В Центре социально-консервативной политики проходит круглый стол, посвященный повестке и результатам обсуждений, состоявшихся в рамках Петербургского международного экономического форума.

Петербургский форум – одна из тех площадок, где сейчас формируются новые решения для новой глобальной экономики, международных экономических отношений. И на сегодняшний день, это главная из таких площадок.

Уже понятно, что прежняя модель глобальной экономики, заряженная – а можно сказать, зараженная – однополярностью, создает проблемы для всего мира, а не решает существующие проблемы.

Открывая обсуждение, Генеральный директор Центра социально-консервативной политики Людмила Шувалова заявила, что
«современный этап развития российского государства и общества ставит серьезные задачи в научно-образовательной сфере. Необходима разработка новой образовательной стратегии России, предполагающей обеспечение прямого и непрерывного взаимодействия отечественной науки, производства и образования, а также создание системы отбора, подготовки, продвижения, поддержки высококвалифицированных кадров, в том числе дружественных России элит на евразийском пространстве, противодействие русофобской пропаганде и искажению истории».

По мнению Людмилы Шуваловой, «необходимо перейти к новому этапу суверенного развития – инновационной модернизации экономики страны, выстраивании новой организационно-правовой и технологической платформы развития. При этом необходимо формировать ее на принципах устойчивого развития человеческих сообществ и цивилизации в целом».

Член рабочей группы «Социально значимые инициативы» Высшего совета Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», директор Дирекции спецкомплексов ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева» Владимир Карагодин отметил:

«Как работника авиационной отрасли, безусловно порадовали планы по масштабному наращиванию темпов изготовления гражданской авиационной техники, а как работника уникального предприятия, разрабатывающего и изготавливающего самолеты амфибии, безусловно был рад услышать поручение нашего Президента о необходимости наращивания усилий по борьбе с лесными пожарами. Уверен, наша Бе-200 при её изготовлении в достаточном количестве, позволит решить данную задачу. Для себя могу сделать вывод, что ближайшие 2-3 года в нашей стране произойдёт значительное изменение рынка труда, людские ресурсы, высвободившиеся из торговли, должны будут перейти в промышленный сектор, где сейчас большой дефицит кадров, как это обеспечить? В этом большая задача нашего государства. Этот вопрос мы с коллегами озвучивали на заседании рабочей группы Высшего совета ВПП «Единая Россия» «Социально значимые инициативы», так же, по моей информации кадровый блок будет реализовываться в партийном проекте «Выбирай своё»».

«Впереди много трудной, напряженной работы, но пока мы едины, нас не победить!» — резюмировал Владимир Карагодин.

Для обеспечения устойчивого развития, создания безопасного будущего исключительно важны опыт работы, практика работы таких форматов, как БРИКС, ШОС, Евразийский экономический союз, Союзное государство. Обстановка требует объединения действий всех, кто не приемлет однополярный североатлантический диктат. У нас общие угрозы, и противостоять им лучше вместе. Такого мнения придерживается заместитель председателя Евразийской конфедерации Сергей Петряев. «На фоне непростой международной ситуации необходимо активнее развивать отношения со странами БРИКС, ШОС (Китай, Индия, Бразилия, странами Арабского мира). Особое внимание следует обратить на привлечение новых проектов и направлений для инвестиций.»

«В рамках решения вопросов импортозамещения важно сохранить высокое качество товаров и продукции, не допустить отставания в высокотехнологических отраслях» — считает Сергей Петряев.

Директор ЦСКП по международному сотрудничеству Константин Петриченко заявил, что «на протяжении последних 100 лет Россия в той или иной форме находится под санкционным давлением. А, если историю изучать строго применительно к данной теме, то антироссийские санкции, фактически, начались еще в период позднего Средневековья, при Иване Грозном. Однако, к сегодняшнему дню это не помешало стране стать ядерной державой, первой освоить космос, развивать науку и культуру, успешно решать важнейшие социальные задачи. В 2022 году Россия столкнулась с очередной волной внешних ограничений, нацеленных на сдерживание ее развития. Страны Евросоюза, США, Австралия, Канада и Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея, Япония объявили санкции России. Столетний исторический экскурс санкционного давления доказывает, что санкции наносят ущерб российской экономике, но не являются губительными для нее».

