Посадский А.В., эксперт ЦСКП, профессор Китайского Нефтяного Университета (Пекин), Посадский С.В., эксперт ЦСКП, профессор Китайского Нефтяного Университета (Пекин)

Современное время есть время конкурентного позиционирования двух моделей цифровизации – техницистской и гуманитарной. В первом случае горизонты человеческого существования сужаются до элемента анонимной цифровой машины. Во втором они способны расшириться до единства со всем мирозданием.

Техницистская модель цифровизации связана с абсолютизацией формальных аспектов информационных систем. Техницистский структурно-функциональный подход к информационным системам способен обернуться лишением их ценностного стержня. Его использование может привести к пренебрежению роли личности в общественной жизни. В контексте данного подхода, информационные системы имеют шансы быть увиденными машинами принудительного регулирования и контроля, не учитывающими всей сложности общественного бытия.

Цифровые системы – зеркальные формации, отражающие состояние человеческого общества. При этом речь идет о формирующих общество формациях. Воспроизводя состояние общества, они в тоже время воздействуют на него. Их влияние на социум определяется тем культурным материалом, который они несут.

Цифровое общество – общество формируемое. Как таковое оно призвано быть ценностно формируемым, что присуще всем исторически устойчивым социальным образованиям. Ценностное формирование  не тождественно тотальному контролю, искусственному проектированию общественной жизни с чистого листа, манипулированию  посредством антигуманных методов социальной инженерии.

Необходимо помнить: основа общества – свободная личность. Цифровые технологии должны создавать условия для раскрытия человеческой свободы. Они призваны обеспечить существование общества как  основанной на свободе высокосложной системы  –  свободной сложности.

Всеохватывающее проникновение цифровых технологий в человеческую жизнедеятельность должно быть уравновешено влиянием ценностно насыщенного интеллектуального гуманизма. Цифровое общество – интеллектуальное и личностно ориентированное.  Первоочередная задача – усиленное вырабатывание его ценностно-мировоззренческих элементов как базовых оснований.

Сущностный вопрос цифровизации есть вопрос о киберкультурном дискурсе. Что станет ведущей культурой цифровизации? Идет ли речь о продолжении классического культурного дискурса в цифровой век, которому собственно и обязаны цифровые технологии своим появлением? Или же речь идет об осуществлении цифровизации на основе техницистских подходов и при доминировании «культуры» потребления, когда культурной ортодоксии отведена участь маргинальных субкультур?

Наше время характеризуется замещением социальной функции классической (традиционной) культуры «цивилизацией» потребления. В чем заключается данная функция? В стабильном воспроизводстве общественных отношений, моделей социализации индивидов в духе высоких (классических) ценностных установок.

Культура – кладовая народного творческого опыта, содержащая представления о человечности, личном достоинстве, сбережении духовности и природы. В кризисные эпохи она представляет собой духовный арсенал народа, из которого можно подчерпнуть стратегии выживания и безопасности. Именно сопричастие высоким культурным ценностям обеспечило жизнеспособность и устойчивость развитию человеческого рода.

Процесс упадка социальной функции классической культуры достаточно поздний. Он начал «победное» шествие лишь в конце 20 – начале 21 века, т.е. в современную эпоху. Он во многом хронологически совпал с бурным развитием информационных технологий, но отнюдь не был им обусловлен, что, однако, имело кризисные последствия. Информационный век стал строиться исходя из принципов отчуждения технологий и ценностей, инструментального и ценностного, человечного и технологического. Традиционная духовность, ее социально значимые функции во многом оказались не отраженными в цифровых зеркалах. А между тем именно классическая исторически сложившаяся духовность представляет собой опорную, несущую конструкцию информационного пространства, как и развития человеческого рода в целом.

Современную теорию цифровизации целесообразно развивать на базе отечественной интеллектуальной традиции, достижений мысли России, а также в органической связи с ценностями Российской цивилизационной общности.

Осуществление цифровизации требует видения технологий, общества, природы и культуры в их неразрывной связи, признания человека субъектом технологического творчества, духовных ценностей и культурных традиций, творческим хранителем культурного и природного достояния. Такое видение соответствует интеллектуальной традиции русского космизма, являющей ценностное пространство России.

Программа радикального отвержения технологий неприемлема с точки зрения традиционных духовных ценностей, так как деятельность воодушевленная именно ими стала источником духовного и материального преображения мироздания.

Следуя учению русского космизма, технология способна быть космоустроительным искусством  – искусством воссоединения мира и человека, их преображения и сбережения. Раскрытие созидательных возможностей технологии, заложенных в самой природе — призвание человека, являющее его достоинство. Технологический разум, вносящий смысл и гармонию во вселенную, творящий и сберегающий ее связи, проявляет себя разумом экологическим. При этом надо осознавать, что для человечества остаются риски быть порабощенным дегуманизирующей технологией, ведомой ложными целями разрыва связей мироздания.

