Основу всех успешных решений – военных, внешнеэкономических, социальных – определяет база, или, иначе говоря, — тыл. Сегодня как никогда важна экономическая стратегия, которая сможет стать для страны тем решением, которое определит главные направления развития потенциала РФ. Поддержка промышленности, высокотехнологичных отраслей, фундаментальной и прикладной науки – это не просто задача роста валового внутреннего продукта. Это гонка на опережение буквально по всем направлениям: ресурсным, промышленным, машиностроительным, и безусловно – высокотехнологичным.

Важным направлением поддержки промышленности является налоговая политика, которая определяет диапазон принятия решений бизнеса, позволяет формировать стабильное развитие. Снижение административного давления – один из основных факторов данного направления.

Основополагающие разделы Концептуального Доклада в области поддержки и развития промышленной политики разработаны членами Рабочей группы «Социально значимые инициативы» Высшего Совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Андреем Клепачем, Главным экономистом ВЭБ РФ («Промышленная Политика и Технологический Суверенитет в условиях гибридной войны», «О поддержке научно-технологического развития», «Меры поддержки доходов населения) и Михаилом Орловым, Председателем Экспертного Совета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы, Главой департамента налогового и юридического консультирования KЭПТ («Антикризисные предложения по налоговой поддержке»)

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ В УСЛОВИЯХ ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ

Первоочередные меры

Экономическая и гибридная война, начатая Западом против России, резко изменила условия функционирования российской экономики. В отличие от ковидного кризиса 2020 года, где эпицентром спада стали сфера услуг и транспорта, в современном кризисе наибольшие трудности ожидают промышленность и транспорта.

Экономическая блокада России со стороны Запада – надолго, и поэтому наряду с первоочередными стабилизационными мерами необходимы средне- и долгосрочные преобразования, направленные на преодоление накопившихся структурных окон уязвимости и решение прорывных технологических задач.

Первоочередные меры и среднесрочные задачи:

  • Перенастройка логистический цепочек импорта и экспорта. Восстановление нарушенной логистики экспорта и импорта и оперативное замещение выпадающих поставщиков и потребителей.
  • Поворот экспорта на Восток;
  • Импортозамещение критических видов продукции;
  • Наращивание мощностей по выпуску отечественной продукции: масштабный рост производства Ту-213, Ил-476, ПС-90, обеспечение производства кадрами;
  • Обеспечение финансовых условий: доступные и длинные деньги. Обеспечение финансовой стабильности ведущих предприятий и секторов промышленности в условиях низкой доступности кредита, нарушений внешнеэкономических платежей, подорожания и дефицита ключевых комплектующих и материалов.

Среднесрочные задачи:

  • Обеспечение импортозамещения и восстановления критических сегментов промышленности и инфраструктуры (микроэлектроника, станкостроение, производство подшипников, автомобилестроение, авиационная промышленность);
  • Опережающее развитие науки и технологий, формирование передовых научно-технологических центров и корпораций мирового уровня, по приоритетным направлениям развития, подготовка широкого слоя инженерных и квалифицированных кадров высокого уровня;
  • Выстраивание новой сети связей и поставок, с созданием совместных компаний и центров в дружественных (невраждебных) странах Востока, Африки и Латинской Америки. Финансовая поддержка через институты развития покупки бизнесом критических зарубежных активов (в т.ч. с использованием ресурсов валютного консорциума);
  • Создание нового механизма долгосрочного проектного финансирования с помощью институтов развития и специальных «бессрочных облигаций».

Новая отраслевая политика

Новая промышленная политика – не реиндустриализация, а переход к новому технологическому укладу как к основе промышленного производства. Тем не менее, необходимо решить критические задачи, связанные с организацией бесперебойного производства в важнейших сферах. Импортозамещение – вынужденный, но необходимый маневр на пути к новому производству.

Обеспечение стабильного производства базовой продукции, пусть и на основе промышленности предыдущего технологического уклада, должно стать страхующим механизмом, позволяющим без риска потери финансово-экономической стабильности и нарушений в области безопасности перейти к широкомасштабному развитию экспериментальной прикладной науки в высокотехнологичных отраслях экономики и в межотраслевых сферах научной и производственной деятельности.

Для определения подходов к промышленной политике в отраслевом разрезе следует разделить отрасли не только по комплексам (в рамках действующих классификаций), но и по их потребности в различных типах государственной политики:

— Отрасли в рынке (биржевые и квази-биржевые товары, оборот которых происходит по мировым, государственным или долгосрочным ценам, которые устанавливаются рынком) – добыча полезных ископаемых, производство металлов, сельскохозяйственная продукция и лесное хозяйство.

Государственное регулирование в этих отраслях должно фокусироваться на обеспечении оптимальной стоимости энергоресурсов, поставок на внутренний рынок с дисконтом (внутренний спрос), импортозамещении в конечных и ключевых переделах.

— Отрасли вне рынка (товары, в производстве которых Россия не обладает высокими сравнительными преимуществами в мировом экспорте; масштабные отрасли, вложения в которые не могут окупиться на внутреннем рынке) – космическая промышленность, авиастроение, судостроение, станкостроение, производство прецизионных подшипников, редких и редкоземельных металлов и сплавов, автокомпонентов, компонентов для судостроения и авиастроения.

Этим отраслям требуется постоянная, долгосрочная государственная поддержка.

— Отрасли новых рынков (высокотехнологичные продукты и проекты, конкурентоспособность которых основана на научно-технических решениях, а рынок формируется вовлечением пользователей, расширением способов применения, потребностью увеличения качества жизни) – ИКТ, микроэлектроника, медицинская техника, композитные материалы, нефтегазохимия высоких переделов, радиоэлектроника и фотоника, оборудование для нефтегазодобычи и энергетическое оборудование, микробиологические производства, производство искусственных кормов и пищи.

