В рамках подготовки Концептуального доклада посвященного устойчивому развитию на современном этапе, в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП) в рамках Форума «Гражданское согласие и общественная безопасность» состоялся Круглый стол на тему: «Демографический переход и рынок труда: новые принципы социальной политики».

Модератор Круглого стола, Директор ЦСКП по устойчивому развитию и коммуникациям Илья Горбунов отметил, что сегодня, когда уже всем очевидно, что «бюджет явно не является бездонным» и «социальная роль крупных компаний, особенно тех, деятельность которых сосредоточена в регионах Арктической зоны и Крайнего Севера, возрастает многократно». Кроме этого, сегодня такие компании становятся драйвером развития машиностроительного комплекса страны, поскольку обеспечивают заказы на высокотехнологичную технику.  

Таким образом, подчеркнул модератор, именно положение крупных ресурсных социально ответственных компаний может обеспечить «и вопросы демографии, и социальную политику».

 Руководитель рабочей группы «Социально значимые инициативы» Высшего совета партии «Единая Россия» Владимир Катренко подчеркнул, что «поддержка демографии и рынка труда, актуализация социальной повестки для действительно устойчивого развития страны важнейшей является задача народосбережения на всей территории России. Эта задача требует больших вложений и соответствующей ресурсной базы.

По словам Владимира Катренко, крупные российские ресурсные компании, деятельность которых связана в том числе с работами на крайнем севере и в труднодоступных районах, имеют особенную ценность для российской экономики, территориального развития страны и социальной сферы на территориях, где по объективным причинам не может работать «обычная экономика». «И, несмотря на сложные условия деятельности, в том числе санкции, эти компании следуют принципам устойчивого развития и ответственного управления, поддерживают государственные экологические проекты, осуществляют собственные программы в области экологии, поддерживают кадровый потенциал на территориях присутствия», отметил руководитель Рабочей группы «Социально значимые инициативы».

Исключительно важно, что именно крупные компании имеют потребности и возможность формировать заказы на изготовление техники с уникальными свойствами. А также вести совместные проекты с флагманами машиностроения, например, по созданию новых моделей машин для карьерных работ, для труднодоступных районов и территорий крайнего севера. Такие проекты должны найти всестороннюю поддержку, в том числе, на государственном уровне.

И одна из мер такой поддержки – создание экономических условий, стабильной налоговой системы с возможностью предоставить правительству и регионам прав на введение льготных режимов для компаний, продолжающих прежние и начинающих новые инвестиционные проекты, включая и расширение действующих производств.

Среди таких мер – предоставление равных возможностей по применению пониженной ставки по налогу на прибыль организаций для всех резидентов Арктической зоны. Введение налоговой льготы по имущественному налогу для организаций, ведущих строительство и реконструкции объектов в Арктике. Эти меры налоговой поддержки необходимы уже сейчас, поскольку санкции оказывают, и будут далее оказывать влияние на внешнеэкономическую конъюнктуру. И поддержка компаний, которые проводят социально-ответственную политику развития человеческого и индустриального потенциала, является государственной задачей.

В подтверждение этих слов Старший вице-президент ПАО ГМК «Норильский Никель» – руководитель Норильского дивизиона Николай Уткин отметил, что социальная составляющая, поддержание здоровья работников всегда были и остаются важнейшими для компании. Цель «Хорошее здоровье и благополучие» включена в ESG-программу Норникеля. Корпоративная медицинская инфраструктура Компании включает 7 медицинских учреждений и более 70 модернизируемых объектов здравпунктов и кабинетов ПРМО. Для оснащения выбраны самые современные высокотехнологичные системы и устройства. Ведутся собственные уникальные научно-технические разработки. На реализацию программы выделено свыше 10 млрд. рублей.

По словам Николя Уткина, в сложнейших условиях жизни на севере приходится прилагать усилия для того, чтобы удерживать на контрактах медицинских работников, поддерживать санаторную базу, спортивные объекты и специальную здравоохранительную информационную систему (успешно действует мобильное приложение и чат – бот). В целом, меры поддержки позволяют успешно привлекать медицинских работников всех квалификаций из многих регионов, в том числе, столичного. 