Стратегии цифровизации, основанные на размывании суверенитета личности, рассевании суверенитетов больших субъектов исторического процесса (народов, стран, цивилизаций) могут и должны быть оспорены, так как провоцируют ценностную и демографическую катастрофы. Воплощение подобных стратегий способно превратить страны и народы в большие «машины надзора и потребления», лишенные исторической памяти, и, как следствие, в исчезающие сообщества, нации устойчивой депопуляции.

Модели цифровизации, базирующиеся на системах тотального контроля за поведением личности (пусть и в «благих» целях улучшения ее морального состояния), на принципах закрытия существенных сегментов информационного пространства оборачиваются сковыванием творческих сил человека, изоляционизмом, подрывающим творческий дух, влекущим консервацию отсталости.

Глубокий исторический опыт и интеллектуальная традиция России дает основания сформулировать стратегии цифровизации, делающие возможными преодоление критически обозначенных подходов. Речь идет о программе сбалансированной цифровизации, позволяющей посредством системы гибких, эластичных, тонких настроек осуществить сохранение личного и народного суверенитета, достичь целостности национального информационного пространства, его самодостаточности и самоцельности при творческой открытости.

Сбалансированная цифровизация предполагает формирование высокосложных цифровых платформ, в основу которых заложены принципы творческого синтезирования, нацеленные на обретение гармонии ценностей и технологий. Сбалансированная цифровизация служит развертыванию творческого потенциала личности, отражению в цифровых зеркалах больших исторических тел (народов, стран и цивилизаций), отражению, способствующему, а не препятствующему их динамическому развитию. Она суть  цифровизация экологическая, зиждущаяся на творческом раскрытии экологического ценностного кода, (несомненно, присущего Российской цивилизации), воодушевленная экологическим императивом – императивом творческого сбережения природного и культурного наследия, сохранение человеческого в человеке. Как таковая она может быть осмыслена в качестве важной слагаемой проекта созидания экологической цивилизации.

Для русского космизма homo sapiens («человек разумный») есть homo creator («человек творящий»). Homo creator – личность, воссоздающая посредством высоких технологий связь времен и поколений, восстанавливающая глубокую историческую память, воскрешающая духовный мир отцов, их ценности ради поколений грядущих.  Деятельность «человека творящего» носит времяпреодолевающий и времяобразующий характер. В ее ходе осуществляется овладение временем, осознанное управление им. Овладение прошлым,  его творческое воссоздание является ключом к овладению будущим. Только воссозидая полноту духовной жизни отцов, можно достичь братского, солидарного управления человека над миром. Восстановление связи с прошлым выступает основанием регуляции будущего человека и космоса.

В контексте философии русского космизма, технологии становятся средствами воссоздания глубокой исторической памяти человеческого рода как основания его прорыва в будущее. При этом русский космизм недвусмысленно оппонирует теориям и практикам отчуждения человечества от исторической памяти посредством «ценностно- нейтральных» технологических систем, ибо в таком случае у человечества будущего попросту  нет.

Следуя русскому космизму, галактика цифровых коммуникаций призвана стать механизмом накопления, сбережения и трансляции человеческого опыта, духовного достояния человеческого рода. Она призвана связывать нынешнее поколение с прошлыми. Мириады цифровых нитей видятся востребованными ради осуществления цели приобщения к исторически накопленному духовному опыту человечества. Они должны быть задействованы во имя его усвоения, сбережения и приумножения. При их посредстве человек способен полнее овладевать достижениями исторического развития, творчески наследовать их, раскрывать как часть личной идентичности, хранить. Цифровые технологии видятся содействующими передаче новым поколениям человеческого опыта —  передаче творческих сил человечества как его сущностных сил.

В контексте философии русского космизма, информационные потоки призваны отражать разумное развитие человеческого рода. Нельзя забывать: человек разумный стал таковым благодаря наследованию умных традиций. Образ человека разумного есть плод усвоения человечеством умных традиций, идущих из глубины веков. Без опоры на умные традиции каждое поколение должно было бы начинать свою историю с чистого листа. Без их наследования никакое прогрессивное развитие человеческого рода попросту станет невозможно.

Цифровые технологии призваны к отражению умной сущности традиций. Накопление, сбережение и трансляция умных традиций, этих творческих семян человеческой жизнедеятельности – вот в чем истинный смысл цифрового века. Цифровой век имеет все основания стать эрой творческого развертывания умных традиций человеческого рода.

Цифровые системы могут быть увидены каталогами исторически вызревших ценностей и традиций, служащими формированию общественной солидарности. Они могут быть осознаны энциклопедиями традиций и ценностей, которыми руководствуется общество.

Цифровые технологии  — пакет современных обществосберегающих и государствосберегающих технологий, служащих продуктивному воспроизводству  и творческому развитию общественно-государственной жизни, а не ее замещению.

Информационные системы есть социальные структуры. Социальные общности обладают информационной сущностью. Цифровые процессы должны быть поняты как сложные, социальные по своей сути, как имеющие социальное и культурное строение.

Принципиально важными видятся вопросы тектологии (греч. «учение о строении») цифрового пространства. Цифровая трансформация социально-экономических систем протекает на фундаменте цифровых платформ. Она связана с их структурной платформизацией.