Государственная политика относительно этих отраслей должна основываться на поддержке полного цикла (от фундаментальных исследований до производства и послепродажного обслуживания) и создании рынков для них, включая сопутствующую инфраструктуру.

Отдельно стоит отметить высокотехнологичные направления, по которым ведется работа в рамках соглашений отдельных компаний с Правительством: искусственный интеллект, мобильные сети связи пятого поколения, Интернет вещей, перспективные космические системы, новые поколения микроэлектроники и создание электронной компонентной базы, технологии распределенных реестров, технологии новых материалов и веществ (аддитивные технологии, полимерные композиционные материалы, редкие и редкоземельные металлы), технологии создания новых и портативных источников энергии (включая возобновляемые), технологии передачи электрической энергии и распределенных интеллектуальных энергосистем, ускоренное развитие генетических технологий, квантовые вычисления, коммуникации и сенсоры, развитие водородной энергетики и декарбонизация промышленности и транспорта на основе природного газа.

Для определения прорывных отраслей, требующих особого внимания, отрасли таже можно разделить на четыре группы, расположив их характеристики по двум осям – потенциал роста вклада отрасли в рост ВВП и технологические перспективы.

Отрасли с низким потенциалом роста вклада и низкими технологическими перспективами (производство и распределение электроэнергии, газа и воды; производство кокса, нефтепродуктов; добыча топливо-энергетических полезных ископаемых, металлургия, атомная энергетика) не требуют фундаментальных изменений отраслевой политики и являются стабильными производительными силами.

Отрасли с низкими технологическими перспективами и высоким потенциалом роста вклада в ВВП (например, обработка древесины и производство изделий из дерева) – «рабочие лошадки» будущей экономики, их развитие является наиболее простым с точки зрения организации и рисков.

Наибольшим интересом для новой экономики являются отрасли, имеющие высокий потенциал роста вклада в ВВП и технологические перспективы – автомобильная промышленность и производство компонентов, производство резиновых и пластмассовых изделий, редких и редкоземельных металлов, бумаги и бумажных изделий, химическое производство и фармацевтика.

Следует также обратить внимание на отрасли с технологическими перспективами, пока не имеющие потенциала роста вклада в ВВП ввиду низкой степени локализации, недостаточных объемов производства и других причин (авиационная промышленность, транспортное машиностроение, прочие подотрасли машиностроения).

Промышленное производство: проблемы и решения

Вызовы, стоящие перед российской промышленностью, связаны с переустройством производства и сбыта в отсутствие кооперации с рядом зарубежных компаний.

Комплексные санкции, введенные против России в 2022 году, полностью меняют сложившийся механизм хозяйствования и наряду с поддержанием и развитием рыночных принципов требуют частичного перехода к мобилизационной экономике.

Общей проблемой для всех высокотехнологичных отраслей экономики в отсутствие стабильной кооперации с зарубежными производителями аналогичных видов техники и комплектующих является необходимость поддержания высокого уровня компетенций в производстве всех элементов цепочки добавленной стоимости.

Доля импорта в промежуточном потреблении отраслей промышленности варьируется от 1 % в печатных услугах и услугах по копированию звуко- и видеозаписей, а также программных средств, до 63 % в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях. В конечном использовании доля импорта доходит до 75 % в производстве текстиля и текстильных изделий. В обрабатывающих производствах доля импорта варьируется от 20 % (средства транспортные и оборудование, прочие, промежуточное потребление) до 72 % (машины и оборудование, не включенные в другие группировки, конечное использование).

Анализ импортозависимости Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ показывает, что перспективная политика, направленная на повышение суверенитета отечественных экспортоориентированных производств, должна предусматривать адресность мер с учетом отраслевой специфики, в том числе особенностей импортозависимости производств на отдельных узких сегментах (включая услуги, средства производства, вспомогательные и специфические полуфабрикаты). Ставка на импортозамещение не может быть всеохватывающей, необходим выбор направлений импортозамещения, по которым достижимо приближение отечественных производств к мировой технологической границе в среднесрочной перспективе, а также либерализация входа стратегических иностранных инвесторов для тех производств, где приближение к мировой технологической границе невозможно. Целесообразно определение критических направлений импортозамещения по отраслям и поиск новых стратегических партнеров из числа дружественных стран. Необходимо пересмотреть регулирование и масштабы государственной поддержки по ряду критических категорий импорта.

Текущий характер импортозависимости определяет набор рисков для российских производителей несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). Российский несырьевой экспорт значимо меньше зависит от импорта, чем отечественное конечное потребление, однако это следует рассматривать не как преимущество, а как еще одно объяснение невысокой сложности российского ННЭ и наследие вертикализации российской экономики и неразвитости сетей субподряда.

Около 5 % российского импорта машин и оборудования относится к оборудованию, которое, согласно Постановлению Правительства России от 30 апреля 2009 г. №372, не имеет аналогов в России и подлежит освобождению от уплаты НДС. Данное обстоятельство представляется слишком оптимистичным и требует отдельного обсуждения, в том числе проработки требует оценка потенциала диверсификации поставок такого оборудования, свыше половины которого в настоящий момент приходится на три страны – Китай, Германию и Италию.

Несмотря на несколько волн усилий по импортозамещению, в России отмечается увеличение зависимости от импорта для экспортоориентированных производств с конца 1990-х годов как в целом по экономике, так и по отдельным отраслям, в наибольшей степени – в производстве машин и оборудования, электрооборудования, стройматериалов и легкой промышленности. Общая импортозависимость снизилась только в производстве компьютеров и электроники. Наметились признаки переориентации импорта из недружественных стран на импорт из Китая.

