В ЦСКП в рамках подготовки доклада «Переход к устойчивому развитию: консервативный взгляд» состоялся круглый стол «Консервативные ценности как платформа для международного политического диалога». Участники констатировали, что при разумном и системном подходе к выстраиванию международных финансово-экономических связей санкционное давление против нашей страны не приведёт к успеху.

По мнению модератора круглого стола, Директора ЦСКП по устойчивому развитию и коммуникациям Ильи Горбунова, одним из «мостов» поверх санкционных экономических барьеров, всё более становится криптоэкономика. «Криптоэкономика стала значимой мировой ценностью», — считает он.

Исполнительный директор РАКИБ (Российская Ассоциация криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна) Александр Бражников полагает, что при дружественном правовом регулировании отрасли со стороны государства она способна принести великолепные результаты и обществу, и государству в виде налогов. Он рассказал, что отрасль развилась и окрепла «без малейших вложений со стороны государства», и сейчас государство могло бы поддержать её или, по крайней мере, не мешать её развитию. Всё больший интерес к различным блокчейн-инструментам (не только криптовалютам, но и NFT, децентрализованным финансам) проявляют государственные структуры, крупные корпорации. И РАКИБ всё больше времени уделяет консультированию их специалистов.

GR-директор ООО «Битривер Рус» Олег Огиенко подчеркнул, что законопроект Минфина «О цифровых валютах» в доработанном виде, а также внесённый в мае депутатский законопроект о майнинге являются большими шагами вперёд в направлении полной правовой прозрачности майнинга как генерации цифровых валют. «Центробанк РФ хочет, чтобы обращения крипты в стране вообще не было, но хорошо, что такая резкая позиция не нашла поддержки других ведомств» (отметим, что против запрета майнинга решительно выступило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации). Теперь, по мнению Огиенко, важно не загубить отрасль «налогом на киловатты», который некоторые чиновники предлагают взимать с криптогенерации.

Позиция РАКИБ очень проста: налог имеет смысл взимать только при выводе сгенерированной криптовалюты в «фиат» (обычные деньги) как налог на уже полученную стоимость, а не как налог с расходов предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Александр Бражников призвал «не выдумывать глупые налоги». Он отметил, что энергосистема РФ централизована и в стране на ряде территорий Сибири и Забайкалья много просто лишней электроэнергии (от гидрогенерации) и, например, в Иркутской области предприятия генерации могут обеспечивать цену 80 копеек за киловатт. «Сейчас китайцы готовы ввезти 50 контейнеров оборудования для крипто-майнинга», и на этом на энергоизбыточных территориях можно фактически делать деньги из воздуха.

Генеральный Директор ЦСКП Людмила Шувалова задала вопрос о социальном эффекте майнинга, в частности, в плане занятости. В ответ Александр Бражников подчеркнул, что майнинг – это ещё и способ увеличить промышленный и финансовый потенциал многих депрессивных территорий, где исторически мало субъектов экономики, без ввоза туда тяжёлого промышленного оборудования и строительства огромных производственных корпусов (майнинговое оборудование очень компактно). А в плане регулирования нагрузки на сети он считает оптимальным применять дифференцированные тарифы.

Евгения Бурова, директор по маркетингу ООО «Корпорация ”Финтех”» отметила, что многие сервисы блокчейна,  криптовалют и Web3 (Интернет 3.0) «написаны русскими», но России не принадлежат. Пора перестать воспроизводить эту ситуацию, считает она: «Деятельность по генерации всех видов цифровых продуктов на блокчейне, всю эту индустрию надо в правовом плане описать, придать ей полную легальность и поставить на службу нашей экономике». В том числе, чтобы избежать ситуации, когда те, кто что-то закупает или продают за криптовалюты, нарушают закон. Что особенно нелепо в сегодняшней ситуации.

Вице-президент РАКИБ по коммерческим проектам Максим Зеленевский считает, что преимуществом РФ на мировом крипто-рынке может стать обилие «зелёной» генерации электроэнергии и дружественный правовой режим. На вопрос о том, на какую стоимость может быть добыто криптовалют в неком обозримом будущем, он ответил, по подсчётам РАКИБ, в 2021 году на территории нашей страны было добыто около 36 тысяч биткоинов (по среднему «курсу» на первую декаду июля в $20 000 за биткоин —  это около $720 млн, но в 2021 году стоимость биткоина в моменте подскакивала до $69 000).

Заместитель директора по связям и коммуникациям АО СУЭК (Сибирская угольная энергетическая компания) Дмитрий Голованов пошутил, что майнинг «некоторым образом очень близок нашей копании» в первичном смысле этого понятия, хотя и в генерации криптовалют компания опосредованно участвует (добычей угля и энергетическими мощностями). С августа экспорт российского угля в Евросоюз закрыт и компания осторожно диверсифицирует сбыт с упором на азиатско-тихоокеанский регион, вплоть до Индонезии. «Естественно, что наши партнёры в регионе стараются воспользоваться нашей сложной ситуацией и стараются снижать цену». Однако спрос на уголь – объективен, несмотря на «зелёно-климатическую повестку» и даже европейцы вынуждены расконсервировать ранее закрытые шахты».

Представитель ЦСКП в Пекине Дмитрий Новиков также полагает, что ждать от азиатских партнёров, например, от китайских фирм, что они будут для поддержки России жертвовать своими интересами – нереалистично. Они не афишируют этого, но действуют так, чтобы избежать вторичных санкций условного Запада, число примеров чего будет увеличиваться. Китайский прагматический подход основан на «взвешивании» всего. Это надо учитывать и не строить иллюзий. В этой связи он процитировал Мао Цзэдуна: «Перспективы светлые, но путь извилист».

Советник президента фонда «Наш фонд» Алексей Лакустов считает, что Индия в торговых взаимоотношениях с Россией «тоже хочет пользоваться выгодами ситуации». Страна теснейшим образом связана с западными рынками, поэтому для работы с Россией специально «выделяет» компании, которые заведомо могут не бояться вторичных санкций.

Партнёр Консалтинговой компании «Кепт» Михаил Клементьев заметил, что «вход в Китай и Индию возможен и через другие юрисдикции». В частности, большой интерес к посредничеству проявляют фирмы Объединённых Арабских Эмиратов. Велик потенциал сотрудничества с финансовыми структурами, действующими на принципах «исламского банкинга» и необходимо его реализовать. Надо учитывать и ряд других специфик. Например, для работы с Вьетнамом обязателен локальный партнёр в этой юрисдикции.

Координатор исследовательской группы ЦСКП Леонид Горяинов призвал во всех вопросах формирования новой экономической реальности мира действовать осторожно, «консервативно, без браво-залихватских методов и избегать «лихих» решений. Одним из них он видит планируемый налог на киловатты на майнинг: «Никто же не устанавливает цену бензина в зависимости от целей вашей поездки». Другой момент: громогласный отказ от Болонской системы в высшем образовании может уже с нового учебного года критически сжать рынок образовательных услуг для иностранных студентов (число которых в российских вузах, по данным Минобрнауки в 2021 году составляло 324 тысячи). Он считает, что многие разного рода «символические демонстрации» как минимум бесполезны. Если мы со своей метрической системы мер – метров и граммов перейдём на пуды, вершки и аршины – не станем сильнее. А если на фунты, галлоны и футы, — мы не станем технологичнее и прогрессивнее.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что роль России в мировых производственных торговых цепочках может только усилиться, если мы осознаем свои резервы, научимся правильно выстраивать связи, подавать и продавать. «В тех странах, которые мы сегодня упоминали, живёт 4 млрд людей», — напомнил модератор круглого стола Илья Горбунов.