1. Территориальная схема обращения с отходами во Владимирской области разработана без исполнения п. 2 статьи 12. ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», согласно которому: «Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрогеологических иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации».

Причина игнорирования п.2 ст.12 заключается в том, что закон не обязывает проводить исследования до утверждения Терсхемы, ее разработку на основе результатов исследования.

К 1994 году «Гидроспецгеология» провела исследование территорий нескольких районов Владимирской области, в  том числе Киржачского района, на возможность размещения полигонов отходов. Был сделан вывод, что Киржачский район не пригоден (красная зона) для строительства объектов захоронения отходов. В период 1993-2008 гг. при поиске месторождения подземных вод для нужд Московской области геологи подтвердили, что Филипповское поселение расположено на песках, глубина которых достигает 70-100 м, не имеющих природных глинистых отложений.

Владимирская областная администрация, разработчики Терсхемы не учли (не интересовались) результаты ранее произведенных научно-прикладных геологических исследований. Поэтому возникла конфликтная ситуация, так как проектируемый в Филипповском поселении полигон ТКО попадает на площадь водосбора Клязьминско-Шернинского месторождения подземных вод, зарегистрированного государством в качестве стратегического запаса питьевой воды высокого качества для обеспечения Восточного Подмосковья.   

2. Размещение объектов, заложенных в Территориальную схему, основывается, в том числе — на «СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов», пунктом 3.2. которых установлен предельный размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона – 500 м.  СанПиН 2.1.7.1038-01  основаны на структуре и «производительности» образования ТКО, характерных для советского времени. Они катастрофически отстали от реальности, являются одним из атавизмов, препятствующих созданию современной «мусорной» отрасли, стимулирующих острые и масштабные социальные конфликты.

Исследования, проведенные в Московской области, свидетельствуют о не предсказуемом распространении отравляющего фильтрата полигонов с выходом на поверхность на расстоянии многих километров от полигонов ТКО (свалок) и промышленных отходов.

3.  В связи с деформацией ФЗ-89 в интересах крупного капитала Территориальные схемы ориентированы на создание много миллиардных объектов по обращению с отходами, требующих, с одной стороны, отвода больших земельных участков, с другой, приближения к местам концентрации населения, уже существующим транспортным коммуникациям, источникам энергии, больших объемов ТКО для сокращения срока окупаемости инвестиций. В этой связи запущен «миф» об оптимизации тарифов за счет создания крупных центров накопления, сортировки и переработки ТКО. В условиях технологической отсталости народнохозяйственного комплекса РФ, усиления внешней изоляции страны и «трудностей» ее экономики  большим вопросом является перспектива получения в ближайшее время современной высокотехнологичной отрасли, успешно работающей за счет платежей населения.

В недавнем ответе замгубернатора Владимирской области главе Филипповского поселения дана характеристика ООО «Комбинат», скандально известному по Алексинскому карьеру-свалке, как предприятию, предлагающему построить «комплекс глубокой переработки отходов». На заседании экологического совета при губернаторе Владимирской области (02.02.2019) представитель «Комбината» сделал сообщение о готовности построить в Филипповском поселении предприятие с мощностью 450 т. ТКО в год, с переработкой не более 15-20% поступающих отходов.

4.  Допущенный крен в ФЗ-89 в интересах крупного бизнеса, якобы оперативно способного разрешить нарастающую в стране проблему с ТКО, отразился в отказе от использования мобилизационных ресурсов органов муниципальной власти, умалении их ответственности за создание системы полного цикла по обращению с отходами.

В ФЗ-89, статья 8, функции муниципальных органы всех уровней сведены к работе с местами (площадками) накопления отходов. При этом закон не раскрывает понятие места (площадки).

Вместе с тем, главенствующий, для органов местного самоуправления, ФЗ-131 сохраняет за городскими округами и муниципальными районами, в «вопросах местного значения», право и обязанность участия не только в организации деятельности по накоплению, сбору и транспортировке, но и по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на своих территориях.

Представляется, что дисбаланс, созданный ФЗ-89 между централизацией (региональный оператор с исключительными функциями) и самодеятельностью (инициатива местного малого и среднего бизнеса при стимулирующей организационной роли органов местного самоуправления) затормозит процесс создания современной отрасли обращения с ТКО, приведет (уже привел в некоторых регионах) к дополнительной составляющей обострения региональных конфликтов.

5. Одной из причин коллапса «мусорной» сферы является уничтожение государственной системы санитарного контроля. Фактически, санитарно-эпидемиологическая служба исчезла в районах. Контроль за полигонами ТКО был распределен между природнадзором, потребнадзором, технадзором, что привело к безответственности и, как следствие, к бесконтрольному накоплению на полигонах, нарушению технологии их функционирования, к последствиям, которые рассматриваются в рамках УК.

Одна из причин критического состояния полигонов ТКО состоит в том, что по технологии их работы должна производиться консервация слоев отходов слоями земли. Повсеместно это требование не выполняется: нет такого количества грунта. Другое обстоятельство: земля не восстанавливаемый природный и общественный ресурс; уничтожать землю – преступление.

6. Закон предписывает проведение обсуждения с общественностью Территориальных схем обращения с ТКО. Но закон не требует от органов власти субъектов федерации создания порядка, технологии информирования, организации обсуждения, сбора, учета мнения людей. Формат публичного слушания и общественного обсуждения признан общественностью как профанация. Региональные Общественные палаты и организации ОНФ, в основном, отражают точку зрения региональной власти, но не общественности.

От инициативной группы граждан,выступающих против строительства полигона ТКО в Филипповском поселении Киржачского района Владимрской области,

Благославов Борис Николаевич