На фоне общей невысокой зависимости от импорта российских обрабатывающих экспортоориентированных производств выявляется критическая зависимость от импорта отдельных типов товаров и услуг, прежде всего, из недружественных стран. Критическая зависимость от поставок из недружественных стран характерна по средствам производства, электронике, компьютерным, профессиональным и техническим услугам. При этом зависимость российских экспортоориентированных производств от импортного оборудования с начала 2000-х значимо выросла. Причины этого представляются прежде всего в попытках модернизации российского ННЭ, в том числе в условиях привлечения в страну иностранных компаний, при том, что отечественное машиностроение, вероятно, не успевало за требованиями иностранных инвесторов.

Практически все потоки промежуточной продукции обрабатывающей промышленности, потребляемые самой промышленностью и другими отраслями экономики, имеют высокую долю импорта. Анализ показывает, что из крупных секторов экономики именно обрабатывающая промышленность нуждается в самом пристальном внимании в части использования импортной продукции. При этом необходимо иметь в виду не только производство промышленной продукции для конечного использования, но и производство промышленной продукции, которую потребляют как отрасли промышленности, так и другие отрасли экономики.

Сопоставление технологического суверенитета (обратной величины от доли импорта в ресурсах по состоянию на 2019 год) и финансового состояния (рентабельность в 2021 году) показывает, что для высокотехнологичных отраслей характерен невысокий технологический суверенитет и слабое финансовое состояние, которое может ухудшиться при резком увеличении производства, в особенности в производстве авиационной промышленности.

Распределение прибыли (в 2021 году) показывает дефицит собственных средств в высокотехнологичных секторах для финансирования инвестиций:

Необходима расстановка приоритетов для ускорения развития отдельных отраслей в условиях ограниченности финансирования и времени на реализацию решений.

Для каждой критически важной отрасли должны быть определены узкие места и способы их нивелирования: в части комплектующих необходимо сделать выбор между импортом (параллельным импортом или импортом из новых источников), увеличением локализации иностранных решений или самостоятельным технологическим освоением, созданием собственных заделов. В части спроса и предложения необходимо определить, для каких категорий продукции понадобится поддержка спроса и какая именно; для каких категорий актуальной является поддержка производства, расширение мощностей, привлечение кадров.

С другой стороны, приоритетность поддержки предлагаемых решений в части тех или иных отраслей должна определяться технологической связью между отраслями и очередностью разработки и внедрения отдельных технологических решений.

Так, для решения задач авиастроения (запланированное производство к 2030 году 142 самолетов SSJ-100, 272 самолетов МС-21, 70 самолетов Ил-114 и 70 самолетов Ту-214) необходимо затратить средства на производство на сумму 3,5 трлн, в том числе компенсировать разницу между себестоимостью и ценой продажи (около 1,4 трлн рублей); сформировать приемлемые условия для послепродажного обслуживания и ремонта; обеспечить функционирование отраслей по всей производственной цепочке, включая двигателестроение, радиоэлектронику, станкостроение, и применить соответствующие меры поддержки в нужное время и в нужных объемах:

— производство двигателей по текущим проектам (Д-30КП-2 для Ил-76; Д30, Д30КУ/154 для Ту-134, Ту-154М, Ил-62М; ПС-90А/А1/А76 для Ту-214, Ил-96, Ил-76; ПД-14 для МС-21; НК-12МА для Ан-22) и обеспечение ремонтов двигателей сторонних производителей, а также развитие производства двигателей ПД-8 и ТВ7-117СТ-01 потребует дополнительного финансирования в объеме 391,4 млрд рублей в 2022-2030 годах и привлечения квалифицированных кадров;

— для обеспечения производства двигателей необходимо нарастить станочный парк, срок ввода в эксплуатацию станков – не менее 1 года при условии наличия возможности приобрести необходимые станки;

— импортозамещение компонентов для двигателей (например, ПД-14), планируется до 2024 года: подшипники, теплообменники, фильтры и фильтроэлементы, компоненты истираемых покрытий, полимерных конструкций, агрегатов системы управления и контроля двигателя, привода реверсивного устройства, датчиков, крепежные детали, уплотнительные кольца (всего 107 наименований).

Учитывая, что аналогичные цепочки проблем характерны для всей высокотехнологичной продукции, необходимо прежде всего обратить внимание на обеспечение производства станками и кадрами, и применять проектный подход к решению подобного рода кросс-отраслевых задач.

Для эффективной реализации этих задач необходимо решить следующие базовые вопросы:

— Организация независимой технической и технологической экспертизы с целью верификации долгосрочных и многоступенчатых планов производства (например, в части сроков готовности к эксплуатации отечественных двигателей и затем воздушных судов), что позволит избежать использования недостоверных сведений в том числе при планировании государственной поддержки таких производств. Необходима сеть экспертных центров, а также усиление экспертных возможностей Главгосэкспертизы, ГК «Ростех» и ВЭБ.РФ;

— Инвентаризация станков и оборудования, находящихся у государственных предприятий и государственных корпораций с целью выявления их наличия, состояния и загрузки. Проведение такой работы даст возможность проработки вопросов перераспределения станков и оборудования или перераспределения их загрузки для достижения максимальной эффективности использования;

— Систематическое составление Минпромторгом России, Минэкономразвития России совместно с Росстатом и заинтересованными организациями отчетных и прогнозных материальных балансов по отдельным видам продукции, ситуация с которой имеет проблемный характер или может стать такой в перспективе. Такие балансы должны быть достаточно детализированными и раскрывать региональный аспект поступления ресурсов и их потребления, а с точки зрения внешнеэкономических связей – страновую структуру импорта и экспорта с отражением, в случае необходимости, логистических особенностей.

Со стороны государства и институтов развития необходимо активизировать определение приоритетных проектов, направленных на импортозамещение, обеспечить финансирование таких проектов по линии институтов развития (ВЭБ.РФ, совместно с Роснано и ФРП, ФПИ), создать специальную рабочую группы или комиссии при Правительственной комиссии по импортозамещению. Необходимо отметить, что существующие списки проектов инвестирования ФНБ практически не работают на задачи импортозамещения, необходимо провести согласование объемов ФНБ, которые могут быть использованы для поддержки проектов по импортозамещению и обеспечению производства высокотехнологичной продукцию.

