Рабочая группа Высшего совета Партии «Единая Россия» – Группа «Устойчивое развитие» представляет материалы общественного мониторинга реализации национальных проектов, достижения национальных целей развития.

(Скачать Рабочие материалы Общественного мониторинга в формате PDF)

Данное направление работы с начала 2019 года стало одним из основных векторов взаимодействия Группы «Устойчивое развитие» и общественных сил, прежде всего на региональном уровне.

В организации и ведении мониторинга, стартовавшего при поддержке Высшего совета, участвуют представители гражданских институтов, общественных организаций, профессиональных сообществ. На основе полученных результатов, выводов и оценок формируются предложения и рекомендации органам и должностным лицам Партии «Единая Россия», представителям Партии в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Публикуя материалы общественного мониторинга, Группа «Устойчивое развитие» подчеркивает актуальность его продолжения и расширения – как формы обратной связи между обществом и государством, формы участия институтов гражданского общества в решении стратегических задач, достижении национальных целей развития.

О МОНИТОРИНГЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ

Необходимость комплексного развития основной триады устойчивого развития: социум, экономика, экология, составляет основу для определения направлений развития российского общества, в том числе с точки зрения задач прорывного развития, определенных в Послании Президента Федеральному Собранию в 2018 году.

Мониторинг устойчивого развития и реализации национальных проектов, с точки зрения постановки задачи, должен отражать, насколько цели, задачи и механизмы национальных проектов не только способствуют задачам прорывного развития, среди которых в том числе, необходимость перехода к новому технологическому укладу, но и не противоречат устойчивому развитию, то есть развитию, при котором не разрушается природная среда и не происходит деградация социума.

С точки зрения задач мониторинга важно анализировать, как будет обеспечиваться достойное качество жизни, как изменится социальное благополучие граждан, какие новые возможности появятся для реализации человеческого капитала, а также насколько реализуемые решения отвечают задачам ответственного подхода в развитии перед будущими поколениями.

Любой политической повестке предшествует общественный запрос. Согласно исследованиям ЦСКП, в 2016 году в обществе сформировался запрос на социальную справедливость, преодоление бедности, борьбу с коррупцией и выбор будущего. Можно сказать, образ будущего был политической повесткой 2017-2018 годов. Исследования в 2018 году показали, что в целом общественный запрос сохранился, но появилась и некоторая динамика: запрос на выбор будущего трансформировался в запрос на необходимость обеспечения перемен, также появился запрос на участие общества в управлении и определении стратегии развития страны.

Политическая повестка 2017-2018 годов в целом реализована: общество сегодня готово к переменам. Обозначенная Президентом серьезная задача по обеспечению технологического рывка сопряжена со значительными трансформациями, как в экономической, так и в социальной сфере, и общество воспринимает необходимость проведения преобразований.

Задача сегодняшнего этапа – формирование актуальной политической повестки. Государственные решения, программы, стратегии чтобы быть успешными, должны обладать публичной ценностью. Это же относится и к национальным проектам. Сегодня прорывное развитие должно стать актуальной политической повесткой, что будет реализацией актуального общественного запроса и позволит сформировать понимание развития как ценности (ценности-отношения) и восприятия обществом развития как необходимости. Стоит отметить, что развитие как ценность в целом достаточно позитивно. Оно определяет направленность общества на продуктивную преобразовательную деятельность. Совместное производство этой ценности является элементом публичной политики и рассматривается как важное условие устойчивого развития общества и обеспечения динамической стабильности политической системы.

Определяя политическую повестку как прорывное развитие важным для эффективных изменений, проведения, реализации этих изменений является открытие политического окна возможностей. Работа группы «Устойчивое развитие» может быть примером эффективного использования поля публичной политики и возможностей публичной политики для успешной реализации поставленных задач.

Можно определить следующие задачи мониторинга реализации национальных проектов: формирование актуальной политической повестки прорывного развития; получение уникальной информации о восприятии экспертными и иными сообществами реализации национальных проектов; выявление точек социального напряжения и выработка мер по разрешению конфликтов; выработка альтернативных решений, способствующих успешному достижению поставленных целей развития; выявление и тиражирование лучших практик; объединение общественных сил вокруг задач развития.

О РАБОЧИХ МАТЕРИАЛАХ ОБЩЕСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА

При формировании сборника не ставилась задача всеохватного отражения процессов движения к национальным целям, процессов реализации национальных проектов. В разделах «из материалов общественного мониторинга» публикуются примеры информационных сообщений, фрагменты материалов СМИ, характерные для информационной картины реализации каждого из национальных проектов, а также экспертные мнения о ходе, задачах и перспективах реализации соответствующих национальных проектов.

При отражении позиций и оценок представителей общественных и деловых организаций, экспертного сообщества учитывались результаты мероприятий, состоявшихся на площадках Группы «Устойчивое развитие» или при поддержке Группы. Большинство проведенных мероприятий были связаны с выявлением актуальных проблем реализации национальных проектов и содействием расширению общественного участия в реализации национальных проектов.

К числу проблемных вопросов, на которые обращалось внимание в ходе мониторинга и которые напрямую связаны с оценкой процессов движения к национальным целям, относятся, в частности:

незавершенность формирования системы показателей достижения национальных целей, реализации национальных проектов;

противоречия в наборах показателей достижения национальных целей, реализации национальных проектов, которыми пользуются разные органы государственной власти, государственные органы;

угроза размывания целей и задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204, за счет введения дополнительных целей и задач;

недостаточно высокое качество (в том числе недостаточно высокая оперативность предоставления) статистических данных; проблема обеспечения соответствия национальным целям процессов реализации национальных проектов (так, в ряде документов и официальных информационных материалов национальный проект «Культура» соотносится только с национальной целью «Обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере», в то время как некоторые другие проекты – с большинством национальных целей). Отказ от жесткой привязки отдельных национальных проектов к отдельным национальным целям не устраняет необходимость в той или иной форме определить планируемый вклад мероприятий национальных проектов в достижение национальных целей.

О дополнительных предложениях по реализации национальных проектов

(учитывая результаты общественного мониторинга, проводимого Группой «Устойчивое развитие»)

Национальный проект «Демография»

Предложения:

Формированием здоровья человека – до сих пор почти никто не занимается. При решении демографических задач надо больше заниматься здоровьем, а не только болезнью. Необходимо расширить строительство инфраструктуры массового спорта (ФОКов). По оценкам, на демографию (на рождаемость) положительно влияет возможность семей жить в собственных домах. Необходимо обсудить задачи расширения малоэтажного строительства, его производственной и технологической базы; рассмотреть возможности тиражирования лучшей региональной (напр., белгородской) практики малоэтажного строительства; рассмотреть вопрос о предложении малоэтажных домов – как одного из вариантов выбора – гражданам в случае реновации, переселения.

Национальный проект «Здравоохранение»

Предложения:

Необходимо ускорить процессы формирования единой информационной системы, объединяющей диспетчерские службы скорой помощи. Эксперты предлагают рассмотреть вопросы подготовки региональных медицинских организаций к приему иностранных граждан – определить территории, перспективные для развития «медицинского туризма» и провести в организациях этих территорий подготовительную работу.

Национальный проект «Образование»

Предложения:

Необходимо обеспечить большую координацию национальных проектов «Образование» и «Культура» (вариант усиления координации: назначение одного ответственного за реализацию этих двух проектов – в т.ч. на уровне регионов). Это важно для поддержки патриотического воспитания, сохранения исторической памяти и культурных традиций.

