В Екатеринбурге на площадке Уральского форума «Устойчивое развитие» состоялся круглый стол «Территориальное развитие и строительство» под председательством вице-президента НОСТРОЙ Антона Мороза.

В состав президиума вошли первый зампред Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель от законодательного органа государственной власти Свердловской области Аркадий Чернецкий, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков.

В своём вступительном слове Антон Мороз рассказал о работе группы «Устойчивое развитие» с момента её создания и о достигнутых результатах, а также об итогах проведённого Северо-Кавказского форума по устойчивому развитию и о готовящемся Форуме в Северо-Западе, который пройдёт 25 сентября 2019 года.

Он сообщил, что на основании полученных в результате работы данных форумов материалов формируется в том числе позиция НОСТРОЙ, которая на совещаниях, проводимых по всем направлениям развития строительства, докладывается президентом нацобъединения Антоном Глушковым Министру строительства и ЖКХ РФ Владимиру Якушеву, вице-премьеру Виталию Мутко, Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Благодаря этому Национальное объединение строителей является основным экспертным институтом, признанным Правительством официально.

«Нацобъединение выступало основным содокладчиком Минстроя России на совещании у Дмитрия Медведева в Ставрополе, и соответственно, имеет прямую возможность донесения проблем строительного комплекса высшим органам государственной власти. Кроме того, через институт Полпредства в округах мы довольно тесно контактируем с Администрацией Президента. На данный момент мы стараемся максимально реализовывать все пожелания строителей и через Рабочую группу «Устойчивое развитие» открываем еще один канал связи, который нам всем так необходим».

Затем слово было предоставлено Аркадию Чернецкому, который выступил с приветствием и рассказал о тех проблемах строительной отрасли, которые существуют на данный момент и которые решаются нормами через институты законодательной власти.

С приветственным словом выступил Дмитрий Волков, который рассказал о работе Минстроя России, о существующих у них проблемах и их решениях, а также о тех чаяниях, которые министерство возлагает на профессиональное сообщество в лице системы саморегулирования.

Презентацию НОСТРОЙ «Условия реализации Национального проекта «Жильё и городская среда»: общероссийские тенденции и опыт регионов Уральского федерального округа» и основной доклад по ней представил Антон Мороз.

В своём выступлении он отметил проблемы, препятствующие реализации нацпроекта, а именно — рост ипотечной ставки, который негативно отражается на объеме продаж, сокращение количества выданных ипотечных кредитов для долевого строительства, перевес выданной ипотеки в сторону вторичного рынка, недостаточное количество действующих договоров долевого участия (ДДУ), крайне малое количество выданных застройщикам разрешений на строительство, а также рост банкротства застройщиков и их уход со строительного рынка.

Для того, чтобы остановить уход с рынка застройщиков, повысить рентабельность проектов жилищного строительства и достигнуть необходимых объемов строительства к 2024 году, по словам вице-президента НОСТРОЙ, нужно сосредоточиться на решении основных вопросов:

Во-первых, необходимо повысить доступность ипотечного кредитования путём стимулирования платежеспособного спроса на жилье с помощью таких дополнительных мер, как установление «ипотечных каникул» для открывших эскроу-счета лиц, развитие рынка ипотечных ценных бумаг, развитие жилищно-накопительной системы, субсидирование первоначального взноса и процентной ставки по ипотечному кредиту и расширение льготных категорий граждан, имеющих право на получение ипотеки по сниженным ставкам.

Во-вторых, увеличить объемы строительства жилищного фонда социального использования.

«Нельзя допустить увеличение кредитной нагрузки на население, поэтому помимо ипотечного кредитования необходимо развивать другие механизмы обеспечения жильем граждан, в первую очередь граждан с низкими доходами. Кроме того, нужно продолжать развивать программы реновации в субъектах страны, имеющих высокую долю ветхого и аварийного жилья. Такие программы также способны поддержать как спрос, так и предложение на рынке первичного жилья, но их развитие сдерживается ограниченностью ресурсов региональных бюджетов. В связи с этим необходимо законодательно развивать механизмы взаимодействия публичной власти и частного инвестора, развивая все возможные формы государственно-частного партнерства и создавая привлекательные условия участия частных инвесторов в реализации таких программ», — говорит Антон Мороз.

В числе прочего необходимо развивать рынок арендного жилья, строительство индустриального ИЖС и обеспечить жилищное строительство необходимыми земельными ресурсами, поддерживать развитие малого и среднего предпринимательства в строительной сфере, совершенствовать институт комплексного и устойчивого развития территорий с снижать расходы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.

«Нужно исключить практику взимания платы за подключение к инженерным сетям с застройщиков, предоставив ресурсоснабжающим организациям льготное кредитование на длительный период с последующим возвратом средств за счет потребителей ресурсов», — предлагает Мороз.

И один из самых главных вопросов, который необходимо решить — это создание условий для перехода на проектное финансирование.

Антон Мороз представил результаты опроса застройщиков Уральского федерального округа о способах финансирования проектов строительства на Урале.

«По состоянию на 11 августа мы получили информацию от 65 застройщиков, работающих в Уральском федеральном округе, которые строят 3,6 млн. кв. метров жилья, что составляет 37% от объема текущего строительства в УФО. Согласно результатам опроса, 6,6% застройщиков получили проектное финансирование, а 25 % из них только планируют его получить. 6% опрошенных сообщили, что будут строить за собственные средства, а 8,8 % выбрали иной способ финансирования».

Полученные цифры, по мнению спикера, свидетельствуют о том, что объем проектного финансирования пока невелик и низкая рентабельность проектов является причиной отказов в получении проектного финансирования. Поэтому нужно принять такие меры по увеличению доступности проектного финансирования, как развитие конкуренции банков в регионах, разработка стандартов проектного финансирования, которые бы исключали навязывание застройщикам трудновыполнимых условий проектного финансирования, субсидирование для застройщиков ставки проектного финансирования на начальной стадии строительства. Кроме того, необходимо активизировать деятельность института поручительства ДОМ.РФ для региональных застройщиков, который повысит уровень кредитоспособности проектов и поможет получить проектное финансирование.  

«Решение этих непростых вопросов позволит выправить ситуацию и выйти на показатели Национального проекта», — заключил Антон Мороз.

Презентация вызвала бурное обсуждение, в ходе которого участники подчеркнули её абсолютную обоснованность и поддержали все представленные НОСТРОЙ предложения.

Заместитель Министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Антон Шафаростов рассказал о проблемах подготовки территории строительства объектов социально-бытового и транспортного назначения, а также представил предложения по их решению.

Первый заместитель директора СРО Союз «Строители ЯНАО» Евгений Кривошеин осветил проблемы с рабочими кадрами в ЯНАО при возведении объектов капитального строительства.

Директор Департамента образования ООО «Альянс инженеров и проектировщиков» Виталий Коновалов представил пример реализации цифровых моделей «БИМ-Центра» и рассказал о цифровизации стройотралсли регионов.

Директор ГК «ЮСИ», почётный строитель РФ, эксперт Комитета по строительству «Опора России» Алексей Сафиоллин рассказал о роли нацпроектов в управлении пространственным развитием и о координации на макрорегиональном, региональном и муниципальном уровнях.

По окончании круглого стола участники подчеркнули, что состоявшийся диалог был крайне положительным и заверили, что поднятые вопросы будут в дальнейшем обсуждаться национальным объединением во всех органах власти.

В завершение был сформирован проект резолюции, в который будут включены дополнения по результатам всех прошедших круглых столов для формирования общей резолюции Форума.