Общие меры поддержки промышленности

1. Правительство Российской Федерации приняло меры по финансовой поддержке системообразующих предприятий преимущественно путем субсидирования процентных ставок. Кардинальным решением являлось бы более активное снижение процентной ставки до 8-10%, или докапитализация ПАО «Промсвязьбанк» (на 150 млрд рублей для льготного кредитования предприятий ОПК) и ВЭБ.РФ (на 120 млрд рублей для льготного кредитования инвестиционных проектов, в том числе на цели импортозамещения и экспорта).

2. Целесообразна поддержка программ лизинга авиатехники и лизинга судов путем докапитализации ПАО «ГТЛК», ОАО «Машиностроительная промышленная лизинговая компания» (АО «ОСК») за счет ФНБ на 297 млрд рублей на 3 года.

3. В целях поддержки программ импортозамещения среднего бизнеса и диверсификации ОПК необходимо обеспечить дополнительную докапитализацию ФРП в 2022 году на 70 млрд руб. и в 2023–2024 годах на 50 млрд рублей ежегодно на следующие цели:

— увеличить финансирование направлений ФРП «проекты развития», «комплектующие изделия», «конверсия», «автокомпоненты», «станкостроение», «формирование компонентной и ресурсной базы», «приоритетные проекты»; направления по автокомпонентам и комплектующим могут быть объединены в единую подпрограмму в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности» (с финансированием путем займов ФРП);

— расширить срок займа по указанным направлениям до 7 лет и увеличить максимальную сумму займа до 2 млрд рублей, по «приоритетным проектам» – до 4 млрд рублей;

— расширить мандат ФРП, на займы на пополнение оборотных средств для действующих и новых проектов по ставке не выше 9%, и увеличить поддержку проектов с компонентой ОКР и опытного производства.

4. Координация импорта критических товаров, сырья и комплектующих, а также мер и проектов по импортозамещению. Организация консорциума ведущих компаний экспортеров и банков, располагающих валютными ресурсами для скоординированных действий по импорту критических товаров и ПО. Рассмотрение комплекса отраслевых заявок бизнеса на Правительственной комиссии по импортозамещению с участием Минпромторга России, ведущих компаний, отраслевых ассоциаций и институтов развития по следующим направлениям:

  • Станкостроение и оснастка, а также подшипники и ПО;
  • Автомобилестроение, дорожная и коммунальная техника, сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение;
  • Энергетическое оборудование и системы управления для объектов энергетики;
  • Оборудование и ПО для ТЭК;
  • Микроэлектроника и приборостроение;
  • Авиастроение.

О ПОДДЕРЖКЕ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(Клепач А.Н.)

В целях укрепления научного и технологического суверенитета России и достижения лидерства в перспективных направлениях научно-технического прогресса необходимо значительное наращивание ресурсов научного-технологического сектора страны и формирование новой системы управления наукой, инновационного партнерства бизнеса и государства.

Рост финансирования исследований и разработок

— с учетом необходимости преодоления научно-технологической блокады, увеличения масштабов исследований в целях импортозамещения, осуществления научно- технологического прорыва запланировать рост НИОКР к 2030 году до 3-3,5% ВВП. При реализации уже запланированных мер поддержки науки к 2030 году расходы на НИОКР составят около 1,25% ВВП, что явно недостаточно для достижения технологического суверенитета;

— обеспечение с 2023 года в полном объеме бюджетного софинансирования утвержденных КНТП и дорожных карт госкомпаний по развитию высокотехнологичных направлений;

Меры поддержки ученых

— начиная с 2023 года, необходимо установить размер стипендии аспирантам и ординаторам не менее МРОТ, а для наиболее талантливых будущих молодых ученых — в размере среднемесячной заработной платы;

— не позднее 2025-2027 годов от существующей̆ системы коэффициентов целевых категорий исследователей̆ к средней̆ зарплате по регионам необходимо перейти к системе оплаты труда, ориентированной̆ на достижение соотношений, действующих на рынке труда в развитых странах (к средней̆ заработной̆ плате);

— в качестве альтернативы для ученых, ранее ориентированных на развитие своей карьеры за рубежом, обеспечить поддержку государством мобильности ученых и инженеров из вузов и институтов РАН в прикладные институты и корпоративные центры НИОКР средних и крупных компаний при совместной реализации крупных импортозамещающих и инновационных проектов, с выплатой двойной зароботной платы.

Развитие фундаментальной̆, прикладной и корпоративной̆ науки, повышение эффективности их взаимодействия

— запуск в 2023 году целевых программ развития ведущих академических институтов в тесной̆ коммуникации со структурами прикладной и корпоративной̆ наукой̆ — аналог программы «Приоритет 2030» для институтов РАН);

— формирование нормативной̆ базы прикладной̆ науки, включая введение в НПА категорий «прикладные научные исследования», «поисковые научные исследования», «экспериментальные разработки», «научно-технический задел», разработку для решения этих задачи особого порядка финансирования;

— формирование в рамках государственного бюджета целевой статьи расходов «Исследования и разработки, выполняемые государственными научными центрами Российской̆ Федерации», предполагающей̆ целевое бюджетное финансирование исследований и разработок, выполняемых ГНЦ РФ по согласованным программам развития;

— переориентация госсектора прикладных исследований – ведущих научных организаций, имеющих статус ГНЦ/НИЦ на решение крупных научно-технических и оборонных задач, в рамках долгосрочных программ как в сфере импортозамещения, так и инновационных технологий, преимущественно за счет бюджетного финансирования;

— поддержка корпоративных программ инновационного развития (ПИР), включение в ПИР масштабных проектов, соответствующих установленным государственным приоритетам, при создании условий, включая директивы для госкомпаний, для существенного повышения расходов госкомпаний на НИОКР.