«Российская экономика занимает 11 место в рейтинге национальных экономик по объему ВВП: в 2021 г. данный показатель составил 1,83 трлн USD. Наибольшую долю в ВВП имеет реальный сектор экономики – совокупность всех отраслей материального и нематериального производства, за исключением оказывающих финансово-кредитные и биржевые операции. В настоящее время Россия занимает 2 место по добыче природного газа и нефти, 3 место по производству пшеницы и картофеля, 4 места по производству чугуна, 5 место по выплавке стали, 13 место в мире по производству транспортных средств» — отметил Константин Петриченко.

Эксперт уточнил, что «в 2014 году после присоединения Крыма Россия в очередной раз стала объектом международных санкций, однако фактически они были введены только в отношении нефтегазовой отрасли, финансового сектора и оборонно-промышленного комплекса страны и не нарушили сложившиеся хозяйственные связи в других отраслях реальной экономики».

По мнению Константина Петриченко, «исследование системы международных коммерческих операций Российской Федерации позволяло сделать вывод о наличии двух ключевых проблем: низкий уровень импортозамещения, неспособность государства защитить внутренний рынок от более конкурентоспособной зарубежной продукции; сырьевая направленность российского экспорта, низкий уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке».

В 2022 году после начала военной спецоперации в Украине развернута экономическая блокада России, сопровождающаяся оттоком иностранного бизнеса из страны.

«Пусть экономисты говорят о необходимости импортозамещения, однако, по сути, речь идет о фактической перестройке национальной экономики с тем, чтобы противостоять санкциям и стабилизировать дальнейшее экономическое положение в РФ, а именно: спонсировать на государственном уровне, в первую очередь,  средний и малый бизнес; оптимизировать банковскую систему применительно к новым условиям; мощно инвестировать в развитие отечественных отраслей, производящих импортозамещаемую продукцию; открыть доступ отечественных производителей к более широкому кругу зарубежных потребителей на новых направлениях. Искать потребителей российских товаров в странах, с которыми отношения это допускают» — заметил эксперт.

«Учитывая выше перечисленные меры по обеспечении стабильности развития страны в условиях санкций, нужно говорить об ускорении развития, именно, — реального сектора экономики, развитие отраслей, способных максимально заместить потери от сокращения объемов импорта. Важно развивать все отрасли и сферы промышленности, в первую очередь, для того, чтобы обеспечивать необходимыми товарами своих граждан, чтобы продукция отраслей промышленности стала более конкурентоспособной на мировом рынке» — резюмировал Константин Петриченко.

Соучредитель и Координатор исследовательской группы ЦСКП Леонид Горяинов отметил, что «выступление Президента Владимира Путина на ПМЭФ — мощное концептуальное видение целей, задач и действий для развития российской экономики в текущей ситуации, перезагрузки взаимоотношений между ведущими мировыми центрами».

«Самое важное — это акцент на «человеческом измерении» всей экономической деятельности, на отдаче еë для граждан страны, на приросте человеческого капитала России» — считает эксперт.

Эксперт ЦСКП Сергей Касьянов заявил, что «Владимир Путин в своем послании к участникам и гостям юбилейного 25 ПМЭФ заявил о правильности ранее выбранного курса социально-экономических реформ. Новые условия развития России подтвердили поставленные задачи и ускорили движение в развитии к обозначенным целям».

Он уточнил, что «в новых условиях Президент особо выделил важность повышения качества региональных и муниципальных команд управления. В целях стимулирования развития управленцев на местах, Президентом России поручено увеличить грантовую поддержку городов и исторических поселений».

«Президент подчеркнул необходимость продолжения поддержки бизнеса на новом уровне, в том числе с контролирующими, следственными и судебными органами. Владимир Путин отметил высокую ответственность, которую продемонстрировали российские предприниматели» — подытожил Сергей Касьянов.

«ПМЭФ-2022, как ожидалось, несёт на себе отпечаток актуальных событий в мире» — заявил координатор проекта «Гражданский экзамен» Сергей Волобуев. Он отметил, что «в своем выступлении президент России Владимир Путин продолжает линию своих программных обращений на разных площадках, в частности, на Валдайском клубе. Его послание — это импульс оптимизма, вопреки паническим настроениям части деловых сообществ. Уточню — оптимизма очень трезвого, рационального, сознающего все вызовы и угрозы. Источником оптимизма Путина является ценности, понимание, что рано или поздно жизнь, в том числе экономическая , войдёт в берега, а эти берега — именно ценностные, а не сугубо хозяйственные параметры».

