Сегодня 11 апреля 2019 года исполняется 50 лет со дня кончины митрополита Библского и Ботрисского, ипертима и экзарха Гор Ливанских Илии Карама. Митрополит Илия Карам как архипастырь сыграл важную роль в отношениях Русской и Антиохийской православных церквей, в частности он оказал огромную помощь нашей стране в период Великой Отечественной войны. В настоящее время среди российских православных мыслителей существуют две диаметрально противоположные точки зрения на личность данного архипастыря:

1) Илия Карам -великий праведник XX века, именно по его молитвам Россия спасена во время Великой Отечественной войны;

2) «Проходимец, собиравший и увозивший русское национальное достояние».

Безусловно, обе точки зрения не отражают реальный анализ и объективную оценку этой личности и её вклад в историю. Следовательно, в наши дни особый интерес может представлять системное исследование жизни и творчества Илии Карама и его духовного наследия. 

Илия Карам родился 8 мая 1903 года в г. Бхамдун в Ливане. Возможно, в детстве обучался в одной из школ, созданных при содействии Императорского Православного Палестинского Обществе. В 1918 году стал иподиаконом Антиохийского патриарха Григория IV (Хаддада). Григорий IV был видным деятелем Антиохийской православной церкви. В 1890-е годы он начал сотрудничать с российским Императорским Православным Палестинским обществом в создании школ в Триполийской епархии, а в 1900 году возглавил возобновлённую при Баламандском монастыре Баламандскую духовную школу для подготовки арабских клириков. Прибыв в феврале 1913 года, по приглашению российского императора Николая II, в Россию, Григорий IV посетил Санкт-Петербург, Москву и ряд других городов России, принял участие в торжествах 300-летия дома Романовых, в частности 21 февраля возглавил торжественную литургию в Казанском соборе Петербурга, в сослужении сонма российских и иностранных иерархов. В России он стал кавалером ордена Святого Александра Невского и возглавлял хиротонии ряда священников, в частности, Алексия (Симанского) (впоследствии Патриарах Московского и всея Руси). Как духовный наставник Григорий IV передал Илие Караму особую любовь к России и Русской Православной Церкви. После революции 1917 года Ливан стал одним из центров русской эмиграции на Ближнем Востоке. Здесь работал Толстовский дом, помогавший трудоустроиться эмигрантам, работали библиотека, медицинский центр. Духовным окормлением попавших в беду наших соотечественников занимались священники Антиохийской церкви. Поэтому Илию Карама тесно связывала дружба со многими русскими эмигрантами.

В 1921 году он поступил в Духовную семинарию при монастыре Баламанд в Северном Ливане, которую окончил в 1923 году, а 5 августа 1923 года рукоположён во диакона Патриархом Григорием IV в Дамаске. Илия Карам 6 августа 1926 года был возведён в сан архидиакона Бейрутской епархии, в в 1930 году — в сан архимандрита. В начале 1930-х годов был представителем Антиохийской церкви при Сербском Патриархе, где завязал знакомства со многими деятелями Русской Зарубежной Церкви. Особые отношения связывали Илию Карама с митрополитом Антонием (Храповицким), главой Русской Православной Церкви за рубежом. В 1935 году Илия Карам был приглашён на торжества в Белграде по случаю 50-летия священнослужения митрополита Антония. В 1936 году Илия Карам получил в награду Императорский Орден святой Анны I степени от «Российского императорского дома».
Во время Великой Отечественной войны митрополит Гор Ливанских Илия Карам поддержал СССР вместе с Антиохийским патриархом Александром Третьим. В те годы существовала реальная угроза существованию России, поэтому Илия Карам связывался с христианами всего мира, разоблачая лживые послания Гитлера, который оправдывал своё вторжение в СССР якобы «новым крестовым походом против безбожников». Ему удалось разоблачить лживые послания лидеров нацистской Германии и привлечь многих христиан на свою сторону. Также Илия Карам успешно собирал пожертвования для советских детей и впоследствии передал Советскому Союзу 200 000 долларов на нужды детских домов. Существует известное предание о явлении Илие Караму Божьей Матери, которая объявила ему Божью волю о спасении России от нашествия врагов.

Разумеется, что с научной точки зрения этот факт невозможно подтвердить или опровергнуть. В 1947 году по приглашению Московского Патриархата и Советского правительства Карам прибыл в СССР. Он посетил Москву, Одессу и Ленинград. В Ленинграде Илия Карам принял участие в знаменитом богослужении в Князь Владимирском соборе, а ходе которого, возложил венчик на Казанскую икону Божьей Матери в знак благодарности за спасение России от нашествия врага. Также Илия Карам принял активное участие в подготовке празднования 500 летия независимости Русской Православной Церкви. Митрополит Гор Ливанских проводил большую работу по усилению позиций Русской Православной Церкви в христианском мире и активно выступал против незаконных претензий Константинопольского патриархата на лидерство в православном мире. Во время прибывания в СССР Илия Карам активно собирал пожертвования на нужды бедных приходов Антиохийской Православной Церкви в виде икон и церковной утвари. Этот факт, к сожалению, вызывал неодобрение у некоторых клириков Русской Православной Церкви, которые обсуждали ливанского митрополита якобы за стяжательство. При этом, необходимо уточнить, что Илия Карам, который сам привёз большие пожертвования на нужды советских детей и решительно отказался от Сталинской премии, утверждая, что деньги монаху не нужны. Впоследствии, Карам ещё несколько раз посещал СССР. Во время хрущевских гонений очередные визиты Ливанского митрополита способствовал временному ослаблению антицерковной политики. Важно отметить, что во время своего визита в СССР летом 1960 года Илья Карам принял участие в хиротонии архимандрита Никодима (Ротова), будущего митрополита Ленинградского, во епископа Подольского. Как известно, Никодим (Ротов) был духовным наставником будущего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Илия Карам скончался 11 апреля 1969 года, в Великую пятницу; похоронен в храме города Бхамдуна, близ Бейрута, где он служил. Во время гражданской войны 1970-х храм был взорван. Сейчас останки покоятся в домашней церкви при старом городском госпитале.

Николай Шеляпин, кандидат социологических наук, доцент Сочинского государственного университета, руководитель направления по региональному развитию сети ЦСКП