– Борис Вячеславович, 2 апреля в очередной раз отмечается День Единения народов России и Белоруссии. Некогда мы жили в одной большой стране, сейчас нас разделяет граница. Каковы, на Ваш взгляд, основные достижения и, возможно, упущения во взаимоотношениях наших стран?
– Позволю себе возразить: российско-белорусская граница – одна из немногих границ в мире, которая никого не разделяет. Россияне и белорусы, путешествующие, например, из Москвы в Минск, даже не замечают, что пересекли её. В последние годы главным препятствием на пути свободного передвижения граждан России и Белоруссии был коронавирус и связанные с ним ограничения. Как вы знаете, с 18 марта этого года были отменены и они. Это очень своевременное решение, особенно в условиях санкций со стороны коллективного Запада, которые касаются в том числе и визовой политики, и самой логистики путешествий, отмены прямых авиарейсов и так далее.
С другой стороны, Россия и Белоруссия всегда исходили из того, что свобода передвижения жизненно необходима для развития экономического сотрудничества и гуманитарных контактов между нашими братскими народами. Претворение в жизнь этого принципа – лишь одно из многих достижений нашего сотрудничества, в том числе в рамках Союзного государства.
2 апреля мы уже в 26-й раз отмечаем День единения народов России и Белоруссии. В этом же году мы празднуем 25-летие со дня подписания Договора о создании Союза России и Белоруссии, а также 30-летие дипломатических отношений между нашими странами. К этой череде юбилейных и праздничных дат мы подходим с серьёзным багажом опыта и огромным объёмом выполненной работы. Нам многое удалось сделать. Наши страны достигли, не побоюсь этого слова, образцового уровня сотрудничества в военно-политической, экономической, культурной, гуманитарной и других областях. Сформированы по‑настоящему крепкие, дружеские, братские связи между двумя близкими до духу народами и странами, которые поддерживается главами наших государств. Мы успешно координируем усилия на международных площадках, выполняем задачи по обеспечению стабильности и безопасности на евразийском пространстве.
Не вижу каких-либо серьёзных упущений во взаимоотношениях наших стран. Есть перспективы, возможности и огромный потенциал. К слову, 28 союзных программ – это и есть юридически оформленное, формализованное видение того, к чему мы стремимся – к улучшению качества жизни граждан России и Белоруссии. К вполне практическим, ощутимым результатам, которые видны уже сегодня.
– Как Вы оцениваете нынешний уровень российско-белорусской внешнеполитической координации?
– В силу особой природы союзнических отношений России и Белоруссии наши страны на протяжении всего постсоветского периода своей истории поддерживали максимально высокий уровень взаимодействия в области внешней политики. По большинству важнейших вопросов глобальной и региональной политики мы всегда придерживаемся единых либо максимально близких подходов. В целях их практической реализации каждые два года принимается программа согласованных действий в области внешней политики государств-участников Договора о создании Союзного государства. Отдельно отмечу плотные и неизменно конструктивные контакты МИД двух стран и лично глав внешнеполитических ведомств России и Белоруссии.
Так было всегда, но сегодня российско-белорусский тандем приобретает особую значимость и ценность. Как принято говорить, настоящий друг познаётся в годину серьезных испытаний. Можно с уверенностью утверждать, что дружба наших стран в текущей непростой внешнеполитической обстановке проходит эту проверку с достоинством, заслуживающим восхищения. Пользуясь случаем, хотел бы выразить нашим белорусским союзникам признательность за поддержку на многочисленных международных площадках, где наши страны неизменно оказывают друг другу взаимную помощь. В порядке примера, отмечу голосование Белоруссии против антироссийских инициатив в ГА ООН, а также позицию России в ходе 49-й сессии Совета ООН по правам человека, когда мы выступили однозначно против обвинений в адрес Минска.
Буквально на днях в Москве на уровне заммининдел состоялись российско-белорусские консультации, в ходе которых выработана тактика совместных шагов по противодействию недружественным инициативам в отношении России и Белоруссии в рамках международных организаций, а также политизации западниками специализированных международных структур для продавливания антироссийских и антибелорусских решений. Подчёркиваю – мы не намерены сидеть сложа руки, а будем плечом к плечу с белорусами противостоять идущим вразрез с международным правом поползновениям наших недоброжелателей.
