Круглый стол по теме: ««Цивилизационные стратегии устойчивого развития. Памяти Ф.И.Успенского» прошёл 6 октября 2025 года в библиотеке памяти Государя Императора Николая II Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка. Круглый стол был приурочен ко дню рождения великого русского византиниста Федора Ивановича Успенского.
В этом году исполняется 180 лет со дня рождения великого русского византиниста Федора Ивановича Успенского.
Фёдор Иванович Успенский (1845, Костромская губерния — 1928, Ленинград) — российский византинист, академик Петербургской АН с 1900, РАН с 1917, АН СССР с 1925. В 1894—1914 годы директор Русского археологического института в Константинополе. В 1915—1928 годы редактор «Византийского временника». В 1921—1928 годы председатель Российского Палестинского Общества. Его основной труд, над которым он работал более 25 лет — трёхтомная «История Византийской империи».
Памяти Ф.И.Успенского был посвящен круглый стол «Цивилизационные стратегии устойчивого развития», объединивший экспертов Санкт-Петербурга 6 октября 2025 года. Мероприятие также было приурочено к официальному году рождения Византии. В 395 году Римская империя разделилась на две части. В 2025 году исполнилось 1630 лет со времени возникновения Византии.
Базисной информационной площадкой и организационной платформой мероприятия стало пространство библиотеки памяти Государя Императора Николая II Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка. Круглый стол состоялся по благословению архимандрита Гавриила (Коневиченко) (настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка,руководитель Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка, член постоянной комиссии по работе с общественными объединениями казаков совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, войсковой священник Ставропольского казачьего войска Союза казаков России, действительный член Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), действительный член Российской Академии Естественных наук (РАЕН), лауреат Национальной премии Петра Великого, учредитель именной премии «Золотой дирижер» в области культуры и искусства, почетный житель города Сестрорецка, ветеран труда, духовник казачьей общины «Невская Сечь»).
В ходе дискуссии эксперты обозначили позицию, следуя которой устойчивое развитие осуществляется в пространстве кооперации цивилизаций, в сложном соцветии своеобразных цивилизационных форм. Оно обусловлено наличием и направлено на формирование мир-системы, субъектами которой являются сотрудничающие цивилизационные организмы.
Исходя из воззрений Ф.И.Успенского, история Византийской цивилизации нормативно воплотила принципы экологии культуры. История Византийской цивилизации раскрывает во всей полноте принципы экологии культуры, экологии ценностей и традиций народов Евразийского континента. В этом и состоит, следуя терминологии Ф.И.Успенского, идеальное значение византинизма.
Византия может быть названа историческим средоточием стратегически стабильного безопасного развития, что обусловлено экологическими ценностными кодами ее цивилизационной системы. История Византии содержит принципы ценностной парадигмы устойчивого развития – развития, реализуемого исходя из экологических приоритетов сбережения культурного наследия, сохранения классического понимания человечности, понимания, основанного на традиционных духовных смыслах.
Будучи наследницей Византии, Российская цивилизация зиждется на экологических принципах мироосвоения, выступает субъектом инклюзивных стратегий Экологической цивилизации,что позволяет ей осуществлять служебную миссию модерации евразийских интеграционных процессов, выступать системообразующим центром устойчивого развития Евразии.
В миростроительных российских духовно-исторических линиях даны свойственные Экологической цивилизации принципы ценностной парадигмы устойчивого развития, утверждающие его культуросберегающую нормативность. Речь идет о творении современности на основании сбережения исторически сформированных ценностей и идентичностей, увиденных источником и ресурсом развития.
Эксперты отметили, что созидание цивилизации Экологического преображения – перспективный ответ России на актуальные вызовы идентичности, путь обретения в собственном наследии опорных точек для полагания проекта современности.