— поддержка статуса ученого, инженера и повышение уважения к науке и к Российской Академии наук, возвращение ей более активных управленческих функций в отношении институтов РАН.

Совершенствование системы управления наукой̆

— формирование постоянно действующего надминистерского органа для координации действий̆ различных федеральных органов власти в формате Бюро или Комитета по науке и технологиям, который̆ мог бы выполнять операционную управленческую работу и в качестве аппарата правительственной̆ Комиссии по научно-технологическому развитию;

— организация отечественного исследовательского комплекса в виде двухуровневой̆ структуры в форме объединения в консорциумы институтов РАН, корпоративных и 48 ГНЦ;

государственных организаций прикладной̆ и корпоративной̆ науки, для быстрого развития конкретных технологических направлений;

— докапитализация институтов развития, направленных на финансирование и развитие научно-технологических разработок и инноваций, включая Роснано, Фонд перспективных исследований, и повышение скоординированности их действий.

Совершенствование инструментов и программ научно-технического развития

— выделение в рамках Программы фундаментальных научных исследований в Российской̆ Федерации на 2021–2030 годы и госпрограмм отраслевых мероприятий по созданию научно-технического задела;

— выделение в новой̆ редакции ГП НТР, с учетом опыта НТИ и дорожных карт госкомпаний по приоритетным высокотехнологичным направлениям, конкретных научно- технологические направлений, с обеспечением их приоритетного финансирования (искусственный̆ интеллект, микроэлектронные, фотонные и квантовые технологии, новые материалы и аддитивное производство, интернет вещей̆ и связь 5/6G, медицинская техника и фармакология, генетические и биотехнологии);

— запуск новой государственной программы развития экспериментальной̆ и приборной̆ базы научных исследований;

— выведение научных и опытно-конструкторских работ из под действия 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗ о «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; радикальное упрощение закупочных процедур и возможности корректировки проектов с учетом высокой̆ неопределенности научно- исследовательского процесса.

Международное сотрудничество

развитие научно-технологических партнерств с научными, образовательными и предпринимательскими центрами «дружественных» стран, особенно в рамках Евразийского союза, ШОС;

— сохранение, несмотря на антироссийскую блокаду, контактов с научным и бизнес- сообществом Запада.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

(Клепач А.Н)

В течение 2022 г. были приняты масштабные решения, направленные на поддержку доходов населения в условиях санкционного давления и экономического кризиса. В общей сложности принятые меры оцениваются в 2022 г. около 1,6 трлн. рублей (пособие малоимущим семьям с детьми от 8 до 16 лет, поддержка рынка труда, индексация пенсий, прожиточного минимума и МРОТ в июне с.г.). Они могут уменьшить падение реальных доходов населения на 2,3 проц. пункта.

Вместе с тем, меры поддержки практически не затронули работников бюджетной сферы, чья заработная плата была проиндексирована в январе 2022 г. на 6,9%, что недостаточно для компенсации высокой инфляции. Проведенная в октябре индексация на 4% не повлияет значимо на доходы текущего года. По оценке Института, сокращение реальных располагаемых доходов населения по итогам 2022 г. составит 3,0%.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» предусматривает индексацию доходов отдельных категорий граждан: в январе 2023 г. прожиточного минимума (база для расчета социальных пособий) на 3,3%, МРОТ – на 6,3%, заработной платы «целевых» категорий работников бюджетной сферы – на 8,7%, пенсий – на 6,8%, в октябре 2023 г. заработной платы работников бюджетной сферы – на 5,5%, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц – на 10,5%, в сентябре 2023 г. стипендий – на 5,5%. Такой уровень индексации позволит компенсировать инфляцию 2022 года в отношении отдельных групп населения, но лишь частично удастся нивелировать эффект закладываемой при подготовке бюджета инфляции на 2023 год в 5,5%, что фактически будет означать снижение реальных доходов. В этих условиях, учитывая ожидаемый рост реальной заработной платы в экономике в следующем году, возникают риски невыполнения соотношений, установленных «майскими» Указами Президента Российской Федерации 2012 года в отношении заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы и науки.

Без реализации дополнительных мер поддержки населения реальные располагаемые доходы восстановятся до уровня 2021 года лишь в 2025 году, а до уровня 2013 года – только в 2030 году. В этих условиях увеличивается риск недостижения к 2030 году национальной цели двукратного сокращения бедности по отношению к уровню 2017 года.

Таблица 1. Прогноз отдельных макроэкономических параметров на 2022-2025 гг. (Институт ВЭБ)

  Сценарии 2022 2023 2024 2025
ИПЦ, дек / дек, % Базовый сценарий 12,4 5,1 4,2 4,1
Дополнительные меры поддержки населения 12,4 5,6 4,8 4,3
Реальные располагаемые доходы населения, % Базовый сценарий -3,0 -1,3 2,3 2,2
Дополнительные меры поддержки населения -3,0 3,2 3,8 3,0
Реальная заработная плата, % Базовый сценарий -5,0 -1,2 2,2 3,0
Дополнительные меры поддержки населения -5,0 4,1 4,8 2,2

Источник: расчеты АНО «Институт ВЭБ».

По состоянию на начало осени 2022 года, норма безработицы остается на очень низком уровне, однако существуют высокие риски роста числа безработных при дальнейшем развертывании кризиса.

Необходим комплекс дополнительных мер по поддержке как лиц, потерявших работу, пенсионеров и семей с детьми, так и работников бюджетной сферы, ориентированный и на преодоление кризисного падения 2022 года, и на переход к устойчивому росту благосостояния в средне- и долгосрочном периоде.

Краткосрочные и среднесрочные меры поддержки доходов населения

Стоимость рассматриваемых мероприятий и социально-экономический эффект от их реализации представлены в таблице ниже.

