в текущем году регионам дадут только 57,4%. Бюджеты субъектов и муниципалитетов наоборот сократят налогооблагаемую базу, приносящую им доход. Повышение НДС по оценке Института актуальной экономики может привести к снижению прибыли предприятий (без учёта малых) на 5,8%.

Несбалансированная межбюджетная политика ещё до кризиса вынуждала ежегодно так выделялось порядка 1,5 – 1,6 трлн рублей. Но в кризис пришёл приказ на затягивание поясов. И если дотации в 2018 году остались на прежнем уровне и по итогам года составят 614 млрд рублей, то сохранять субсидии в прежнем объёме никто не обещал. Вот их и урезали в прошлом году разом на 15,5% до 748 млрд рублей, всего же регионы получили помощь из федерального бюджета в этом году в объёме 1,362 трлн рублей.

Но стоит учитывать, что это не постоянный поток денег: дотации перечисляются дважды в год, а субсидии могут зависеть от конкретных проектов, на которые они предназначены. Такая непредсказуемость не позволяет регионам адекватно планировать свой бюджет на следующий год, используя его максимально эффективно. Более того, сейчас перед регионами стоит задача сокращать госдолг минимум на 5% в год, иначе ждут штрафные санкции.

Проблема межбюджетных отношений более, чем очевидная. Да и есть средства для её решения есть: эти 1,36 трлн рублей помощи регионам – это всего лишь 50% от сборов НДС. Перераспределение части НДС позволит вывести регионы на самообеспечение и проводить собственную экономическую политику, например, снизив свою долю налога на прибыль с 17% до 12,5%.

А в нынешнем виде нет ни денег, ни стремления у руководства что-либо делать. Если ничего не делать, то Москва голодать не бросит – выделит субсидии. А если постараться и заработать, то всё равно смысла в этом нет – Москва же всё и отберёт. Выравнивание бюджетов бессмысленное и беспощадное.

Автор: Никита Исаевлидер общественно-политического движения «Новая Россия», директор Ассоциации экономистов по содействию научно-исследовательской деятельности «Научно-исследовательский институт актуальной экономики»