В последнее пленарное заседание весенней сессии депутаты Государственной Думы рассмотрели в первом чтении очень важный законопроект о новом объекте интеллектуальных прав – «географическом указании».

Надеемся, что эта инициатива в результате будет принята, ведь она должна стать одной из важных составляющих на пути к развитию регионов, выходу нашей отечественной продукции не только на федеральный, но и международный уровень. Расскажу подробнее, почему законодательные изменения актуальны именно сегодня и как они будут работать при их введении.

В России, где на территории 85 субъектов проживает более 190 народов, обладающих уникальным культурным наследием, крайне актуальным вопросом является продвижение региональных брендов, обладающих уникальными свойствами, обусловленными географической средой.

К сожалению, сегодня в нашей стране действуют лишь 170 регистраций наименований мест происхождения товаров (НМПТ), 138 из них – российские. При этом за время действия законодательства в этой области из трети регионов не подано ни одной заявки. Вдумайтесь – не зарегистрированы такие известные всем наименования, в том числе и за рубежом, как дымковская игрушка, дятьковский хрусталь.  В то же время в Евросоюзе, государства которого занимают площадь в несколько раз меньше территории нашей страны, охраняется более трех тысяч  наименований в качестве географических указаний и НМПТ. «Грано Падано», «Пармиджано Риджиано», «Бордо» давно стали не только основными региональными брендами территорий, но и «визитной карточкой» Италии и Франции.  

Мы видим, что региональные бренды – это серьезный ресурс для развития экономики субъектов. И именно поэтому введение дополнительного понятия – «географическое указание» даст широкие возможности производителям. Сегодня в силу жестких требований они просто-напросто не могут зарегистрировать НМПТ.

Сейчас эта схема выглядит приблизительно так: заявителю вначале необходимо обратиться в федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены выдавать заключения (в Минздрав, Минпромторг, Минсельхоз, Росалкогольрегулирование – в зависимости от типа товара), и только после этого подавать заявку в Роспатент. При наличии такого понятия, как «географическое указание», мы сможем отказаться от этой долгой и сложной процедуры.

В гражданском законодательстве к НМПТ предъявляются достаточно строгие требования, несоблюдение которых приводит к отказу в регистрации. Существует потребность в охране более значительного количества отечественных обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают качеством и репутацией, но не «дотягивают» до НМПТ. Для таких обозначений должны быть предусмотрены более «мягкие» требования. 

Законодательные изменения  позволят, во-первых, снять нагрузку с заявителей и сделать регистрацию «географических указаний» более доступной, а во-вторых, мы дадим возможность для регистрации широкого круга товаров. Например, сейчас нет ФОИВ, которые уполномочены выдавать заключения в отношении природных драгоценных камней,  лечебной грязи, и ряда других товаров, которые хотят продвигать и регистрировать наши предприниматели. Мы считаем достаточными в этих случаях решений органов государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, обязательства по охране ГУ возникли у Российской Федерации в связи со вступлением в ВТО, как это предусмотрено Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Договор о Евразийском экономическом союзе также относит ГУ к объектам интеллектуальной собственности. Поэтому принятие этого законопроекта – это еще и потребность, обусловленная международными соглашениями.

Как я и сказал раньше, этот законопроект позволит упростить систему регистрации регионального бренда (ГУ или НМПТ) для производителей, а чем доступнее и проще зарегистрировать – тем больше будет желающих. И мы надеемся, что наша инициатива будет принята.

Но отмечу, что, конечно, продвижение региональных брендов – это системная работа, которая требует максимальной включенности федеральных и региональных органов власти, бизнес-сообщества, юристов, журналистов. Это и законодательные изменения, и финансовая поддержка производителей на местах, и широкое информационное освещение.

Григорий Ивлиев, Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент)