Мониторинг подготовлен Российским НИИ Культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева для общественного мониторинга достижения национальных целей Группы Высшего совета ВПП «Единая Россия» «Устойчивое развитие».

«1. Существует проблема информирования общества о конкретных механизмах участия в национальном проекте «Культура» (далее – НП «Культура»).

В рамках НП «Культура» запланирована реализация значительного количества очень разных задач, каждая из которых имеет свою специфику, свой порядок подачи заявок на предоставление финансирования, своего оператора (рассматривающего заявки на предоставление финансирования). При этом в национальном проекте участвует не только Министерство культуры Российской Федерации, но также Минпромторг России, Минсельхоз России, Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии и т. д. По каждому направлению соответствующими ведомствами и организациями разработана нормативная и методическая база. Однако отсутствует информационный ресурс, где все «правила игры» были бы сведены в одном месте.

Как показывает практика, органы исполнительной власти отрасли культуры, учреждения культуры, некоммерческие  организации и граждане недостаточно информированы о том, какие существуют возможности получения поддержки в рамках НП «Культура». Лучше других информированы региональные органы исполнительной власти, однако это касается в основном той части НП «Культура», где финансирование осуществляется по заявкам от регионов.

Существующие информационные ресурсы характеризуются в целом рекламной направленностью, хотя и содержат полезную информацию по участию в отдельных подпроектах НП «Культура».

Предлагается:

1) рекомендовать Министерству культуры Российской Федерации подготовить и разместить информационный материал, где по каждому направлению и подразделу НП «Культура» содержалась бы информация о порядке участия (для субъектов Российской Федерации, для некоммерческих организаций и т. д.) плюс ссылка на страницу официального информационного ресурса с соответствующей информацией;

2) рекомендовать органам управления культурой субъектов Российской Федерации подготовить и разместить аналогичные информационные материалы, содержащие в сводном виде как информацию о порядке участия в НП «Культура» на федеральном уровне, так и информацию о порядке участия в разного рода проектах поддержки культуры регионального уровня.

2. Получены положительные отзывы о мерах по обеспечению детских школ искусств и училищ музыкальными инструментами. Выдвинуты предложения о расширении перечня поставляемых музыкальных инструментов, а также о распространении данной практики на дома культуры и клубы.

Предлагается: рекомендовать Минкультуры России и Минпромторгу России совместно проработать данный вопрос, обеспечив при этом широкое информирование общественности.

3. Существует проблема поддержки любительских народных театров, любительских молодёжных театральных коллективов.

Предлагается: рекомендовать Минкультуры России проработать данный вопрос, обеспечив при этом широкое информирование общественности.

4. Получены положительные отзывы о реализации инициативы Министерства культуры Российской Федерации по проведению в музеях мероприятий для учащихся («уроки мужества», «уроки памяти» и т. п.). Указано на недостаточную распространённость таких методик в общеобразовательных школах.

Предлагается: рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации, органам управления образования субъектов Российской Федерации шире внедрять данные практики.

5. Существует проблема нехватки хороших текстов песен для детей младшего и школьного возраста.

Предлагается: рекомендовать Федеральному агентству печати и массовой информации запланировать проведение соответствующих творческих конкурсов.

6. Задача общественного мониторинга НП «Культура» — не только проведение экспертных опросов, но создание постоянно функционирующих экспертных площадок в регионах. Однако успешная работа таких площадок будет возможна в том случае, если рекомендации общественного мониторинга будут услышаны органами исполнительной власти и по возможности проведены в жизнь. Что, в свою очередь, требует конструктивного взаимодействия между субъектами общественного мониторинга, с одной стороны, и Минкультуры России как оператором НП «Культура», с другой стороны.

Механизмы такого взаимодействия могут быть выработаны Высшим советом партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» совместно с Министерством культуры Российской Федерации. Подведение итогов такой работы могло бы осуществляться в рамках периодического заслушивания информации о реализации НП «Культура» на заседаниях Высшего совета партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Информация о положительных практиках реализации национального проекта «Культура» на территории Московской области

1. Проект «Культура малой Родины»:расширение театральной аудитории, гастроли в муниципальных образованиях, поддержка детского театра

Работа Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия» показывает, как можно существенно расширить театральную аудиторию, в том числе для юных зрителей.