Таблица 2. Стоимость дополнительных мер, направленных на поддержку доходов населения, и эффект от их реализации

  2023 2024 2025
Стоимость мер, направленных на индексацию прожиточного минимума, МРОТ, рост пособий и материнского капитала, повышение стипендий, млрд. руб. 1 002 1 354 1 530
Стоимость мер, предполагающих выплату универсального пособия малоимущим гражданам, не имеющим детей, с целью компенсации дефицита дохода, млрд. руб. 150
Стоимость мер, направленных на дополнительную индексацию пенсий, млрд. руб. 423 959 1 505
Стоимость мер, направленных на оплату труда бюджетных работников и снижение региональной дифференциации, млрд. руб. 519 1 080 1 079
Возврат средств в бюджет и внебюджетные фонды за счет более высоких социальных и налоговых отчислений в результате более высокой оплаты труда -223 -464 -464
ИТОГО, млрд. руб. 1 720 2 929 3 800
вклад в прирост доходов населения, п.п.* 3,6 2,3 1,0
вклад в прирост ВВП, п.п.* 1,7 1,1 0,5

* Ежегодный вклад снижается, так как оценка осуществляется на более высокую базу предыдущего года.

Источник: АНО «Институт ВЭБ».

В этом случае реальные располагаемые доходы населения достигнут уровня 2021 года уже в 2023 году, а уровня докризисного 2013 года – к 2025 году. Дополнительная индексация пенсий и соответствие индексации темпу роста заработной платы позволит уже в 2023 году компенсировать падение 2022 года (таблица 3).

Таблица 3. Размер и темп роста пенсий.

  Сценарий 2022 2023 2024 2025
Средний размер, руб. Базовый 17 932 19 062 20 396 21 729
Доп. меры 17 932 19 726 21 977 24 412
Темп роста в реальном выражении, % Базовый -0,3 0,2 2,7 2,3
Доп. меры -0,3 1,9 5,9 6,3
Индекс в реальном выражении (2021 = 100) Базовый 99,7 99,9 102,5 104,9
Доп. меры 99,7 101,6 107,5 114,3
Коэффициент замещения, % Базовый 28,8 29,4 29,6 29,5
Доп. меры 28,8 28,6 28,9 30,0

Источник: АНО «Институт ВЭБ».

Представленные выше предложения о поддержке доходов населения ориентированы на решение первоочередных наиболее критических задач, появившихся в результате действия санкций со стороны западных стран. Вместе с тем в средне- и долгосрочной перспективе требуется реализация комплексной сбалансированной политики, направленной на сокращение бедности и повышение устойчивости среднего класса.

Долгосрочные меры поддержки доходов населения

На наш взгляд, с 2025 года целесообразно начать реализацию нового пакета мер социальной политики.

  1. [1] – 190% (Франция) – 220% (Германия) против текущего соотношения, действующего в России и равного 150% (2019 год).
  2. IT, исследователей, инженеров, врачей).

При реализации перечисленных мер дополнительной поддержки населения рост реальных располагаемых доходов в 2030 г. составит 125,9% к уровню 2013 года, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума с учетом всех выплачиваемых пособий снизится до 2% (в частности, за счет универсального пособия для всех малоимущих граждан), дифференциация в уровне заработной платы «целевых» бюджетных работников сократится до 1,5 – 2 раз в зависимости от категории персонала. Доля среднего класса[2] превысит 40% (в 2021 г. оценивалась на уровне 31%, в 2022 году ожидается падение до 28%).


[1] Средняя валовая заработная плата в секторе исследований и разработок рассчитана как отношение расходов на оплату труда в секторе исследований и разработок к численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в пересчете на полный рабочий день.

[2] Средний класс определяется как домохозяйство со среднедушевыми доходами от 3 до 12 прожиточных минимумов.

АНИКРИЗИСНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО НАЛОГОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ

         В настоящее время необходимы антикризисные меры налогового регулирования, способные создать необходимые меры налоговой поддержки бизнеса и всей экономики страны. Экстраординарная политическая и экономическая ситуация в стране требует соответствующих мер, в том числе и в налоговой политике.

         Представляется необходимым рассмотреть следующие направления налоговой реформы:   

Налоговое администрирование

         1. В текущей ситуации очень важно не допускать избыточной административной нагрузки на бизнес. Федеральным законом №52-ФЗ от 09.03.2022 года Правительству делегированы полномочия по приостановлению, отмене или переносу на более поздние сроки мероприятий налогового контроля. Полагаем, что Правительство в рамках этих полномочий приостановит или ограничит проведение выездных налоговых проверок, как это было сделано в 2020 году. Вместе с тем бизнес в текущих условиях страдает, прежде всего, от проведения различного рода мероприятий налогового контроля, находящихся за пределами налоговых проверок. Речь идет, о так называемом предпроверочном анализе, в рамках которого налоговые органы осуществляют все свои контрольные полномочия (включая истребование документов, допрос свидетелей и т.п.), но при этом не ограничены какими-то нормами Налогового кодекса. В настоящее время, эти мероприятия предпроверочного анализа невозможно приостановить или отложить даже с учетом новых полномочий Правительства, поскольку они не предусмотрены Налоговым кодексом. Представляется необходимым включить в НК РФ правовое регулирование «предпроверочного анализа» и ограничить проведение контрольных мероприятий вне рамок налоговых проверок, налогового мониторинга и налогового предпроверочного анализа, по крайней мере, те мероприятия, которые требуют каких-то активных действий от налогоплательщиков. 