Необходимо, чтобы ценностные системы были включены в цифровые платформы и определяли ход цифровизации. Непрерывно технологически и духовно обновляющиеся цифровые платформы –  динамические, экспансионистские структуры цифрового века,  структуры, осуществляющие технологическое и ценностное преображение мира.

Цифровые платформы – платформы интеграции, объединяющие экономические, технологические, социальные процессы. Сущность интеграции в конечном итоге связана с интеграцией экономических, технологических, социальных процессов ценностными порядками. Отмеченные процессы должны быть ценностно интегрированы, включены в культурные целостности.

Цифровые платформы выполняют интегрирующую функцию, если они сами культурно интегрированы, ценностно интегрирован их структурный состав. В противном случае, полагаемые как «ценностно-нейтральные», они могут содействовать общественной дезинтеграции, распаду социальных и экономических связей, ущемлению естественных прав личности, разрушению ее достоинства.

Цифровые платформы могут стать глубокими интегрирующими системами (и даже экосистемами) при условии их созидания на основании принципов единства техники и культуры, взгляда на технику как культурную реальность, исходя из учета исторического целеполагания культурных общностей.

Углубление ценностного оформления информационного пространства должно стать имманентной логикой его развития. Динамика цифрового прогресса определяется возрастанием ценностного содержания информационных систем, ростом культурно оформленных сегментов информационного пространства.

Цифровизация является органической составляющей и фактором развития российского цивилизационного процесса.

Цифровизация России не тождественна тактической адаптации страны к глобальным информационным полям. Россия несет собственную  модель формирования цифрового пространства. Она обладает достаточным ценностным потенциалом, чтобы быть глобальным информационным актором. Цифровое пространство призвано способствовать глубокому раскрытию ценностной системы страны, обладающей универсально интегрирующим характером.

Исторический опыт России, ее интеллектуальные традиции позволяют концептуально и жизненно обеспечить стратегию структурного синтеза ценностей и технологий, уразуметь  гуманистический контекст развития технологических систем.

Продвижение императива российской цивилизационной идентичности в информационном пространстве перспективно соединить с идеей гармонизации технологических и ценностных форм, с фундаментальным проектом их творческого воссоединения и синтезирования, с раскрытием значения гуманитарной составляющей в формировании технологий, с инициированием эры большого ценностно-технологического синтеза.

Уникальность Российской цивилизации, исторический опыт сформированных ей социальных отношений позволяет превратить информационный век в большую эпоху культуры, эру цифровой духовности. Речь идет о том, чтобы вернуть информационному веку утерянную им культурную сущность. Именно в этом может быть значение современных социальных практик и основанных на них технологических систем, которые предлагает Россия.

Россия способна стать лидером в процессах возвращения информационному веку ценностных вертикалей как его базисной стратегической составляющей, предотвращая, тем самым, антропологическую и экологическую катастрофы. Ее миссия в цифровой век должна определяться универсальностью – обретением тесного взаимодействия и гармоничного слияния технологий и ценностей. Собственно именно в этом и заключается суть учения о ноосфере – вернуть человечество к духовному, ценностному мышлению в высокотехнологическую эру, выстроить ее на глубокой  ценностно-рациональной основе.

Сегодня необходимо придание цифровому веку целостности, возвращение информационному веку его духа. Важно, чтобы в цифровых зеркалах был отражен суверенитет национальных культур и их творческое взаимодействие, мир во всей сложности и многозначности, коллективный этос человечества в его уникальных формах. Тогда цифровой век сможет осуществиться в качестве эпохи творческой свободы. Человечество сможет поднять собственное развитие на новую, более высокую ступень. Шаги в этом направлении должны быть предприняты на территории Евразии — через созидание евразийской цифровой сферы, служащей всеобщему процветанию.

 Литература

  1. Анализ мирового опыта развития промышленности и подходов к цифровой трансформации промышленности государств-членов Евразийского экономического союза. / Информационно-аналитический отчет. Москва, январь 2017 г. – 116.
  2. Асаул В.В., Михайлова А.О. Обеспечение информационной безопасности в условиях формирования цифровой экономики // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. — 2018. -№ 4 (38). — С. 5-9.
  3. Исаенко, А. Н. Человеческий капитал в современной экономике / А. Н. Исаенко // США. Канада: экономика, политика, культура. — 2002. — № 2. — С. 110-127.
  4. Медведев, Д. А. Национальные приоритеты: Статьи и выступления / Д. А. Медведев // Социально-экономическое развитие России: новые рубежи. — М.: Изд-во «Европа», 2008.
  5. Руденко М.Н., Вертакова Ю.В., Курбанов А.Х., Репин Н.В., Михайлов О.В. Информационное обеспечение управления регионом и организациями с использованием аутсорсинга. — Курск, 2019.
  6. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.
  7. Callicott В. Conceptual Resources for Environmental Ethics in Asian Tradition of Thought // Philosophy East and West. 1987. Vol. 37. № 2.

Источник: Цифровизация: стратегические модели и фундаментальные принципы (metaparadigma.ru)