Тезисы доклада А. В. Посадского (эксперт Центра гуманистической экологии и культуры) на  ФОРУМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (24 сентября 2020 г., Санкт-Петербург)

  1. Благодаря обновленной Конституции Россия имеет все основания сегодня стать оплотом идеала нравственно-правового, народно-исторического государства в глобальных масштабах.
  2. Народно-историческое государство характеризуется непрерывной преемственностью в реализации задач. Его существование определяется не только настоящими задачами и потребностями, но и в не меньшей степени — задачами прошлого и будущего. Оно призвано хранить культурные и природные начала народной жизни, обеспечивая связь времен и поколений.
  3. Нравственно-правовое государство основано на классическом правопонимании, подразумевающем, что право опирается на уходящие в века нравственные нормы, зиждется на исторически выверенных принципах народного правосознания.
  4. Следуя Конституции РФ, перспектива развития России – это и перспектива экологического государства. Такое государство руководствуется приоритетами сохранения природного и культурного наследия, природного и культурного дома человека, сбережения человека как целостного, духовного и телесного существа. Идея культурных (их называют также и экологическими) прав человека в исчерпывающей полноте раскрывается в ценностном пространстве России и содержится в Конституции РФ. Речь идет об ответственной передаче культурного и природного наследия грядущим поколениям в качестве добровольно принятого обязательства, о правообязанности сохранения культурного и природного наследия как источнике формирования будущего.
  5. Россия – великая Экологическая держава, Экологическая страна-цивилизация. Экологическая идентичность – сущностная идентичность России. Ее цивилизационный код может быть раскрыт как экологический. Россия — цивилизация, базирующаяся на экологических принципах мироосвоения, стратегиях сбережения культурных и природных форм мироздания. Инспирированные Россией интеграционные процессы на территории Евразии всегда были подчинены экологическому императиву, нося культуросберегающий, народосберегающий и природосберегающий характер. Экологически ориентированное устойчивое развитие в центре которого находится человек –  российский цивилизационный выбор и национальный путь. 
  6. Будучи суверенным политическим и цивилизационным пространством, самобытным евразийским государством-цивилизацией,  Россия исторически полагала собственные стратегии устойчивого развития в глубокой взаимосвязи с путями формирования Евразийского мира. В прошлом и настоящем Россия выступала и выступает динамично развивающимся субъектом евразийских интеграционных процессов разного уровня сложности и интенсивности. Ее участие в модерации евразийского полюса устойчивого развития планеты остается крайне востребованным. При этом от благополучного сложения этого полюса во многом зависит и сама судьба страны.
  7. Российская цивилизация исторически сформировалась как коммуникативное сообщество, не преследующее целей глобального доминирования. Коммуникативная этика Российской цивилизации основывается на уважении духовного достоинства народов, умении увидеть всю глубину и своеобразие их исторического пути, их культурного и природного наследия. Принципы коммуникативной этики Российской цивилизации адекватны современной ситуации, характеризующейся глобальным пробуждением идентичности, требованием стран и народов сохранить самоидентификацию, превращением темы идентичности, сбережения природного и культурного наследия в ключевую тему международных отношений. Они могут послужить обретению полноформатных механизмов стратегического взаимодействия между странами, раскрытию потенциала их кооперации.
  8. Коммуникативная этика Российской цивилизации, как этика экологическая, исчерпывающе раскрыта в трудах мыслителей России, описывающих российское цивилизационное самосознание как самосознание экологическое. Следуя их воззрениям, сохранение культурного и природного наследия является воплощением  человеческого достоинства. Следуя их воззрениям, экогуманистические ценности – глубинные, сердцевинные ценности Российской цивилизации и всего евразийского мира. Они способны выступать гуманитарной платформой евразийских интеграционных процессов. Важно раскрыть их объединительный потенциал.
  9. Российской цивилизации присуще взаимодействие со странами как имеющими право на культурное наследие и самобытное развитие. Несомненно, ей свойственно архитектоническое стремление, выражающееся в склонности поддерживать и формировать определенный образ мироздания. При этом речь не идет о конструировании некой искусственной идентичности. Имеются в виду глубинное раскрытие идентичности общечеловеческой, обнаруживающей себя в различных формах.  Имеются в виду поддержание и содействие развитию мира как всечеловеческого солидарного космоса в неповторимых конфигурациях. Подобное архитектоническое стремление обусловливает логику российского глобального мегатренда.
