Остановлюсь на основных проблемах, которые препятствуют улучшению экологической ситуации в стране, а также ведению и развитию природоохранной деятельности.

Первая проблема — внедрение новых технологичных экологических материалов и новых технологий, способствующих улучшению экологической ситуации и природоохранным процессам. Это связано с тем, что на сегодняшний момент все проходящие на территории РФ бизнес-процессы по различным отраслям имеют краткосрочные перспективы реализации. Они подразумевают не вложение крупных инвестиций в технологии, а зарабатывание денег на этапе реализации проекта и в некоторый короткий промежуток времени после. Внедрение технологических процессов и технологичных материалов, особенно в части природоохранной деятельности и экологии, связано с большими инвестициями, большим сроком выхода на окупаемость. Соответственно это длительный срок реализации проекта и выхода на его финансово-экономическую эффективность. Бизнес идёт по пути наименьшего сопротивления, предпочитая заработать деньги на начальной стадии, а не на эксплуатационной, длинной стадии, как происходит во всем мире. Это самая большая и актуальная проблема, она напрямую связана с имеющейся в РФ экономической напряженностью. Пути решения — это государственное экономическое и законодательное стимулирование, начиная от налогового и финансового и заканчивая инвестированием в технологические экологические процессы, а также в предприятия, развивающие эти направления, путём кредитования, предоставления им льгот, а также меры ограничивающего характера по принципу «палки» для бизнеса, тесно связанного с загрязнением окружающей среды: не исполнил — получил административное или иное взыскание, которое заставит задуматься на предмет отсутствия желания внедрения данных технологий. В нашей стране сейчас необходимо применять оба метода.

Следующая проблема – это система образования и воспитания экологической культуры, которая, к сожалению, за последние 90 лет в нашей стране была абсолютно не развита. Необходимо возрождать экологическое воспитание на самой ранней стадии образовательных процессов, вводить новые образовательные продукты, приводить собственные примеры и т.д.

Психология детей достаточно восприимчива к любым инновациям и один простой пример, связанный с тем, каким образом можно сделать двор, улицу, город чистым, уже приводит к тому, что на всю жизнь вкладывается в голову нежелание мусорить на территории, на которой проживаешь. Необходимо пересмотреть систему восприятия ценностей: дом — не очерченная стенами площадь, а «дом» у нас — территория РФ. Поэтому выходя за пределы квартиры, бросив бумажку — ты точно так же мусоришь дома. Это должны быть продуманные педагогические системы воспитания и системы образования, которые будут внедряться на ранней стадии в систему школьного и дошкольного образования.

Третье – проблема эффективности государственных программ в части природоохранной деятельности и экологии.

Большинство программ, которые применяются на территории РФ, имеют крайне низкую реализацию. То есть мы вроде имеем федеральную поддержку, деньги, кучу преференций, но при реализации программы на уровне муниципалитета мы сталкивается с огромным количеством вопросов, начиная от вопросов по незнанию и неграмотности чиновников нижнего и среднего уровня, заканчивая вопросами со стороны контролирующих органов, которые зачастую приводят к принятию на местах решения по принципу не буду делать, не буду иметь проблем.

Эти программы существуют на бумаге и существует их финансирование, но они абсолютно нереализуемы. В пример можно привести ФЦП «Чистая вода», программа хорошая, но с крайне низкой реализацией.

Необходимо создавать технологичные производства по утилизации отходов и бизнес готов это делать. Но для того, чтобы это предприятие было построено за счёт частных инвестиций и окупаемо, оно должно иметь постоянную загрузку, причём абсолютно правильно сформированную — с раздельной подачей мусора, с четким и понятным графиком загрузки, с потребностью исходящей продукции, полученной по мусороперерабатывающей технологии. Такой продукцией может быть, например, энергия, это широко развито у наших Германских соседей. То есть мусороперерабатывающее предприятие может не только утилизировать мусор, создавать новые материалы, но и вырабатывать энергию, уменьшая таким образом концентрацию и потребление энергии из природных источников, что, в свою очередь, будет приводить к улучшению экологической ситуации.

Также, достаточно велика проблема транспортировки мусора от точки сбора до завода.