С 2018 года, с учётом включения домов культуры в партийный проект, Подмосковье внедрило практику, когда спектакли, поставленные в рамках проекта, идут не только в самих театрах. Театральные коллективы также выезжают в дома культуры других муниципалитетов, особенно тех, где нет собственных театров. Таким образом, удалось существенно расширить охват аудитории: в 2018 году 13 театров осуществили 166 выездов в 50 муниципалитетов; количество зрителей на выезде составило более 63 тыс. человек. Успешная инициатива Московская области рекомендована к реализации на всей территории Российской Федерации.

Справочно: проект реализуется с 2017 года, в него входят два театральных направления – «Театры малых городов» и «Театр детям» (с 2018 года). Кроме того, в рамках проекта реализуется направление «Местный дом культуры» (с 2018 года).

Координатор федерального партийного проекта «Культура малой Родины» в Московской области — О. А. Рожнов, председатель Комитета по вопросам образования, культуры и туризма Московской областной думы.

2017 год: участие в проекте «Театры малых городов» приняли 15 театров (14 муниципальных и 1 областной театр). Каждый театр показал 3 новые постановки (2 взрослых и 1 детскую). Всего поставлено 30 детских спектаклей и 15 спектаклей для взрослой аудитории.

Выделенные средства: 46,9 млн. руб. из федерального бюджета.

2018 год: в проекте «Театры малых городов» участвовали 14 театров из 12 муниципальных образований. Поставлено 42 новых спектакля для детской и взрослой аудитории.

Выделенные средства: всего 108,8 млн. руб., из них средства федерального бюджета – 42,9 млн. руб.; средства бюджета Московской области – 36,6 млн. руб.; средства бюджетов муниципальных образований – 29,3 млн. руб.

В 2018 году участниками проекта «Театр детям» стали 4 театра (2 муниципальных и 2 государственных), поставлено 7 новых спектаклей.

Выделенные средства: всего — 9,1 млн. руб., из них средства федерального бюджета – 4,07 млн. руб.; средства бюджета Московской области – 3,5 млн. руб.; средства бюджетов муниципальных образований – 1,5 млн. руб.

2019 год: участниками проектов «Театры малых городов» и «Театр детям» стали 19 театров (3 государственных и 16 муниципальных).

В рамах реализации проекта «Театры малых городов» будет поставлено 30 премьерных спектаклей (1 взрослый на – 1,5 млн. руб., 1 детский – 1 млн. руб.).

В рамках проекта «Театр детям» будет поставлено 7 новых спектаклей (3 кукольных театра по 2 постановки – 500 тыс. руб. и государственный театр юного зрителя 1 постановку – 1 млн. руб.)

Выделенные средства:

— всего на проект «Театры малых городов» предусмотрено 107,8 млн. руб., из них средства федерального бюджета – 42,9 млн. руб.; средства бюджета Московской области – 36,6 млн. руб.; средства бюджетов муниципальных образований – 28,3 млн. руб.;

— на «Театр детям» в 2019 году предусмотрено 9,9 млн. руб., из них средства федерального бюджета – 4,5 млн. руб.; средства бюджета Московской области – 3,8 млн. руб.; средства бюджетов муниципальных образований – 1,6 млн. руб.

2. Интерактивный проект «Народный Дозор Памяти – Подмосковье»: инновационная форма вовлечения молодёжи в сохранение памятников истории и культуры

Совместный проект Московского областного регионального отделения ВОО «Молодая Гвардия Единой России» и Российского военно-исторического общества позволил создать интерактивный Интернет-ресурс для мониторинга состояния и достойного содержания воинских захоронений с использованием современных космических, геоинформационных и коммуникационных технологий.

В рамках проекта была проведена инвентаризация военно-исторических объектов (ВИО) и создан Единый реестр ВИО Московской области. Все ВИО нанесены на интерактивную карту Московской области, созданную на основе базовой геоинформационной платформы «КОСМОС», разработанной ОАО «НПК «РЕКОД»». Учтено 3017 военно-исторических объектов. На каждый из них составлена и опубликована подробная карточка с описанием актуального состояния объекта.

Формирование единой базы с использованием государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области и результатов космической деятельности позволяет выявить неучтённые и неблагоустроенные воинские захоронения, поставить их на учёт, установить охранные зоны. Следующий этап работы предполагает организацию  системы благоустройства военно-исторических объектов с участием соответствующих органов государственной власти, местного самоуправления, патриотических организаций, добровольческих (волонтёрских) организаций, учреждений образования.

В планах организаторов проекта – создание аналогичного информационного ресурса, посвящённого культурно-историческим объектам.»