С позиции экспертов, в связи с возрастанием угроз в сфере духовно-экологической безопасности на евразийском пространстве, связанных с разрушением культурной и природной среды, представляется важным, чтобы Россия выступила инициатором масштабных цивилизационно-экологических проектов. Речь идет о единой проектно-экологической стратегии — российской цивилизационной стратегии и всеевразийской глобальной стратегии, о стратегии, служащей скреплению Российской цивилизационной общности и сложению Большой Евразии. Ведь территория нашей страны — пространство воссоединения природных и культурных ландшафтов всей Большой Евразии, ее различных культурно-хозяйственных типов и уникальных историко-этнографических провинций. Такая проектная стратегия связана с формированием экологического союза народов как основания перспективного полюса евразийской интеграции, выводящего на качественно новый уровень взаимодействие России со странами всего евразийского мира.
С позиции экспертов, необходимо заявить о недопустимости позиционирования геополитических и экологических «проектов» на Евразийском пространстве, нацеленных на замещение существенной роли России. Такие «проекты» приведут к стратегической нестабильности, структурной дестабилизации евразийских территорий, геополитическим и экологическим катастрофам планетарного масштаба. Будучи наследницей Евразийской цивилизации Византии, Россия выступает хранителем исторически выверенных, обладающих духовно-исторической стратегической глубиной, экологических ценностей, экологических ценностных кодов и способов мышления, могущих обеспечить устойчивое развитие Евразийского континента. Речь идет о традиционных российских духовно-нравственных ценностях и вместе с тем древнейших духовно-нравственных ценностях человеческого рода – ценностных системах, наследуемых Российской цивилизацией из глубин исторического процесса, проявивших свой объединительный потенциал, способных гарантировать устойчивое развитие настоящим и будущим поколениям.
В ходе мероприятия с основным докладом выступил директор Инновационного Центра Экологической Модернизации и Экспертизы, старший научный сотрудник Экспертного совета при библиотеке памяти Государя Императора Николая II Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка, профессор А.В.Посадский
А.В.Посадский. Тезисы доклада. Цивилизационные стратегии устойчивого развития. Идеальное значение византинизма
В нашем докладе мы затронем византологические воззрения Федора Ивановича Успенского (1845 – 1928).
Ф.И.Успенский считал, что «утверждение знаний о Византии и выяснение наших к ней отношений в высшей степени обязательно для русского ученого и не менее полезно как для образования, так и для направления на верный путь русского политического и национального самосознания». Таким образом, он связывает развитие знаний о Византии с развитием российского цивилизационного самосознания.
Ф. И. Успенский видел в Византии очаг и светоч просвещения, источник всемирного цивилизующего воздействия. Под византинизмом он понимал начала, организующие историческую жизнь Византийского государства. Речь идет о началах, которые привели к постепенному преобразованию Римской империи в Византийскую. Он говорил также о византинизме как о созданном народами Европы и Азии своеобразном культурном типе.
Обе трактовки византинизма у Ф. И. Успенского глубоко взаимосвязаны. Начала, организующие историческую жизнь византийского государства, являются и началами, формирующими своеобразие византийского культурного типа, поскольку, говоря современным языком, Византия была государством-цивилизацией, государством, воплощающим целостную культурно-цивилизационную парадигму. Начала, организующие государственную жизнь Византии, непосредственно переплетаются с началами ее культурной жизни.
На взгляд Ф. И. Успенского, византинизму как типу культуры свойственны начала православной духовности. Эти начала, будучи духовно-универсальными, привели к формированию многонародной православной империи.
Ученый считает, что византинизм складывается в итоге влияний восточных и эллинской культур на романизм. Их результатом стала постепенная замена латинского языка на греческий, а также формирование своеобразного характера развития культуры в целом, включающей в качестве неотъемлемой составляющей восточные культурные образцы и предания. «На Востоке романизм встретился со старыми культурами: иудейской, персидской и эллинской, которые не только оказали ему значительное противодействие, но, в свою очередь, имели на него разнообразные влияния. На почве римской администрации и правовых римских воззрений появляются наслоения и придатки особого рода…», – отмечал Ф. И. Успенский.
Следуя его взглядам, византинизму как культурному типу свойственно сложное взаимовлияние многообразных культурных традиций Азии и Европы. Эти традиции сохраняли свою самобытность, преемственное и непрерывное развитие, взаимопроникали и синтезировались на пространстве империи.
