Круглый стол «Роль социально ответственного бизнеса в комплексном развитии территорий» состоялся на площадке Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) 23 марта 2023 года. Мероприятие было организовано ЦСКП совместно с Рабочей группой «Социально значимые инициативы» Высшего Совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Ключевым вопросом стало обсуждение различных мер стимулирования и поддержки проектов, позволяющих реализовать развитие территорий с горизонтом планирования до 2030 – 2035 гг.

О высокой роли социально ответственного российского бизнеса говорил в своем выступлении на съезде РСПП, прошедшем 16 марта 2023 года Президент России Владимир Путин. «Сегодня мы видим примеры такого достойного отношения к делу, как к высокой миссии предпринимателя, которым не все равно, где, в каких условиях работают их компании, их люди, их специалисты, которые направляют свой предпринимательский талант — а это действительно талант — не только на извлечение какой-то выгоды, на сверхпотребление, но и на общественные блага», — отметил Владимир Путин.

«За последние 15 лет роль социальной ответственности бизнеса непрерывно нарастает. И яркая дискуссия в РСПП подчеркнула важность такой задачи», — отметил, выступая на круглом столе, Руководитель рабочей группы «Социально значимые инициативы» Высшего совета «Единой России» Владимир Катренко, обратив внимание на то, что Президент РФ в своих выступлениях это всегда подчеркивает. 

Социально ответственные системообразующие компании, действующие в труднодоступных регионах, в том числе в российской Арктике, готовы реализовывать программы социального развития территорий, включая обязательную поддержку коренных малочисленных народов севера (КМНС), развивать медицинские, образовательные учреждения, проводить масштабные экологические проекты.

Старший вице-президент — Руководитель Норильского дивизиона ПАО «ГМК «Норильский Никель» Николай Уткин представил данные, свидетельствующие о высокой социальной ответственности Компании. Расходы «Норникеля» на социально-экономическое развитие территорий, культуру, спорт, образование, здравоохранение, патриотическое воспитание молодежи, повышение качества жизни на территориях, инфраструктуру в минувшем 2022 году составили почти 22 млрд. рублей. На реализацию комплексного плана социально-экономического развития Норильска до 2035 г. компанией заложено 120 млрд. рублей. Дополнительные мероприятия по развитию города Норильска потребуют по оценкам «Норникеля» 30 млрд. рублей (включая строительство жилья для приглашенных специалистов, иногородних студентов и преподавателей). Стратегическим приоритетом Норникеля является улучшение экологической обстановки в регионах присутствия, включая «Серную программу», принятую в рамках Федерального проекта «Чистый воздух». Реализация этого масштабного проекта потребует более 300 млрд. рублей.

«В рамках Федерального проекта [Чистый воздух»] в Компании внедряется система автоматического контроля за показателями выбросов загрязняющих веществ, а также организация мониторинга за состоянием атмосферного воздуха в жилых зонах города Норильска», — сообщил Николай Уткин.

По его словам, соглашение, подписанное между Компанией и ППК «Российский экологический оператор» в присутствии вице-премьера Виктории Абрамченко 21 октября 2021 года, предусматривает реализацию проекта по созданию системы автоматического контроля выбросов на источниках Надеждинского металлургического завода, установлено 16 автоматических станций контроля качества атмосферного воздуха.

На корпоративную медицину Кольского и Норильского дивизионов Компания направляет свыше 10 млрд. рублей. Комплексный план содействия КМНС составит свыше 2 млрд. рублей до 2024 г.

Планы компаний, ведущих масштабную социально ответственную политику на территориях присутствия, реализуются в достаточно сложных бюджетных условиях. Накануне круглого стола в статье издания «КоммерсантЪ» впрямую говорилось о том, что регионы вынуждены проводить госзакупки оборудования для жилья в рассрочку, что вынуждает их к этому «бюджетный дефицит», и что у большинства субъектов РФ на эти цели не хватает средств.

Директор по развитию ЦСКП Илья Горбунов отметил, что «наша задача уже не столько понять, сколько в превосходной степени подчеркнуть важную роль социально ответственного бизнеса территорий, который не снижает темпы реализации принятых до 2030-го года и далее программ, и открыто заявить о том, что такому бизнесу, наконец, нужна поддержка. В данном случае – в налоговой сфере».     

«Обсуждать фундаментальные вещи с точки зрения налоговой политики социально ответственного бизнеса имеет смысл только выслушав мнение его представителей», – заметил Владимир Катренко

Николай Уткин озвучил необходимые корректировки налоговой политики. Они касаются совершенствования механизма инвестиционного налогового вычета и стимулирования создания и развития энергетической инфраструктуры изолированных систем. Необходимо: снять законодательные ограничения на получение налоговой льготы крупными добывающими компаниями и компаниями металлургической отрасли; позволить инвестору содержать созданный им объект, не создавая тем самым дополнительной нагрузки на бюджет субъекта или муниципалитета, но получать от региона поддержку в виде предоставления налогового вычета; снизить ставку налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов или установить применение повышающего коэффициента амортизации (Ка=2).