Предлагается поддержать институты внешкольной работы, наставничества (кружки, спортивные секции), ввести систему аттестации и финансового обеспечения внешкольной работы. Это крайне актуально для противодействия деструктивным влияниям, противодействия деструктивным (криминальным) субкультурам. Предлагается провести в регионах эксперименты по обновлению содержания и методов обучения предметной области «Технология» (ранее известной как «Труд») – сформировать в регионах рабочие группы с участием представителей региональных, местных предприятий.

Национальный проект «Жилье и городская среда»

Предложения:

Эксперты отмечают дефицит (или отсутствие) грамотно разработанных документов территориального планирования – необходим комплекс мер по возрождению институтов территориального планирования в регионах и крупных городах. Эксперты предлагают создать условия для более широкого привлечения местного малого бизнеса к проектам благоустройства, особенно в малых городах, районных центрах. Это усилит не только экономическую, но и общественно-политическую отдачу от тех средств, которые направляются на благоустройство.

Национальный проект «Экология»

Предложения:

В регионах начаты и развиваются проекты по раздельному сбору мусора. Люди видят процесс, но не знают о результатах. Необходимо формировать и представлять отчетные материалы о достигнутых результатах (увеличение переработки вторсырья, сокращение объемов «мусора для свалок» и т.д.). Это важно и для формирования экологической культуры граждан. Поступило предложение ввести «показатели экологической эффективности» для органов власти, государственных структур (в том числе по таким показателям, как сдача макулатуры в переработку).

Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Предложения:

Работа по реализации проекта тормозится неясностью подходов к стандартам дорожного строительства (в частности, по вопросу о возможности и целесообразности дорожных работ при низких температурах; сообщалось, что Росавтодор готов дать такое разрешение). Дорожные работы при низких температурах, неблагоприятных погодных условиях либо существенно дороже, либо некачественны. Расширение права проводить такие работы, за исключением действительно необходимых случаев (чрезвычайных ситуаций, особых региональных условий) – может привести к коррупции, неэффективному использованию средств. Актуальной задачей является снижение стоимости дорожных работ. Эксперты предлагают сформировать и поддерживать реестр лучших технологий, способных снизить стоимость строительства и ремонта дорог регионального и местного значения.

Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости»

Предложения:

Предлагается проанализировать эффективность работы центров занятости; рассмотреть возможность и сроки наделения их дополнительными задачами и предусмотреть сокращение расходов на аппарат центров занятости в случае неэффективной работы. По оценкам экспертов, в центры занятости дополнительные «деньги уже пошли», но эти деньги не связаны с новыми задачами, с повышением эффективности их работы, с появлением программ обучения и переподготовки. Эксперты (например, представители строительной отрасли, указывающие на дефицит профессиональных кадров для реализации задач нацпроектов) выдвигают предложения, чтобы профессиональные объединения участвовали в формировании заказа на подготовку и переподготовку кадров – их количества и специализации (заказ можно реализовать, в том числе, регулируя общее количество мест и количество бюджетных мест в вузах, средних специальных учебных заведениях).

Национальный проект «Наука»

Предложения:

Необходимо обеспечить большую координацию национальных проектов «Наука» и «Производительность труда и поддержка занятости» (в т.ч. путем назначения одного ответственного за реализацию этих проектов). Предлагается расширить привлечение региональных вузов к участию в реализации национальных проектов (определение для региональных вузов государственных заданий на исследования, создание проектных центров, экспертных площадок на базе региональных вузов – первоначально в качестве эксперимента).

Национальный проект «Цифровая экономика»

Предложения:

Предлагается ввести «показатели цифровой эффективности» для органов власти, государственных структур (в т.ч. сокращение бумажного документооборота). По данным мониторинга, необходимо более тесно увязать задачи по оснащению бюджетных организаций современной техникой, программным обеспечением – и возможности отечественного производства этой техники, программных продуктов. Средства на цифровизацию должны идти отечественным, а не зарубежным производителям.