Следуя Ф. И. Успенскому, на развитие Византии повлияла славянская иммиграция. Она повлекла реформы в социальной, экономической, военной системах. Славянская мирная колонизация принесла свободные общинные порядки, ставшие опорой византийской монархии. Тем самым проникновение славян серьезно затронуло общественно-государственные отношения внутри империи. Фактор славянской мирной колонизации способствовал утверждению Византии как народной монархии, народного государства, созидающегося вольным почином суверенного народа, что также сделалось сущностной характеристикой начал византинизма.
«Задача обновления древней империи принятием новых народов разрешилась на Востоке гораздо благоприятнее, чем на Западе. В этом отношении главнейше имеется в виду славянская колонизация. Византийская империя не только нашла способ воспринять в себя новые этнографические элементы, т. е. поставить варваров в такое положение, в котором бы они с наибольшей пользой служили целям империи, но еще представила опыт согласования романизма и эллинизма с началами, воспринятыми от новых народов», – писал ученый.
Византия не разрушила социокультурные основания жизни славян, как не делала этого и по отношению к другим народам. Она не обрывала преемственность их социокультурного бытия, а органически согласовывала их жизнь с собственными цивилизационными принципами.
Следуя ученому, Византия признавала за всеми народами право на культурное наследие. Вот как характеризует Ф.И.Успенский личность и деятельность византийского патриарха Фотия: «Ни один патриарх не достигал такой силы и могущества и не пользовался таким почетом, как Фотий… Что во главе церковной администрации в период, отмеченный величайшими событиями в славянской истории, стоял не выразитель узко понятого национального эллинского принципа, а человек обширного ума и политического образования, который мог оценить значение этнографического переворота, происшедшего в империи, и признавал за всеми варварскими народами право на христианское и культурное наследие, – в этом нельзя не усматривать высочайшего блага для народов, начавших политическое и церковное развитие именно в этот знаменательный период времени. Доказательства высокой исторической миссии Фотия здесь налицо, но здесь же следует усматривать признаки средневекового византинизма в его идеальном значении. Просветители славян Кирилл и Мефодий были ближайшими учениками и приверженцами патриарха Фотия, они играют первую и выдающуюся роль во всех важнейших миссиях его времени. По воле царя и патриарха, отправляясь в языческие страны с культурной и христианской миссией, они исполняли возложенное на них политическое и церковное дело и были орудиями апостольской миссии Вселенского патриархата. Представители византийского клира Кирилл и Мефодий являются красноречивыми истолкователями церковных и политических идей Фотия». Историческая миссия Фотия раскрывает суть византинизма – признание за всеми народами права на культурное наследие.
Если исходить из идей Ф. И. Успенского, то своеобразие Византии как государственно-культурной формы было связано с началами православной духовности, повлекшими оформление многонародной империи, началами культурного универсализма (проистекающими из православия), превратившими империю в пространство сочетания многообразных традиций Европы и Азии. Своеобразие Византии определялось народным характером сложения государственности, а также воплощением целостных стратегий сохранения самобытности и преемственного развития культурных организмов, вошедших в состав империи. Культурно-государственная жизнь Византии зиждилась на началах народности и культурного континуитета. Величие и мировое предназначение Византии заключалось в том, что она утверждала право на культурное наследие в глобальных масштабах. Фактически речь идет о византийской модели глобализации, зиждущейся на признании культурных прав человека.
Ф. И. Успенский отмечает отсутствие органической связи между Византией и народами Западной Европы. «Таковы отношения, которые существовали между Византией и Западной Европой. Первая была рассадником культуры, а вместе с тем и предметом разного рода хищений и мирных заимствований, тогда как западноевропейские народы платили ей лишь завистью, недоброжелательством и жестокостями. Не то нужно сказать об отношениях Византии к Восточной Европе и к славянам», – небезосновательно замечает он. На его взгляд, византинизм стал организующим началом исторического процесса, принципом исторической жизни и идеалом развития славянского мира. Это сделалось возможным посредством особого, органического характера византийско-славянских отношений.