Руководитель экспертного совета Комитета по Бюджету и Налогам Государственной Думы Михаил Орлов поддержал такие поправки в Налоговый кодекс, отметив необходимость принципиального отношения к налоговой системе, которая должна в первую очередь отвечать принципу стабильности, а также служить регулятором развития бизнеса. Здесь следует особо отметить, что Министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на съезде РСПП, затронул такую актуальную для бизнеса тему, как рассмотрение бизнеса в качестве «кошелька» для экономики. И что по отношению изменений налогов на энергетический компании и компании, занимающиеся добычей угля, уже были приняты меры («РИА Новости»). Очевидно, это дает надежду на то, что Минфин будет благосклонен и к предложениям металлургов.

Советник Замгендиректора «Сибирской Угольной Энергетической Компании» (СУЭК) Владимир Щербаков обратил внимание на положение с жильем в малых городах с численностью населения менее 100 тыс. жителей, в которых расположены основные производственные подразделения крупных компаний реального сектора экономики. Промышленное строительство жилья в этих городах практически не ведется уже несколько десятилетий. Согласно данным Росстата, в малых и средних городах проживает около 48% населения, а объем жилищного строительства не более 4% от общего объема.

Ситуация очевидна: старение жилого фонда, отток трудоспособного населения, резкое снижение деловой активности, падение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

«В то же время, проведенные Фондом Общественное мнение (ФОМ) социологические исследования говорят о другом: более 90% жителей городов присутствия АО «СУЭК» не планируют менять место жительства и до 40% из них готовы приобрести новое жилье с помощью ипотеки при условии «приемлемых цен», — уверяет Владимир Щербаков.

Выход он видит в создании негосударственного заказа от населения этих городов.

Приемлемой ценой для формирования заказа (и для строителей, и для покупателей) может служить «порог доступности» – максимальная цена, при которой семья со средним доходом по городу может приобрести жилье с помощью ипотеки.

«Инициатором формирования негосударственного заказа должна выступать региональная власть, так как эта задача требует взаимодействия со всеми участниками рынка нового жилья и, прежде всего, с населением. Компании, в свою очередь, могли бы создавать корпоративные заказы от своих сотрудников и принимать участие в информационно — пропагандистской работе, направленной на освещение основных принципов предлагаемого подхода» — говорит Владимир Щербаков.

Представители законодательного блока, присутствующие на круглом столе — Виктор Зубарев, член Комитета по Бюджету и налогам Государственной Думы и Анатолий Широков, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера – считают, что для поддержки территорий необходимы комплексные меры развития. Виктор Зубарев отметил также необходимость стимулов для малого и среднего бизнеса, на что участники круглого стола заметили, что «малый бизнес в РФ невозможен без крупного».

«Я имел ввиду тот сектор экономики, который сегодня с разворотом на Восток необходимо поддержать. Именно здесь больше будет создано рабочих мест с новыми экономическими изменениями. Наших крупных предпринимателей и бизнес, конечно, мы поддержим, они более профессионально подходят к изменениям экономическим, государство здесь руку на пульсе держит» — сообщил Виктор Зубарев.

Анатолий Широков придает особое значение «стандарту общения» между компанией, которая работает на территории арктической зоны и Дальнего Востока, и населением территории, где она разворачивает свою деятельность. «Я согласился бы с идеей создания преференциальных налоговых режимов для компаний, инвестирующих в развитие социальной среды в месте, где они работают. И в этой связи есть очень важная мысль, когда мы говорим о том, что наша экономика во многом зависит от поставок углеводородов, золота и так далее, мы должны в этом же ряду числить и экономику коренных малочисленных народов, это серьезная экономика, которая может решать национальные задачи» — объяснил свою позицию Анатолий Широков.

Особую важность темы поддержки КМНС с точки зрения традиционных для них отраслей отметила Генеральный директор ЦСКП Людмила Шувалова. По ее словам, «здесь возникает принципиально новый, с точки зрения социальной поддержки, фактор – инвестиционный. Иначе говоря, поддержка развития, например, такой отрасли, как оленеводство (о которой не раз говорил в своих выступлениях Анатолий Широков), дает возможность восполнить не только определенные недостачи в животноводческом комплексе страны (продукция оленеводства из Норильска популярна в московских магазинах), но и позволяет создать новые рабочие места и увеличивать налогооблагаемую базу». Людмила Шувалова также подчеркнула необходимость формирования современного осмысления социально ответственного бизнеса с учетом новых глобальных вызовов и задач пространственного развития России.