Встреча представителей межвузовской рабочей группы по комплексному устойчивому развитию сельских территорий, Центра социально-консервативной политики Северо-Запад, и инициативной группы по переселению в малые сельские поселения была проведена на площадке МОО патриотического возрождения «Содружество «За други своя»». Участники встречи обсудили основные вопросы в сфере комплексного развития сельских территорий, а также пути повышения эффективности взаимодействия науки, местных органов власти и местных жителей по развитию современных сельских поселений.

Участниками встречи было отмечено, что социально-экономическое развитие сельских территорий при переходе страны к устойчивому развитию невозможно без выявления их возможностей и ресурсов с целью повышения уровня и качества жизни населения на основе научно-методического обеспечения рационального использования окружающей среды.

Государственная политика развития сельских территорий реализуется в документах территориального планирования и правил землепользования и застройки, определяющих основные функциональные зоны сельских поселений и территорий между сельскими территориями. Однако, принятие решений в области градостроительства в сельской  местности во многих случаях носит спонтанный, неупорядоченный характер, поскольку процесс разработки документов территориального планирования обладает недостаточной степенью научной обоснованности и методической проработки. Законодательная основа (государственная программа «Развития сельских территорий РФ до 2025 года» (постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696) и «Стратегия пространственного развития РФ» (утверждённая распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. №207-р.)) недостаточно уделяет внимания методологической стороне территориально-распределенных малых и средних хозяйственных предприятий и их объединений.

Существующие же Проекты «малого освоения территорий» реализуются разрозненно, не имеют общей научной и методологической базы, как правило, находятся в конфликтных отношениях с региональными и местными властями, т.к. не существует механизма их адаптации к стратегиям муниципальных образований различного уровня и субъектов РФ.

Для решения задачи повышения уровня и качества жизни населения на основе научно-методического обеспечения рационального использования окружающей среды, необходимо применение предварительного комплексного обследования сельских территорий, которое должно решать следующие задачи:

  • функциональное зонирование территории;
  • учет природных факторов, влияющих на архитектурно-планировочные и конструктивные особенности объектов капитального строительства;
  • выявление районов, благоприятных для осуществления градостроительной деятельности, ведения сельского хозяйства, создания производственных комплексов, рекреации;
  • выделение территорий, требующих адресной государственной поддержки;
  • выявление проблем социально- экономического и экологического развития;
  • разработка приоритетных направлений развития сельских территорий на основе определения экологического, производственно-экономического и социального потенциала.

Методику комплексной оценки предлагается проводить в следующей последовательности:

  1. Анализ текущего состояния сельских территорий и населенных пунктов.
    1. Оценка  располагаемых  физико-географических  и  социально  экономических ресурсов.
    1. Определение потенциала развития территорий и населенных пунктов.
    1. Разработка сценариев развития территории, а именно: конкретных планов, программ и проектов.
    1. Составление прогноза развития сельской территории на основе оценки текущего состояния и потенциала по всем сценариям для выбора наиболее оптимального.

Преимущество предлагаемого методического подхода заключается в следующем:

  • ориентация на социально-экономические интересы населения через удовлетворение демографически-обусловленных потребностей экономики безопасным способом;
  • использование  натуральных  критериев  оценки  территории  при  обосновании проектов развития;
  • методика   оценки   сельских   территорий   и   населенных   пунктов   проста   в применении и базируется на действующей статистической информационной базе.

Кроме того, участники совещания отметили необходимость координации работы инициативных групп по развитию сельских территорий. Четыре форума по «Устойчивому развитию» были успешно проведены как в Москве, так и в регионах, также необходимо отметить активную работу Федерального сельсовета в лице В.А. Мельниченко, но несмотря на это необходимо дополнительно консолидировать усилия ученых и специалистов по повышению эффективности программы.          Несмотря на некоторые успехи в сельском хозяйстве на «макроуровне», по-прежнему недостаточна поддержка малых и средних территориально-распределенных хозяйственных форм, которые и могли бы стать основой устойчивости территорий России. Это и фермеры, и «новые поселения», предполагающие деурбанизацию, «Родовые поместья», сети из хуторов и т.д. Во многом, развитию этих форм препятствует низкий уровень кооперативного хозяйствования, что влечет изначальные проблемы сбыта производимой продукции, неэффективные формы вознаграждения труда.

Участники встречи отметили необходимость активизации научных подразделений Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт- Петербургской Академии сельскогохозяйственных наук и Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, по подготовке пилотных проектов устойчивого развития сельских территорий. 

Комплексное развитие поселений приобретает особую актуальность в условиях роста безработицы в перенаселенных мегаполисах, обеспечивает прирост самозанятых граждан и является наиболее эффективной формой хозяйствования в случае необходимости самоизоляции при возникновении глобальных угроз (например, распространение инфекций и т.д.). С другой стороны, «экологичные поселения» повышают качество жизни граждан, удовлетворяя потребности современных жителей без ущерба для будущих поколений, формируют более благоприятную биологическую среду и психологическую атмосферу, тем самым формируя дружные рабочие коллективы; в отличии от обособленности и атомизации в густонаселенных городах и агломераций на их основе.

Отдельной задачей должно стать развитие цифровых сетей поддержки горизонтальных связей работы территориально-распределительных хозяйствующих субъектов.

Результатом встречи послужила договоренность о расширении состава рабочей группы по развитию сельских территорий на базе Центра социально-консервативной политики Северо-Запад и активизации работы по обоснованию проектов по устойчивому развитию сельских территорий регионов Российской Федерации.

Авторы:

Игорь Шувалов, Президент Центра социально-консервативной политики Северо-Запада

Валерий Фролов, доцент, к.э.н, директор УКЦ УП СПбГАСУ