Ирина Нагорных,
политический обозреватель RTVI

Группа философов предложила экспертному сообществу и всем ветвям власти разработать документ, описывающий целостную модель российского информационного общества. По мнению авторов обращения, если не очертить эти границы, быстрое распространение цифровых и биологических технологий нового поколения способно нарушить гуманистические принципы, заложенные в Конституции России.

«Коллапс приватности» по дороге к фашизму

Философы, ученые, эксперты Центра социально-консервативной политики (ЦСКП), Центра гуманистической экологии и культуры, Всемирного русского народного собора и других организаций пишут концепцию нового гуманизма для общества победивших цифровых и биологических технологий. Они считают, что общие положения Конституции России требуют толкования: как именно обеспечить права человека, его идентичность и личную неприкосновенность в информационном обществе. Для этого они планируют каждый пункт документа сопроводить оценкой юристов-конституционалистов.

По мнению авторов инициативы, страна вступила в эпоху, когда «количественные изменения в области информатизации и биологии перерастают в качественные», они «существенно меняют привычные формы социального и политического взаимодействия». «Государственные институты, крупные корпорации, медиа получают свободный доступ в пространство частной жизни граждан, наступает «коллапс приватности» – считает гендиректор ЦСКП Людмила Шувалова, – с другой стороны, в новых условиях власть не имеет наработанных методов управления, и сама становится уязвима».

Эксперт Всемирного русского народного собора Сергей Волобуев считает, что применение новаций современной науки с нарушением этических принципов способно привести государство к краху идеологии. «Сейчас слишком сильны стереотипы, что технологии определяют жизнь общества, и нужно плыть по течению. У многих нет понимания, что этими процессами надо управлять, следуя ценностям, которые не зависят от технологий. Иначе – это прямой путь к возрождению фашизма», – говорит замглавы экспертного центра Всемирного русского народного собора Сергей Волобуев.

Неласковое будущее

Как отправную точку, коллектив авторов возьмет тезисы Антропологической хартии, принятый молодыми лидерами стран БРИКС на российском семинаре в прошлом году.

Помимо революционных изменений, которые способны улучшить жизнь человека, в ней описаны некоторые угрозы информационного общества, с которыми столкнутся в недалеком будущем или уже сталкиваются жители России и стран БРИКС:

– сужение пространства свободы и уважительного диалога в Интернете; создание слабозащищенных интегральных баз данных по типу персонального досье с доступом к генетической, медицинской, профессиональной и личной жизни человека;

– развитие технологий, манипулирующих сознанием потребителей в коммерческих целях;

– попытки моделирования поведения человека при помощи искусственного интеллекта, при котором он рассматривается не как уникальная личность, наделенная свободной волей и самосознанием, а как биологически предсказуемый объект;

– разработка видов оружия, сохраняющего в неприкосновенности природную среду, но избирательно действующего только на человека

– отдельные направления биотехнологий, роботизации, которые подменяют право на труд принципом занятости, ведут к «расчеловечиванию» социальных и экономических отношений»;

– клонирование и модификация человека, включая риски редактирования гена; методы генной инженерии, противоречащей человеческому достоинству; евгенические программы и дискриминация носителей «плохой» генетики;

– создание индустрии развлечений, «растормаживающей инстинкты», эксплуатацияплотской стороны репродуктивных функций человека; разрушение семьи

Евгеника на службе у искусственного интеллекта

На Западе, который раньше России, перешел в фазу информационного общества уже существуют подобные концепции. Ими занимаются, прежде всего, международные институты. Например, UNESCO в октябре 2003 приняло Международную декларацию о генетических данных человека.

В 2017 году международная конференция разработчиков и исследователей в сфере искусственного интеллекта в Азиломоре (США) разработала так называемые «Азиломарские принципы искусственного интеллекта». Они затрагивают, в том числе, этические принципы использования искусственного интеллекта. Например, в документе говорится, что он должен создаваться «как полезный, а не как неуправляемый», быть «схожим с человеческими ценностями». «Власть, получаемая из-за контроля над высокоразвитыми системами, не должна подрывать социальные и гражданские процессы», – говорится в документе. – «Суперинтеллект должен разрабатываться для служения широко разделяемым этическим идеалам и на благо всего человечества, а не одного государства или организации». Подписанты договорились, что не могут определить «верхние пределы» развития таких систем.