По мнению Сергея Волобуева, «ещё один важный элемент послания: Россия не стремится к полной автаркии. Наш образ экономического будущего: справедливый хозяйственный миропорядок, развитие для всех стран и народов, основанное на кооперации и сотрудничестве. Конечно, такой порядок несовместим с проектом «золотого миллиарда», крах которого совершается в наше время».

Руководитель Центра социально-консервативной политики «Северо-Запад» Игорь Шувалов утверждает, что «есть необходимость в формировании собственных «временных параметров ESG», но это должно происходить в постоянном диалоге с мировым программами, так как иначе в последствии образуются слишком большие разрывы, которые придется сшивать. Это не исключает борьбу за влияние на общемировые параметры».

«Вообще, главным, с моей точки зрения, сегодня является неискаженная информация, частые «точки отсечки» по контролю и корректировке реализуемых проектов и программ, наличие альтернативных сценариев на всех уровнях (общегосударственном, отраслевом, региональном и так далее), на которые может оперативно осуществляться переход, в том числе изменение приоритетов, соотношений финансирования, корректировка бюджета» — отметил Игорь Шувалов.

Ректор Ульяновского государственного университета Борис Костишко считает, что «до недавнего времени университеты России были практически полностью изолированы от реального процесса инноваций. Это было обусловлено тем, что в условиях рыночной и открытой экономики бизнесу было выгодно закупать технологии и устройства, например, самолеты у крупных поставщиков, а не вкладываться в разработку отечественных. Так дешевле, быстрее и надежнее. Поэтому университеты накапливали большое количество предпроектов, имеющих перспективу внедрения, но не реализованных по указанным выше причинам. Фактически проектная деятельность для вузовского сообщества – это способ развития талантов и повышения компетенций своих сотрудников и студентов».

«В изменившейся ситуации появилась критически важная необходимость получать научные прикладные разработки на внутреннем рынке и доводить их до 6-8 уровня технологической готовности (готовность к серийному производству). Очевидно, что это сегодня проблемное направление. Университеты и крупные промышленные предприятия в основном работают с бюджетом разного уровня и пока не научились получать заказы от бизнеса. Кроме этого, отсутствуют механизмы и фонды, позволяющие устранить так называемую «долину смерти» проектов на ранней стадии их существования.  Сейчас появилась крайне редкая возможность и острая необходимость не просто изобретать и плодить пустые патенты, а главное научиться эти разработки внедрять в производство. Поэтому необходимо провести переформатирование всей системы научной прикладной деятельности от формирования системы целевых государственных проектов и фондов, до пересмотра критериев оценки деятельности ученых и привязки результатов научного труда к практическому применению. Мы не настолько богаты, чтобы дарить свои разработки «партнерам», а потом стоять в очереди на их покупку» — подытожил Борис Костишко.

«Россия должна остаться в том или ином глобальном проекте. На данном этапе необходимо определяться не только с выбором проекта. Важно выбирать проект, где, с одной стороны, у населения можно в долгосрочной перспективе иметь надёжную глубинную поддержку, а с другой – иметь реальную возможность обеспечить себе или лидирующие, или хотя бы паритетные с лидерами условия распределения прав и властных полномочий» — такое мнение высказал в ходе дискуссии генеральный директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев.

«В международном разделении труда необходимо срочно менять партнёров на страны с менее развитой технологией и на регионы с большой численностью условно бедного населения. Это оставляет шансы на технологический прорыв за счёт, как рынка сбыта, так и более дешёвой встречной кооперации, при смене отрицательного на сегодня по эквивалентности торгового обмена, на положительный» — добавил Владимир Боглаев.  

Нет вариантов просто переждать нынешний кризис или вернуться к докризисной ситуации, потому что именно эта ситуация, именно завышенная роль «коллективного Запада» и привела ко всем финансовым, экономическим, политическим потрясением последних лет и даже десятилетий. Нужно выстраивать новую модель глобальной экономики.