2. 27 декабря 2021 года Правительством РФ внесен законопроект №47595-8 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (о порядке наложения предварительных обеспечительных мер на имущество налогоплательщика). Это законопроект предлагает разрешить налоговым органам налагать обеспечительные меры на налогоплательщиков до установления размера их реальных налоговых обязательств. Этот законопроект вызвал обеспокоенность среди бизнес-объединений, особенно среди малого и среднего бизнеса, поскольку именно на него направлены эти меры (крупный бизнес выведен из-под этого механизма). Очевидно, что принятию этого закона должно предшествовать тщательное обсуждение с бизнесом, чтобы исключить возможный негативный эффект от этой меры. Представляется, что в текущих условиях, в условиях экономической неопределенности очень трудно организовать такое обсуждение. В этой связи, полагаем целесообразным отложить, как минимум на один год, обсуждение этого законопроекта. Само обсуждение и принятие указанного законопроекта сегодня, даже с отсрочкой вступления в силу его норм, может стать тревожным сигналом для малого и среднего бизнеса, свидетельствующим об ужесточении налогового режима в стране. 

Налог на прибыль

3. В связи с введением рядом стран ограничений (Великобритания, Канада), предусматривающих запрет для судов, бенефициарными владельцами которых являются российские лица, заходить в иностранные порты, а также после принятия 4-го пакета санкций Евросоюза 15.03.2022 эксплуатация морских судов российских судовладельцев между портами за пределами Российской Федерации фактически приостановлена. В этой связи необходимо принять защитные экономические меры для сохранения российской судоходной отрасли и обеспечения транспортировки углеводородного сырья. Одной из таких мер является использование российских морских судов под флагами «нейтральных государств». Однако услуги по перевозке, осуществляемой судами, внесенными в морской реестр «нейтральных государств», даже если эти суда принадлежат лицам, конченым бенефициаром которых является российское лицо, облагаются налогом на прибыль в России, и российский грузоотправитель обязан удержать этот налог при выплате дохода иностранному лицу, увеличивая тем самым плату за фрахт или плату за перевозку.  

Представляется целесообразным освободить услуги по фрахту морских судов и услуги по международной морской перевозке от налога на прибыль в том случае, если эти услуги осуществляют иностранные компании, конечным бенефициаром которых являются российские лица, для чего внести соответствующие поправки в статью 309 НК РФ.

4. Федеральным законом от 26.03.2022 №67-ФЗ  статья 251 НК РФ, определяющая доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, дополнены новым подпунктом 21.5, освободив от налогообложения доходы в виде  сумм прекращенных в 2022 году обязательств по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 года с иностранной организацией (иностранным гражданином), принимающей (принимающим) решение о прощении долга, либо по требованию, уступленному такой иностранной организации (иностранному гражданину) до 1 марта 2022 года.

Представляется, что эту новую норму надо распространить и на те случаи прекращенных в 2022 году обязательств по договору займа (кредита), когда кредитором выступает российская организация (российский гражданин). Подобная мера устранит налоговые препятствия для прощений долга по договорам займа (кредита), заключенных внутри РФ, а следовательно, позволит реструктуризировать заемные обязательства, мешающие сегодня эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность. Возможно рассмотреть вариант, когда такой доход не включается в налоговую базу только в рамках прощения долгов между взаимозависимыми лицами по аналогии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

5. Статья 284.6 НК РФ предусматривает пониженную ставку по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа. Указанные организации вправе применять налоговую ставку 0 процентов за налоговые периоды с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. Предлагается продлить этот срок до 1 января 2025 года, чтобы поддержать внутренний туризм.

6.  Санкционные ограничения, введенные иностранными государствами, приводит к тому, что иностранный организации и иностранные граждане, ранее осуществлявшие оперативное управление зарубежными дочерними компаниями российских организаций, отказываются от дальнейшего выполнения своих управленческих обязательств. Это требует срочную перестройку системы управления зарубежной частью бизнеса российских компаний (включая деятельность по добыче полезных ископаемых), предполагающую осуществление оперативного управление с территории Российской Федерации.  В этих условиях, представляется целесообразным на период 2022-2023 годы освободить от необходимости признания налогового резидентства Российской Федерации теми иностранными организациями, которые являются дочерними обществами российских компаний, попавших под санкции.

7. Предлагается снять ограничения по учету убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, для целей налога на прибыль и НДД (на данный момент действует ограничение по уменьшению налоговой базы не более чем на 50%). Если полное снятие ограничений на учет убытков может привести к существенным выпадающим доходам для бюджетной системы, предлагается рассмотреть вопрос о приостановлении такого ограничения хотя бы в отношении отраслей, в наибольшей мере пострадавших от санкций (транспортный сектор, экспортоориентированные отрасли). Подготовленный Минфином законопроект о реализации мер ОННП предлагает увеличить срок, когда налогоплательщик не вправе учитывать убытки более 50%, на срок до 2030 года.

8. В настоящий момент до 31 декабря 2023 года действует переходный период для применения налоговой ставки 0% в рамках сквозного подхода при выплате дивидендов от российских организаций конечным российским контролирующим лицам через промежуточные зарубежные компании (абз 3 пункта 1.1 статьи 312 НК РФ с учетом 374-ФЗ от 23.11.2020г). Такой переходный срок был предусмотрен для того, чтобы холдинговые структуры смогли провести ликвидацию иностранных промежуточных звеньев. С учетом того, что в настоящее время провести ликвидацию промежуточных звеньев в указанные сроки представляется затруднительным, в силу введения иностранными государствами ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, предлагается продлить период возможного применения налоговой ставки 0% при распределении дивидендов российскими организациями через промежуточные зарубежные компании в адрес российских контролирующих лиц на три года (до конца 2026 г.).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

9. Подпункте 21 пункта 1 статьи 164 предусматривает право на применение ставки 0% при реализации «международной перевозки». Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Подготовленный Минфином законопроект устанавливает, что  «Положения настоящего подпункта не распространяются на перевозки товаров транспортным сродством, которое не пересекает границу Российской Федерации».  То есть международные смешанные перевозки (мультимодальные перевозки) выпадают из-под ставки 0%. Представляется, что такая мера не своевременна, особенно с учетом сегодняшних условий, когда компании вынуждены выстраивать новые транспортные коридоры. 