Нельзя не согласиться с Ф. И. Успенским: гармоничное и тесное взаимодействие Византии со славянами привело к превращению византинизма в организующее начало исторического развития славянского мира. Православная духовность, культурный универсализм, стратегии сохранения культурной самобытности и преемственности духовного развития народов, всенародный характер формирования государственной системы, стратегия глобализация на основании утверждения культурных прав человека сделались атрибутами России как преемницы Византии.
Немаловажное значение имеет евразийский тезис Ф. И. Успенского о Российской империи как восточном государстве. На взгляд ученого, включающая огромные восточные регионы Российская империя предстает как восточное государство. С его позиции, расширение России на восток обусловлено усвоением византийского наследия. Византия культурно и территориально вбирала в себя восточные пространства. Тем самым, Россия наследует и развивает византийский путь культурно-государственного строительства.
Анализируя эру Фотия, представляется целесообразным обратиться к работе известного французского византиниста Поля Лемерля, посвящённой византийскому гуманизму. Ученый убежден в том, что именно византийский гуманизм осуществил культурную программу спасения бесценного античного наследия для мировой цивилизации. Действительно, увидев пайдейю как хранилище знаний, византийский гуманистический энциклопедизм реализовал культурную программу сбережения античного прошлого. И особая роль в этом проекте принадлежала патриарху Фотию.
Поль Лемерль видит в деятельности Фотия триумф Церкви. К этому триумфу он относит грандиозную миссионерскую деятельность, успешное сопротивление римским притязаниям, победу над ересями и др. Но в лице Фотия Церковь также освещает и парадигму открытости эллинизму. Значение Фотия, следуя подходу Лемерля, состоит в новом открытии и в обновлении преемственности с античными традициями. С позиции Лемерля, именно Фотий направляет Византию на путь возрождения эллинизма. Он является инициатором стратегического поворота к античному наследию. Предоставляя право гражданства типу культуры, делающему акцент на сохранении античного наследия, Фотий выступает основателем византийского классицизма.
Думается, Фотия со всем основанием можно считать выдающимся выразителем византийского классицизма. Византийский классицизм зиждется на культурно-экологической доминанте – парадигме сохранения культурного наследия, позволившей осуществить непрерывную трансляцию античной классики. Культурно-экологическая доминанта подразумевает инклюзивные стратегии приобщения стран и народов к духовному наследию, стратегии сохранения целостности и субъектности народной жизни, утверждение народной субъектности культурного творчества. Культурно-экологическая доминанта придает византийскому классицизму глубокий гуманистический или же другими словами — цивилизационно- экогуманистический смысл.
Обратимся к концепции византийского историко-культурного процесса британского историка Джонатана Харриса.
Им справедливо отмечается, что существующая в мире насилия и войн, вторжений, передвижения народов, государственных катастроф Византия за тысячу лет не только смогла сохранить свою государственную и культурную самобытность, но и сумела остаться стратегическим центром влияния на глобальные процессы. Все это стало возможным, так как Византия не стала милитаристским государством закрытого типа, не пошла по цивилизационно-ограниченному пути вырабатывания менталитета осадного положения.
Британский историк прав. Погруженная в водоворот нестабильных антропопотоков, в пространство стратегической нестабильности, Византия выбрала универсалистскую позицию. Она обращала антропопотоки в собственную силу, предоставляя свою территорию, передавая культурное наследие другим народам. Действительно, даже в при самых неблагоприятных обстоятельствах византийцы руководствовались инклюзивными, кооптационными стратегиями в сфере государственного и культурного строительства. Джонатаном Харрисом верно акцентируется величайший исторический урок Византии. Ее история указывает на универсалистские идеалы и глобальные объединительные стратегии как на подлинную силу обществ.
Думается, именно экологические ценностные коды позволили Византии стать источником стратегической стабильности в крайне небезопасном и нестабильном мире. Византия заботилась прежде всего об обретении культурно-экологической стабильности, содействуя сохранению и распространению духовного наследия в народных субъектах, гарантируя их месторазвитие. Политическая устойчивость возникала как следствие устойчивости культурной жизни.
