В четверг, 18 октября, в Центре социально-консервативной политики состоится экспертное совещание по теме «Основные подходы к пространственному развитию страны». В диалоге примут участие видные эксперты, представители органов государственной власти и бизнес-структур.

Мероприятие пройдет в ЦСКП. Начало в 16:00 .

По всем вопросам: mskcskp@gmail.com. 

Тезисы к обсуждению.

Устойчивое развитие России должно иметь в основе хорошо проработанную пространственную политику. При этом фискальная, бюджетная, финансовая политика государства должны быть жёстко подчинены выполнению целей и задач стратегии пространственного развития страны.

  1. Достижение стратегических целей развития страны, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. возможно лишь в рамках тщательно проработанной стратегии пространственного развития страны. Эта стратегия, как основополагающий базовый документ прямо упомянута в пункте 15 Указа: «Правительству Российской Федерации на основе стратегии пространственного развития  Российской  Федерации  разработать   с участием  органов  государственной  власти   субъектов   Российской Федерации  и  до  1 октября  2018 г.  утвердить комплексный   план модернизации    и    расширения    магистральной    инфраструктуры…» Стратегия пространственного развития необходима и для реализации других национальных целей. Например, в подпункте д) первого пункта Указа ставится целью «улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно». Вопрос, где, на каких территориях будут они улучшать жилищные условия, также требует серьёзной аналитической и прогнозной проработки.
  2. Очевидно, что и прочие цели и задачи устойчивого развития страны потребуют обновления подходов в региональной и территориальной политике. Она должна базироваться на качественном многофакторном пространственном планировании, в основе которого должно быть понимание того, что территория со всеми её ресурсами — не бремя, но ценнейшее конкурентное преимущество страны.
  3. Исходя из этого пространственная демографическая, индустриальная, аграрная и инфраструктурная политика в России (стране с самой большой в мире территорией) должны быть приоритетны по отношению к финансовой, фискальной и бюджетной политике. Которые должны носить «сервисный», обслуживающий, и, не побоюсь этого слова, подчинённый характер. Поскольку очевидно, что модель, когда государство главным образом обеспечивает макроэкономическую стабильность, а рынок якобы «автоматически» обеспечивает развитие, к сегодняшнему дню полностью исчерпала себя. Следование такой модели никакой «рывок» и быстрый рост производства товаров и услуг, а, следовательно, благосостояния обеспечить не способно.
  4. Представленный Минэкономразвития проект Стратегии пространственного развития носит эклектический характер и не вполне отвечает вызовам современности. Можно в целом согласиться с фиксирующе-констатирующей (аналитической) его частью, тогда как прогнозно-программная часть документа — откровенно слабые, основанные на экстраполяции имеющихся тенденций. Это также касается предлагаемой документом «эффективной специализации регионов».
  5. Особенность момента в том, что главным вызовом для стратегии пространственного развития страны и для территориальной политики сегодня являются исключительно быстрые перемены в демографии, технологиях, инфраструктуре и, соответственно, в мировых и внутренних производственных цепочках. Это будут параллельные перемены и в технологическом укладе, и в образе жизни.
  6. В частности, в среднесрочном временном горизонте мир и страну ждёт «потребительская революция». На смену массовой продукции идёт массовая индивидуализация потребления путём замены многих серийных потребительских товаров на «индивидуальные», изготовленные методом 3d-печати, в частности, из экологичных, хорошо утилизируемых и/или рециклируемых материалов. Это будет касаться широкой номенклатуры продуктов — от детских игрушек до мебели, включая некоторые виды обуви, посуды и пр.

Есть всё больше признаков снижения бесполезной мобильности, в частности, ежедневной «маятниковой» езды на работу и с работы (ввиду роста числа надомных и дистанционных рабочих мест). Это же касается и снижения посещаемости крупных торговых центров с постепенной заменой её более логистически эффективной интернет-доставкой, в том числе в рамках развивающейся «сетевой» «потребительско-снабженческой» кооперации.

Также ускорятся темпы развития в стране дистанционного образования и обучения, что позволит большому числу занятых не только повышать квалификацию, но и осваивать новые профессии (что особенно необходимо ввиду быстрой смены технологий).

Все эти моменты также должны быть учтены в пространственно-индустриальном и пространственно-инфраструктурном планировании.