Следует особо отметить, что «Норильский Никель», развивая корпоративную медицину, проводит программу содействие здравоохранению в регионах присутствия Норникеля.

Комментируя развитие производственной базы и импортозамещения, Николай Уткин упомянул недавно состоявшийся форум в Норильске, на котором присутствовали представители более 200 компаний, и совещание с коллегами из автоконцернов «Камаз» и белорусского «Белаз».    Возможности для замещения импортных комплектующих имеются, важно системно подойти к данному вопросу. В настоящее время, уже есть схемы переделки двигателей, которые позволят восполнить возможный дефицит этих важнейших узлов, в том числе и для подземной техники.

Производственные и социальные аспекты развития крупных ответственных ресурсных компаний, требуют сбалансированного подхода со стороны государства.

Руководитель Экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной думы Михаил Орлов отметил, что деятельность в Арктике, несомненно, нуждается в налоговой поддержке. «Льготы по налогу на имущество и на прибыль равно для всех, включая сырьевые компании, — Министерство финансов считает мешающими наполнению бюджета. Действует только уменьшение для резидентов арктической зоны НДПИ на суммы приобретённых основных средств, то есть капитальных инвестиций, и Минфин всё время старается приравнять их к остальным», — рассказал Михаил Орлов.

Внешнеполитические условия всё активнее требуют решить, хотим бы больше налогов, или не остаться без экономики (которая эти налоги «питает»). Так, Дума позволила Правительству «смещать» сроки налоговых выплат, сокращено количество контрольных мероприятий. С одной стороны, сократилось количество выездных проверок со стороны налоговых инспекций. Но число так называемых «предпроверочных мероприятий» возросло, как и сопровождающих их требований произвести  доплаты. С 1 января 2023 года вводится Единый налоговый счёт и платёж. «Правильно ли выбрано для этого время?», — задает вопрос Михаил Орлов. Он ещё раз привлёк внимание к тому, что в это сложное время есть дилемма: «меньше экономики» или «меньше налогов» и её надо очень аккуратно решить именно сейчас: «Экстраординарная ситуация должна заставить многое в это время пересмотреть».

Владимир Щербаков, советник Заместителя Гендиректора – директора по связям и коммуникациям Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) уверен, что поддержка малых и средних городов (МСГ) является абсолютно необходимым условием поддержания промышленного потенциала страны, активизации внутренних резервов. «До 90% их жителей не хотят покидать эти города», — привёл он социологические данные. В этой связи он обратил внимание, что в МСГ проживает порядка 48% жителей России, но строительство в них составляет только 2-3% от общего объёма в стране. «Строительство концентрируется в областных центрах (по приведённым им данным от 75% в Иркутской области до почти 100% в Бурятии, а в Новосибирской области, например, 82%), при том, что из малых городов люди уезжают, так как не обновляется жилой фонд. А жилой фонд не обновляется, потому что строительные фирмы считают невыгодным там строить: нет покупателей». Между тем, около 40% работников готовы к ипотеке при приемлемых ценах предложения.

Вывод в данном случае: следует  использовать для решения проблемы различные инструменты – экономические, организационные и правовые, в рамках стратегии пространственного развития страны, включая региональный госзаказ. Необходимы льготы для малых строительных компаний, которые позволят им работать не только в региональных столицах.

Председатель РОСПРОФЖЕЛ Сергей Черногаев подчеркнул, что РЖД не только не чужды, но и исторически издавна свойственны глубоко продуманные социальные подходы. Она, разумеется, не может работать иначе, как поддерживая во всех отношениях кадровый потенциал на всей территории деятельности, обеспечивая одну из важнейших связующих страну систем.