Концепция идеального значения византизма Ф.И. Успенского чрезвычайно актуальна в настоящее время, в эпоху экспансии декультурирующих сценариев глобализма. Византийская глобализация – глобализация, утверждающая значение культурных прав человека в качестве неотъемлемых атрибутов бытия личности как субъекта культурного творчества. Речь идет об утверждении права на культурное наследие и своеобразие, права на идентичность, права на творческое освоение и продолжение традиций. Речь идет об утверждении права на самобытное культурное развитие.
Будучи историческим выразителем и распространителем возвышенной идеи культурных прав человека, Византия осуществляла глобализацию исходя из принципов культурной справедливости. Имеется ввиду глобализация в пространстве которой субъекты культурного права в виде отдельных людей, стран и народов обретают наиболее благоприятные условия для осуществления культурного творчества, где создается предельно благоприятная среда для культурного самовыражения человека и народа.
Опираясь на подход отечественного мыслителя, возможно усмотреть в византинизме культурную метаэпистему, выступающую контекстом формирования различных культурных эпистем.
Можно говорить и о глобальной ценностной суперсистеме, формирующей культуротворческие, культуросберегающие принципы как таковые и тем самым содействующей сохранению и устойчивому развитию различных культурных миров, сложению культурной многополярности.
Речь идет о ценностном содействии образованию глобального пространства жизнетворчества, способствующего оформлению и сбережению культурных эпистем, традиций и идентичностей. Византийская цивилизация стала пространством ценностного производства и познания, которое можно назвать культурой культур. Как таковая она сделалась культурной силой, определяющей развитие духовного лика Евразии – Евразии ценностей и традиций, культурной Евразии, вбирающей миры Азии и Европы. Как таковой ей присущи глобальные культуросберегающие и культуротворческие стратегии.
Инициированная Византией модель глобализации, зиждущаяся на принципах культурных прав человека, была органически продолжена Россией. Такая глобализация всегда была и будет альтернативной по отношению к декультурирующим сценариям глобализма (откуда бы они ни исходили), отчуждающим человечество от его естественных культурных прав.
Исторически Византия обладала совершенными практиками, техниками и методами сохранения культурного наследия, сохранения культурной памяти, сохранения духовного многообразия ценностей и традиций. История Византийской цивилизации раскрывает во всей полноте принципы экологии культуры, экологии ценностей и традиций. Византия была примером, образцом сбережения культурного наследия, экологии культуры для стран и народов. Развитие Византийской цивилизации нормативно воплотило принципы экологии культуры.
Византия может быть названа историческим средоточием стратегически стабильного безопасного развития, что обусловлено экологическими ценностными кодами ее цивилизационной системы. Еще более Византии России свойственна сберегающая идентичность. Сохранение уникальных форм жизни во всей полноте и конкретности, жизненных структур, определяющих преемственность духовных путей сообществ, творческих начал жизнедеятельности социальных организмов сделалось приоритетом развития Российской цивилизации. Вслед Византии Россия может быть названа цивилизацией культурного континуитета. Она углубляет присущие Византии стратегии сохранения преемственности духовного развития народов. Как и Византия, Россия осуществляла начала стратегически стабильного и безопасного развития.
Творческое усвоение Россией ценностного ядра Византийской цивилизации, органическое сложение Российско-византийского цивилизационного преемства само является беспрецедентным воплощением устойчивого развития в историческом процессе.
В миростроительных российско-византийских духовно-исторических линиях даны свойственные Экологической цивилизации принципы ценностной парадигмы устойчивого развития.
Российско-византийская парадигма устойчивого развития полагается исходя из утверждения его культуросберегающей нормативной направленности. Движение в современность на основании сбережения исторически сформированных ценностей и идентичностей, увиденных источником и ресурсом развития – ее стратегический принцип. Он исторически исходит от России как наследницы Византии, делая ее модератором евразийских интеграционных процессов, системообразующим центром устойчивого развития Евразии, субъектом инклюзивных стратегий Экологической цивилизации.