  10. Присущие Российской цивилизации принципы коммуникативной этики могут быть всецело востребованы в современных евразийских интеграционных процессах. Опираясь на них, возможно выстроить стратегические линии взаимодействия между странами Евразии. Речь идет о взаимодействии как кооперации между активными субъектами исторического процесса, о взаимодействии, зиждущемся на базе признания прав на культурное и природное достояние и сопряженного с ними права на суверенное развитие. На путях подобного взаимодействия возможно обретение евразийского консенсуса – согласия касательно безопасного и стратегически стабильного развития стран и народов Евразии на основании исторически вызревших ценностей и идентичностей, сбережения всей полноты природных и культурных богатств.
  11. Современные евразийские интеграционные процессы могут быть осмыслены в ключе стратегии евразийского консенсуса. Ее естественно-правовыми основаниями является осуществление права на культурное наследие, реализация естественного права на природное достояние.
  12. 12.   Стратегия евразийского консенсуса в той или иной степени дана в российских миростроительных принципах. Речь идет о единой стратегии — российской цивилизационной стратегии, стратегии формирования Российского цивилизационного Дома,  служащей скреплению  Российской цивилизационной общности и стратегии общеевразийской, способствующей единению народов на Евразийском континенте,  сложению Большой Евразии.
  13. Стратегия евразийского консенсуса связана с раскрытием понимания общего блага народами Евразии. Речь идет о признании народами и странами Евразии исторически сложившихся ценностей и зиждущихся на них образов жизни началами развития и сотрудничества. Речь идет о согласии относительно определения принципов достойной жизни в соответствии с исторически выработанными стержневыми ценностями и культурными нормами. Речь идет об обретении согласия стран и народов касательно безопасного и стратегически стабильного развития на основании исторически сложившихся ценностей и идентичностей, при сохранении и приумножении богатств культурного и природного мира.
  14. Несомненно, достойная жизнь подразумевает материальное благосостояние, являющееся результатом динамичного модернизационного движения общества. Но исторически сформированные ценности как раз и выступают источником современного развития. Движение в современность осуществляется на основании, в органическом творческом единстве с исторически сформированными идентичностями, при творческом сохранении культурных и природных почв, а не вопреки им. Движение в современность на основании исторически сформированных ценностей и идентичностей, сохранения природных и культурных богатств, сегодня важно осознать в качестве существенного принципа созидания Большого Всеевразийского Дома, устойчивого развития Евразийского пространства, влекущего органическое сложение интеграционных процессов.
  15. Стратегия евразийского консенсуса основывается на видении Евразии миром культурных связей и традиций. Евразия предстает целостным пространством духовных связей и коммуникативных линий, совокупностью исторически вызревших традиций и форм диалога. При этом требующие сбережения исторически укорененные духовные связи воспринимаются как способ существования взаимодействующих культур, способ бытия культуры, неотделимый от ее ценностно-смыслового содержания, ее сути. 
  16. Стратегия евразийского консенсуса означает видение интеграционных процессов в ракурсе многонародного форума культурной памяти – форума взаимного признания, взаимного открытия духовной глубины другого, на котором осуществляется сближение и обретение общности,  открываются общие ценности и пути развития.
  17. В контексте стратегии евразийского консенсуса интеграционные процессы призваны воплощаться в пространстве целостного исторического самосознания. Речь идет о видении народами Евразии собственной кооперации в ракурсе исторической глубины, о видении укорененности интеграционного взаимодействия в глубинных пластах и коллективных идентичностях прошлого, об осознании исторического соприкосновения и взаимопроницаемости форм культурного наследия. В таком случае кооперация имеет основания осуществляться в ракурсе культурного союза между народами, сложения союза народно-исторических государств — государств с высокой ценностно-насыщенной идентичностью.
  18. В контексте стратегии евразийского консенсуса интеграционные процессы подразумевают союз государств, ориентированных на классическое понимание права, когда естественное (или нравственное) право, вбирающее в себя морально-нравственные суждения, исторически вызревшие представления о солидарности, культурной идентичности, отношении человека к природному миру, выступает источником формирования права позитивного.
  19. Стратегия евразийского консенсуса связана с образованием культурно-экологического союза народов как основания перспективного полюса евразийской интеграции, выводящего на качественно новый уровень взаимодействие России со странами всего евразийского мира. Она предполагает, что исторические пути сложения Культурной Евразии, Евразии духовных связей, ценностей и традиций, Евразии Экогуманистической определяют пути формирования современной Экономической Евразии – пространства взаимодействующих экономик стран и народов. Речь идет о единой стратегии — российской цивилизационной стратегии, служащей скреплению  Российской цивилизационной общности и сложению Большой Евразии.