Эльвира Атаева, Генеральный директор АО «ВО Машиноимпорт» рассказала, что санкционный режим заставляет на ходу менять привычные подходы: с европейскими компаниями работать было привычно и понятно. Теперь приходится перестраивать цепочки поставок, ускоренно сертифицировать продукцию, приходящую по сложным траекториям. Дополнительной проблемой является получение деталей, например, к лифтам иностранного производства. Однако такая перестройка идёт, коллапса в поставках она не ожидает, хотя новая логистика и локализация технологий потребуют времени. И в этих условиях особенно хотелось бы облегчить налоговое бремя, развернуть систему к технологическому сектору, понимая его шире, а не только как компьютерную отрасль и IT.  

Владимир Карагодин, директор Дирекции спецкомплексов ПАО «ТАНТК имени Г. М. Бериева» в своей презентации предложил один из путей решения инфраструктурных проблем труднодоступных территорий.

В планы реконструкции российской аэродромной сети входит строительство и реконструкция 121 аэродрома — национальной опорной аэропортовой сети. Стоимость строительства аэродрома класса Г-В составляет 1,7 – 2,5 млрд. рублей. Очевидно, что при ограниченных бюджетных средствах задача реставрации местной аэропортовой сети становится трудновыполнимой, недоступной администрациям небольших, но многочисленных северных районов. Выход в создании сети сертифицированных гидроаэродромов с наземной инфраструктурой, что стоит на порядок меньше, а подготовка площадок для обслуживания гидросамолётов – на два порядка дешевле, чем подготовка аэродромов для самолетов с колесным шасси (около 200-150 млн. рублей).

Применение гидроавиации возможно с существующих морских и речных портов. Для эксплуатации самолётов-амфибий, в ряде случаев, гораздо более выгодных, чем вертолеты, на территории России пригодно более 2 500 естественных и искусственных водоемов. Кроме внутренних водоемов, самолеты-амфибии могут применяться на закрытых акваториях 51 морского порта с использованием имеющегося портового оборудования.

К вопросам пространственного развития страны и их прямой связи и с демографией, и индустриальным развитием, обратил внимание директор ЦСКП-Северо-Запад Игорь Шувалов. Он отметил, что если, как утверждают многие экономисты, необходима концепция «мобилизации», то она должна быть основана на неких географические и отраслевых «опорных точках». Среди них, по его мнению, и арктическая зона.

Россия обладает одним из лучших наборов экологических параметров и, соответственно, определенным «экологическим резервом» при реиндустриализации, в которой РФ, несомненно, нуждается, в том числе для полноты реализации своего суверенитета. Сегодня необходима выработка собственных российских стандартов ESG.

Что касается «мобилизационного проекта», то пока не определены его границы, не определен минимально необходимый набор взаимоувязанных составляющих и его соотношение с интеграционным проектом. Нет понимания, о какой именно интеграции может идти речь. На протяжении ряда лет речь шла о евразийской интеграции стран ЕАЭС, а также проектах БРИКС и ШОС. Сегодня на постсоветском пространстве, чётко обозначены перспективы (28 программ) только в развитии российско-белорусских отношений.

В отношении БРИКС и ШОС наблюдается определенная интеграционная активность за счет намечающихся тенденций отхода от однополярного мира, но этот тренд пока до конца не сформирован.

Мобилизационный план может включать в себя всю экономику или ее часть, иметь открытые и скрытые составляющие (мобилизационные мощности). При этом, желательно, чтобы он имел законченный комплексный вид, который в дальнейшем может корректироваться. В противном случае на теме мобилизации возможны манипуляции, растягивание и перетягивание ресурсов, — полагает Игорь Шувалов.

Подводя итоги дискуссии, участники вновь подчеркнули, что роль крупнейших экономических структур в развитии страны и взятая ими на себя ответственность более чем значительна. И для выполнения этой роли они, как и другие экономические субъекты, нуждаются продуманной поддержке критически важной для страны деятельности, и особенно, на ресурсно-важных территориях с заведомо сложными условиями хозяйства.

Предложения, высказанные в ходе дискуссии, будут объединены в аналитическом докладе и направлены во все органы власти.