«Развитые нейросети действительно могут стать для власти важным инструментом. Уже сейчас их применяют в политике. Например, можно выявить предпочтения конкретного избирателя в соцсетях и в зависимости от них демонстрировать ему наиболее привлекательные стороны кандидата, – считает математик, ведущий научный сотрудник института философии РАН Михаил Локтионов. – Но пока искусственный интеллект не научился быть эмоциональным и творческим, его ещё рано бояться. Мы только в начале пути».

Под «Азиломорскими приницпами поставили подписи 3,5 экспертов, в том числе, Стивен Хокинг, Илон Маск, Рей Курцвейл, корпорации Google, Apple, Facebook, IBM, Microsoft.

Отдельные страны принимают свое национальное законодательство, защищающее граждан от «перегибов» прогресса. Например, в США действует закон о запрете на генетическую дискриминацию. Ссылаясь на этот закон, американский генетик Стивен Монро Липкин (StevenMonroeLipkin) в своей книге «Время генома», изданной в 2018 году в России, упоминает об американских, европейских и скандинавских евгенических законах. Они разрешали государственную принудительную стерилизацию «психически больных, преступников, пьяниц, калек, а также сирот и бездомных» вплоть до 70-х, 80-х годов ХХ века. Губернаторы отдельных штатов Америки принесли извинения за эти программы только в начале 2000-х.

Стивен Монро Липкин описывает сотни случаев, когда генетика помогла справиться с наследственными заболеваниями, в том числе онкологическими, но, при этом, не исключает, что в мире могут возникнуть «новые программы стерилизации генетически «нежелательных»» и другие «более легкие формы генетической дискриминации исходя из принципов расизма, гендерных предрассудков, религиозной нетерпимости, гомофобии».

Эксперименты вслепую

В России нет единой концепции и общественно одобренной программы, в соответствии с которой происходит формирование законодательства в области информационных технологий, регулирования интернета, генетики.

В прошлом году президент Владимир Путин признал, что искусственный интеллект и генетика «захватывают» его больше всего как перспективные направления науки. Но активные действия государства на этих направлениях выглядят внезапными и непрозрачными.

В марте 2019 года он издал указ о введении генетических паспортов для россиян, чтобы «противостоять химическим и биологическим угрозам», закрепив кураторство проекта за Советом безопасности. Между тем, полногеномное (а не частичное) секвенирование одного человека стоит порядка 250 тыс. рублей (например, в лаборатории «Генотек»). Государственные органы пока не дали разъяснений, какие данные должен будет содержать такой паспорт, и каким образом власти собираются окупить затраты на создание геномного банка 140 млн. россиян.

Указом от 22 апреля президент определил состав совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий. Возглавит его Мария Воронцова, которую СМИ называют предположительно дочерью Владимира Путина.

На этой неделе МВД потребовало у Минздрава нарушить врачебную тайну и передать ведомству базу на пациентов, страдающих алкогольной, наркотической зависимостью, психическими заболеваниями. Представители МВД мотивировали это желанием объединить данные о здоровье со сведениями о совершаемых преступлениях.

Между тем, базы данных плохо защищены, а утечки данных россиян происходят регулярно, опасность при утечке интегрированных баз данных возрастает. Так, на этой неделе РБК сообщил об утечке персональных данных паспортов и СНИЛС и данных о трудоустройстве более 2 млн. россиян через электронные торговые площадки.

А BBC опубликовало обзор нелегального рынка он-лайн «пробива» – данных о перемещении, биллинги звонков и т.д.

Генетик из США Олег Верлинский указал RTVI на опасность утечек генетических паспортов россиян. Он считает, что в таких утечках может быть заинтересован, например, криминал, действующий на рынке «черной трансплантологии», для поиска наиболее совместимого донора.

«Вызовы цифровой эпохи несут свои риски для человека, в том числе его идеологии, мировоззрения, идентичности – считает исполнительный директор Центра развития гуманистической экологии и культуры Александр Рудаков, один из участников концепции. – Мы не должны упустить возможность сформулировать ее ценностные основы». По его словам, человек не может справиться с этими вызовами в одиночку, и чтобы выработать план действий, необходим консенсус, приемлемый для общества и государства.

Ирина Нагорных, RTVI