10. Подпункт 6 пункта 2 статьи 164 НК РФ предусматривает пониженную ставку НДС 10% при реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа. В соответствии с Федеральным законом №83-ФЗ от 06.04.2015 года указанная норма действует до 31 декабря 2022 года. Представляется целесообразным в целях оказания поддержки российским авиакомпаниям, осуществляющим внутренние рейсы, продлить действие указанной нормы до 31 декабря 2025 года.

11. Действующим налоговым законодательством (п. 3 ст. 172 НК РФ) установлено право на ускоренный порядок принятия к вычету «входного» НДС при экспорте товаров, за исключением товаров, отнесенных законодательством к сырьевым (перечень которых утверждается Правительством РФ, среди которых указано и углеводородное сырье). В отношение экспорта сырья момент принятия к вычету «входного» НДС определяется как момент сбора полного комплекта документов, подтверждающих право на применения ставки НДС в размере 0% по экспорту. В целях поддержки российского экспорта и повышения эффективности управления оборотным капиталом нефтегазовых компаний, представляется целесообразным распространить действующий «общий порядок» возмещения НДС на экспорт углеводородного сырья.

Представляется целесообразным распространить это право и на работы, услуги. Как минимум, это поддержит транспортный сектор экономики.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

12. Предлагаем продлить действие нормы п.2.2 статьи 207 НК РФ о праве физического лица добровольно признать себя налоговым резидентом РФ при фактическом нахождении на территории РФ 90 и более дней, на период 2021-2023 годы. Это не только расширит налоговую базу, с которых такое лицо должно будет платить НДФЛ в Российской Федерации, но и позволит отнести к категории КИК те иностранные компании, которые принадлежат этим лицам.

13. Считаем целесообразным отменить в 2022 году взимание налога на доходы физических лиц, полученные в виде купонов и дисконта по государственным ценным бумагам и корпоративным облигациям российских эмитентов, номинированным как в рублях, так и иностранной валюте, по аналогии с отменой налога на доходы в виде процентов по вкладам за 2021 и 2022 год.

Данная мера позволит сохранить нейтральность режимов налогообложения процентных доходов на денежном и фондовом рынке по схожим инструментам, которая действовала ранее для облигаций и депозитов, сохранить интерес розничных инвесторов к вложению средств в долговые заимствования государства и российских корпораций в не меньшей степени, чем к вложению средств на депозиты в банках, а также позволит российским организациям дешевле привлекать заемные средства, необходимые для развития российской экономики и импортозамещения.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

14. Федеральным законом №382-ФЗ от 29 ноября 2021 года внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части изменения порядка уплаты НДПИ в отношении железной руды, многокомпонентной комплексной руды и угля. В законодательство введены коэффициенты, корректирующие базовые ставки НДПИ (Кжр, Кмкр и Куг). В настоящее время величина налоговых платежей по указанным налогам зависит от конъюнктуры мировых цен на железорудное сырье, многокомпонентную руду и коксующийся уголь.

С конца февраля 2022 года условия осуществления коммерческой деятельности предприятий резко изменились. Вводимые в отношении Российской Федерации и предпринимателей из России санкционные меры привели к разрыву большинства цепочек сбыта готовой продукции и цепочек поставок необходимых  для производства материалов и сырья.

В сложившихся условиях считаем необходимым отказаться от расчета и взимания налоговых платежей по НДПИ в привязке к реальному курсу рубля и к экспортным ценовым индексам на железную руду, коксующийся уголь. В качестве антикризисного механизма расчета платежей считаем целесообразным установление верхней границы НДПИ на 2022-2023 гг. исходя из уровня дополнительных поступлений, заложенных в Бюджет Российской Федерации.  Учитывая вышеизложенное, предлагаем внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и утвердить временное применение альтернативного механизма взимания налоговых платежей по НДПИ на сталь до стабилизации экономической и внешнеполитической ситуации.

15. Налоговая база по НДПИ сегодня определяется исходя из количества добываемой нефти независимо от того, реализовал или не реализовал плательщик добытое сырье. Такой порядок определения налоговой базы вполне обоснован в условиях, когда нет внешних препятствий для реализации добытых полезных ископаемых и получения соответствующей выручки. Вместе с тем сегодняшние условия ведения бизнеса в ряде случаев создают реальные препятствия для быстрой реализации добытого сырья и получения выручки от покупателей. Предлагается рассмотреть вопрос об отсрочке уплаты НДПИ на один месяц. Это позволит компаниям перестроить цепочки поставок добытой нефти и сохранит оборотные средства нефтяных компаний.    

Преференциальные режимы

16. НК РФ предусматривает возможность применения налогоплательщиком, участником РИП, льготных ставок по налогу на прибыль при условии, что не менее 90% доходов участника РИП получено от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта (пункт 1 статьи 284.3-1). При этом при исчислении этого порогового значения в составе доходов не учитываются положительные курсовые разницы, субсидии и доходы в виде полученного государственного (муниципального) имущества, что справедливо. Однако, доходы от хеджирования не исключаются при этом из расчета, и получение этих доходов приводят к тому, что формально нарушается пропорция 90% на 10%, а участники РИПа утрачивают право на применение льгот.

В условиях нестабильности валютного курса представляется целесообразным устранить препятствия тому, чтобы участники РИПа хеджировали свои валютные риски. Для этого необходимо исключить доходы от хеджирования рисков при исчислении порогового значения 90%, как это сегодня предусмотрено для доходов в виде положительных курсовых разниц, субсидий и безвозмездно полученного государственного (муниципального) имущества. Эта мера особо актуальна для сельхозпроизводителей, которые активно используют режим РИПов. 

Аналогичным образом указанные доходы не следует учитывать при расчете показателей для ТОСЭР.