  1. Достижения в сфере транспортных и информационно-коммуникационных технологий создают возможности освоения больших континентальных пространств, но ставят непростые задачи обновления и достройки коммуникаций транспорта и связи. Поэтому важнейшей задачей пространственной территориальной политики является ускоренное развитие и «закольцовывание» в населённых районах страны всей транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры. А также планомерное размещение новых производств, основанных на технологиях нового уклада, в местах хорошего доступа к этой инфраструктуре.
  2. Второй серьёзнейший вызов пространственной политики состоит в грядущем очень быстром (в горизонте 4 — 6 лет) и масштабном высвобождении рабочей силы в крупных городах ввиду неизбежной автоматизации и цифровизации многих производственных и административно-управленческих процессов. Причём это высвобождение будет быстрее происходить именно там, где сегодня концентрируется население – в крупнейших агломерациях страны. Это будет происходить из-за относительной дороговизны труда в них и лучших финансовых возможностей находящихся там предприятий — больших ресурсов, которые могут быть потрачены на механизацию, автоматизацию, роботизацию, цифровизацию.
  3. Между тем в большинстве других регионов из-за низких заработков и отсутствия качественных рабочих мест продолжается вымывание кадрового потенциала. В результате в самой ближайшей перспективе мы можем получить высокую безработицу и социальную напряжённость в крупнейших агломерациях (миллионы т. н. «рассерженных горожан») при обезлюдевании и развитии депрессивности ряда регионов и отдельных территорий. Что по факту будет означать утрату части земельно-ресурсного потенциала.
  4. Ввиду этого стоит критически важная задача в ближайшие годы создать уровень достатка по всей стране, стимулирующий сохранение населения в местах проживания (кроме непригодных для жизни территорий). А там, где это невозможно, обеспечить комфортную нестрессовую миграцию к высокопроизводительным рабочим местам за пределами крупнейших агломераций, в которых неизбежно произойдёт (и уже происходит) сокращение рабочих мест.
  5. Это не значит, что надо искусственно ограничивать рост и развитие крупных городов и дальнейшую урбанизацию, которая по-прежнему является мировой тенденцией. Однако речь должна идти о развитии новой, многоукладной пространственной урбанизации, урбанизации не столько «ввысь», сколько «вширь». Урбанизации, улучшающей уровень и качество жизни и доступность благ, а не только концентрацию населения. Иначе говоря, стране необходимы протяжённые сельско-городские агломерации вдоль основных инфраструктурных осей.
  6. Такая урбанизация должна включать в себя территориальное планирование, ориентированное на появление малоэтажного жилищного сектора на пространствах вокруг крупных городов и между ними с созданием соответствующей инфраструктуры. Она должна включать в себя поддержку уровня жизни в малых городах России и создание условий жизни с городским комфортом на селе, а также сохранение и развитие культурно-исторических центров страны. Массовое малоэтажное жилищное строительство само по себе во всём мире является двигателем экономического развития, создаёт массовую занятость, мотивацию к труду и новые рынки. Не говоря уже о том, что именно жилищная стеснённость является одной из главных причин демографических проблем.
  7. Естественно, в рамках стратегии пространственного развития необходимо предоставить регионам финансовые источники этого развития. Одно из предложений — оставлять регионам не менее половины, а лучше — две трети прироста налоговых и иных фискальных платежей, собранных на их территории. С исключением ресурсных налогов, потому что территории слишком различаются по природному потенциалу. Наряду с этим нужна ясная методика федерального софинансирования межрегиональных инфраструктурных и «связывающих» страну отраслевых проектов, например (условно), «Малая авиация», «Речной флот», развитие агропрома, эффективное лесопользование.
  8. Здоровое пространственное развитие выгодно всем и должно стать важнейшим условием роста конкурентоспособности страны в целом. От более равномерного распределения ресурсов развития в конечном итоге выиграют все регионы, в том числе и Москва. Всем следует осознать, что ее финансово-бюджетная обеспеченность основана не только на привлекательном бизнес-климате, но и на том, что она является административно-хозяйственным, финансовым и транспортным центром огромной территории со всеми её природными и рукотворными ресурсами.
  9. С учётом всех перечисленных моментов сегодня следует говорить не столько о специализации регионов, а об эффективных специализациях территорий (муниципалитетов и групп муниципалитетов, невзирая на региональные административные границы). Можно назвать это «кластерной мульти-специализацией», с важнейшим требованием, чтобы эти специализации не были безальтернативны для каждой из территорий, что необходимо для устойчивости к конъюнктурным факторам.