Ничто не мешает сохранять нам идеологическое многообразие в Российской Федерации, которое закреплено конституционно, поэтому скажу несколько критических слов. Я надеюсь, Общественная палата – тот формат, который позволит посмотреть критическим взглядом на Конституцию.

«Конституция – гарантия стабильности и основа перемен». Очень важное соотношение. У нас сегодня с основой перемен как-то слабовато. Очень пессимистично смотрю на это дело, но обязательно обозначу направления, которые надо использовать. Что касается гарантий стабильности – здесь на 150 %. Конституционный суд, который возглавляет мой товарищ Валерий Зорькин, к огромному сожалению все больше становится органом, который просто занимается консервацией отношений. Можно говорить мягкими словами, а можно говорить прямо. Глядя на последние решения Верховного суда, задача, на мой взгляд, стоит в конституционализации нормотворчества и правоприменительной практики. Прежде всего, проверки на конституционность в виде самоцензуры. Любые нормативные акты сплошь и рядом ссылаются на Конституцию.

Мы видим колоссальные противоречия. Конституционный суд одобряет, что нельзя в городах-миллионниках выбирать мэров напрямую. Нельзя собираться мирно и без оружия вопреки Статьи 31 Конституции, когда нужно обязательно пойти на бюрократические полномочия, теперь потом загонят в Сокольники, будешь собираться в лесу мирно и без оружия. Это все говорит о размывании конституционного права. Конституционный суд предназначен, для того чтобы защищать конституционный характер государства.

В этой связи, мне кажется, вектор конституционализации нормотворчества и правоприменительной практики должен стать сейчас нашей главной задачей.

Конституция рождалась, начиная с 1990 года. У нас было два вектора. Один говорил, что давайте сплотимся вокруг Ельцина, а другой вектор хотел писать Конституцию. Мы готовили. Тогда родилась первая глава и преамбула, которая вся в совокупности является нашей государственной идеологии, объединяющей нас.

Компромисс был вынужденный. Временно общество было вынуждено согласиться с конституционной монархией. Для кого-то был вынужденный компромисс, когда Верховный суд склонили танками. Для кого-то была победа победителей 1990 годов. Нам говорили, что это на переходный период. На мой взгляд, царское начало давно себя исчерпало. Владимир Владимирович подписал указ от 7 мая о стратегических направлениях развития, фактически реализация Конституции, то логичным продолжением этого дела следует корректировка форм управления.

Суть Конституции – закон, единый для всех, но должен исполняться в первую очередь верховной властью. Игнорируется огромное количество общественных расследований, где документируются злоупотребления властью. Практически никаких последствий мы не видим. Неужели это не является фактором того, что верховная власть должна реагировать на чистку рядов. Я думаю, что выполнение, исполнение Конституции при наличии такой сверхконцентрации власти станет сильно затруднительным.

Суверенитет. Статья 3 часть 1 начинается, что носителем суверенитета является народ. Народ реализует свои права и свободы. Главным, на мой взгляд, коллеги, вы выскажетесь, скажете обязательно свою правильную точку зрения. Я сейчас говорю неправильную точку зрения, пользуясь возможностью начать диалог.

Следующее, что важно. Важным направлением является все, что касается социального государства. Конституционному суду дана установка поддерживать любые формы отъема денег у населения. Не буду приводить конкретные примеры. По запросу Минтруда не нужно пересчитывать северные надбавки жителям Крайнего севера. Минфин разрешил не возвращать из бюджета излишне уплаченные авиакомпаниями публично-правовые платежи. Поддержал запрет на перерасчет страховых выплат инвалидам в сторону увеличения и так далее. Людям вместо 8 тысяч платили 800 рублей. Если быть таким инструментом, то у нас никакого государства не будет.

У нас есть средства, большой потенциал кроется в корректировке части 1 статьи 9 о том, что такое земля и природные ресурсы. Честно говоря, ужасные вещи оказались записаны в итоге. Фактически, земля и природные ресурсы – среда обитания коренных малочисленных народов. От них откупаются снегоходами нефтяные компании. А мы с вами где? Где наши недра? На мой взгляд, то, что недра являются государственной и публичной собственностью, что является основой для нынешних и будущих поколений, надо немедленно в 9-ю статью, если будет политическая воля, довносить поправку. Социализация недр, тогда и деньги будут, не надо будет держаться за отъем денег, который раз за разом одобряется Конституционным судом.

Почему так важны недра? Мы экспортно-ориентированная страна, это наше конкурентное преимущество. Мы сплошь и рядом видим, как менеджмент «Роснефти» и «Газпрома» претендует на приватизацию части государственного пакета. Дорогие товарищи, ясно, если кого-то поставили охранять огород и капусту, а потом этот менеджмент захочет стать совладельцем, это опасная тенденция. Я думаю, такие искушения недрами основываются на нечеткости правового статуса недр в 9-й статье. К огромному сожалению, это результат того пересмотра проекта Конституции, который случился летом 1993 года.

На мой взгляд, Конституция – прекрасная основа для нашего общенационального развития, если она будет и соблюдаться, и совершенствоваться, и реализовываться.

Румянцев Олег, Президент Ассоциации специалистов по связям бизнеса и государства «GR-Лига» 

Секция «Конституция – гарантия стабильности и основа перемен» Общественного форума в ОП РФ