Национальный проект «Культура»

Предложения:

Нацпроект «Культура» — один из наиболее перспективных для общественного участия, но общество плохо информировано о возможностях участия (как показал мониторинг). Предлагается поручить Минкультуры России подготовить и разместить материал, где содержалась бы информация о порядке и возможностях участия в нацпроекте субъектов Федерации, учреждений культуры, некоммерческих организаций и т.д. Затем, на основе материала, подготовленного Минкультуры – предлагается подготовить аналогичные информационные материалы в субъектах Федерации. Получены положительные отзывы о мерах по обеспечению детских школ искусств и училищ музыкальными инструментами. Эксперты предлагают расширить перечень поставляемых музыкальных инструментов, а также распространить эту практику на дома культуры и клубы. Предлагается поручить Минкультуры и Минпромторгу России совместно проработать этот вопрос.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Предложения:

В современных условиях для развития индивидуальной инициативы, личной ответственности, в том числе в плане поддержки фермерства, ведения хозяйства на земле – отдельное и особо важное место занимают садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества, которые играют крайне важную роль в формировании стабильности российского общества.  Эксперты крайне обеспокоены реализацией Федерального закона № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (реализация началась с 1 января 2019 года). Среди возникших проблем – невозможность оформить права садоводов, дачников и огородников на землю и, как следствие, недвижимость, растет бюрократическая и финансовая нагрузка на садоводов, огородников и дачников и т.д. Это вызывает недовольство и напряженность. Объединения садоводов расценивают реализацию закона как «уничтожение дачных и садоводческих товариществ».

Председатель Правительства России дал поручение продлить «дачную амнистию», в Правительстве уже подготовлен проект закона о продлении «дачной амнистии» до 1 марта 2020 года. Есть предложение системно продолжить эту работу и вернуться к обсуждению положений 217-го закона, провести обсуждение совместно с объединениями садоводов, экспертами и по результатам обсуждения – скорректировать, изменить положения 217-го закона, чтобы не допустить роста общественной напряженности и ликвидации российских дачных, огороднических и садоводческих хозяйств. Кроме того, предлагается обсудить вопрос о включении мер по поддержке садоводства, огородничества и дачного хозяйства в программу комплексного развития сельских территорий, так как основными видами деятельности данных товариществ является выращивание экологически чистых плодово-ягодных, овощных культур, что позволяет поддерживать здоровье, в первую очередь детям.

По оценкам профсоюзных организаций, на данных территориях ведут деятельность более 60 000 000 граждан России. Это поможет не только поддержать предпринимательскую инициативу, но и сохранить освоенность сельских территорий, так как данные товарищества на 70% находятся на землях категории сельскохозяйственного назначения. Не секрет, что многие поселения сегодня сохраняются благодаря садоводам, огородникам и дачникам.

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт»

Предложения:

Эксперты (ответственный от Высшего совета за реализацию нацпроекта М. Блудян) предлагают сформировать цифровые площадки, которые бы помогали наладить экспортные поставки российскому малому и среднему бизнесу. Необходимо обсуждение этого вопроса – и возможно, проведение эксперимента, отработка технологий работы таких площадок – при участии представителей (объединений) малого и среднего бизнеса. По мнению экспертов, нацпроект пока не настроен на развитие российских цифровых площадок. Задача запрета экспорта круглого леса остается актуальной. Эксперты отмечают, что российские предприятия, которые занимаются переработкой леса, испытывают дефицит сырья – потому что это сырье уходит за рубеж. Это ограничивает развитие экспортного потенциала, диверсификацию экспорта и в целом диверсификацию экономики. Запрет вывоза круглого леса мог бы усилить эффективную международную кооперацию. Привлечение зарубежных партнеров не к вывозу российского леса, а к инвестициям в его переработку в России, к переносу технологий переработки – могло бы стать вкладом в развитие международной кооперации, достижение соответствующей национальной цели.

Информация о реализации приоритетных национальных проектов в сфере дорожного строительства и транспортной инфраструктуры

(Скачать информацию о реализации)