Начнем с того, что у нас отсутствует абсолютно селективный сбор мусора, отсутствуют промежуточные полигоны, нет единой системы контейнеров, нет единой системы транспортных средств, которая могла бы обеспечивать своевременную перевозку мусора до точки утилизации. Если перейти сейчас к необходимому раздельному сбору мусора, то мы будем обязаны втрое увеличивать количество автотранспорта, потому что в каждом дворе будет собственная система контейнирования той или иной группы мусора. Здесь необходима чёткая работа государства с законодательством на федеральном и региональном уровне, которая приведёт эту систему управления отходами к единому показателю: все должно собираться в единые источники, с чёткой понятной номенклатурой сборных изделий, с понятной логистической системой, специализированным автопарком, с созданием промежуточных полигонов и контролем за их деятельностью. Тогда действительно мусор доедет до заводов и тогда эти заводы появятся.

Помимо прочего нужно обратить внимание на регламент размещения мусора, так как у нас половина страны – это малоэтажные постройки, дачные посёлки, дачные некоммерческие партнёрство и т.д. На данный момент мы имеем такие регламенты, что фактически вывоз мусора становится невозможным. Поэтому нужно создать единый регламент размещения мусора на территориях ИЖС и ДНП для упрощения процедуры сбора и транспортировки отходов. Далее, нужно изменить комплексную стратегию природопользования и экологии, которая должна быть основана на таких базовых элементах, как воспитание путём введения экологической тематики в систему образования, стимулирования людей и организаций по правильному обращению с отходами и внедрение технологий всеми возможными способами. На это нужно время, поэтому процесс необходимо запускать на начальной стадии уже сейчас.

Отдельная проблема связана с размещением на территории России полигонов по мусоросборке и с системным планированием любых заводов, полигонов, мусороуборочных площадок и т.д. Она является частью проблемы территориального планирования (что было отмечено всеми участниками).

Уровень градостроительной документации и ДТП, которые созданы за последние четыре года, настолько низок по качеству, что бизнес фактически размещает строительные объекты и объекты по утилизации мусора не там, где нужно, а там, где можно. Поскольку документы на бумаге позволяют размещать такие объекты в местах, недопустимых для этого по природным показателям, мы имеем несанкционированные свалки, вырубку леса, произвол чиновничества, коррупцию и т.д. А если мы вернёмся к нормальной системе территориального планирования, которая будет осуществляться профессионалами высокого уровня либо институтами территориального планирования, подконтрольными государству или общественным организациям, то мы создадим нормальную карту экономически обоснованного территориального развития страны, которая в том числе будет содержать и карту возможного размещения объектов, связанных с природоохранной деятельностью, размещения заводов по утилизации твёрдых бытовых отходов, а также создавать барьер к появлению объектов, которые по формальным признакам соответствуют законодательству, но в целом не имеют ничего общего с природоохранными и экологически чистыми объектами, и создают огромную угрозу для экологии и охраны окружающей среды. Помимо этого, необходимо совершенствовать работу надзорных органов, которые справляются не в полном объёме, как по причине коррупционности, так и по причине недостаточной совершенности законодательства своими нормами. Когда норматив может трактоваться в две стороны, любой юрист обосновывает правоту, и соответственно, любой чиновник нижнего звена с удовольствием воспользуется этой поправкой для того, чтобы не принять меры. Закон должен чётко определять позиции, максимально защищать экологию, способствовать природоохранной деятельности и защите населения от техногенных катастроф. В такой ситуации надзор не будет иметь возможности свободного толкования своих действий и будет легко поднадзорен органам, его контролирующим.

Ну и наконец, те системные ошибки, которые выявляются в законодательстве, постоянно вносят на рассмотрение в Законодательные органы власти обширным блоком, что делает невозможным их принятие. Необходимо выделить чёткие проблемы, разбить их на группы. Вносить поэтапно, по одной — две поправки, учитывая опыт общественных организаций и работу с профильными органами федеральной исполнительной и законодательной власти, решать задачи точечно.

Антон Мороз, вице-президент СПб ТПП, член Советов НОСТРОЙ, НОПРИЗ

Экспертное совещание «Роль общественных сил в формировании и реализации экологической повестки»