– Президент А.Лукашенко неоднократно говорил и недавно вновь подтвердил, что Россия и Белоруссия — это «практически одно целое в производстве, в экономике, в продажах — единый рынок». Учитывая такую высокую оценку существующих торгово-экономических отношений, какие направления их развития, какие стратегические ориентиры для наших стран Вы можете назвать в этой сфере?
– В условиях беспрецедентных антироссийских и антибелорусских санкций одним из главных приоритетов является усиление многопланового взаимодействия между нашими странами в сфере экономики, в первую очередь в рамках Союзного государства.
Данная тема, в частности, обсуждалась в ходе встречи Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина и Премьер-министра Республики Беларусь Р.А.Головченко 14 марта этого года в Москве. Очевидно, что увеличение темпов и объёмов интеграции является одним из наиболее эффективных ответов на текущие вызовы.
Сегодня перед нашими странами стоит задача совместными усилиями обеспечить дальнейший рост товарооборота. В 2021 году этот показатель увеличился на 35% до 40,1 млрд долл. При этом российский экспорт в Белоруссию вырос на 43% до 23,7 млрд долл., а импорт – на 24,6% до 16,4 млрд долл. В январе этого года положительная динамика сохранилась, отечественный экспорт увеличился на 5,3% до 990 млн долл., а импорт – на 23,4% до 1,2 млрд долл.
Россия продолжает курс на оказание экономического содействия нашему стратегическому партнеру и ближайшему союзнику. Так, по данным белорусского Минфина, в 2022 году Минск должен был выплатить по внешнему госдолгу 1,8 млрд долл., из них России – 1,2 млрд долл., то есть 67% всех выплат. Однако Правительством Российской Федерации принято решение по реструктуризации и рассрочке на 5-6 лет выплат по предоставленным Белоруссии государственным кредитам.
Достигнута договорённость о том, что при необходимости будут обеспечены взаимные поставки продовольственных и иных товаров критического значения. Идут переговоры по вопросу ценообразования и расчётов за энергоносители.
Сегодня открываются перспективы для дальнейшего наращивания кооперационных связей, налаживания новых производственных цепочек, в том числе в целях импортозамещения, запуска совместных инфраструктурных и инвестиционных проектов в различных областях.
– В конце прошлого года Россия и Белоруссия договорились о реализации в рамках Союзного государства 28 программ. Могут ли сказаться на ходе их выполнения западные санкции? Необходима ли в нынешних условиях их корректировка по срокам или по содержанию?
– Президенты, утвердив 4 ноября прошлого года 28 союзных программ, придали колоссальный импульс сближению наших экономик. В этих программах содержатся планы действий по всем направлениям сотрудничества. Вновь подчеркну: экономическое и финансовое давление, которое враждебно настроенные страны Запада пытаются оказать на Россию и Белоруссию, лишь мобилизуют наши ресурсы и служат дополнительным стимулом к продолжению планомерной эффективной работы. Контроль за ходом и результатами выполнения поставленных задач ведётся на ежедневной основе.
Одно из важнейших и в то же время сложных направлений – гармонизация налогового и таможенного законодательства. Реализацию этой долгосрочной задачи курируют профильные ведомства Российской Федерации и Республики Беларусь, которые уже приступили к разработке унифицированной системы администрирования косвенных налогов. Кроме того, в соответствии с подписанным в начале этого года Договором о гармонизации таможенного законодательства двух стран предусмотрено функционирование Межгосударственного таможенного центра Союзного государства.
Продолжается планомерная работа по формированию и модернизации общего рынка электроэнергии Союзного государства. Данный вопрос представляет особую важность для республики в контексте попыток соседних государств Евросоюза заблокировать экспорт энергии на Запад, лишить Белоруссию рынков сбыта.
Крупнейшим интеграционным проектом в сфере энергетики является строительство в Гродненской области Белорусской атомной станции. Официальный запуск первого блока БелАЭС состоялся в ноябре 2020 года. Ввод в эксплуатацию второго блока запланирован на текущий год. На БелАЭС работают как российские, так и белорусские специалисты, что является ещё одним примером нашего успешного сотрудничества. Совместными усилиями в Белоруссии практически с нуля создаётся атомная отрасль.
– На фоне событий на Украине Россия и Белоруссия оказались под воздействием беспрецедентно жестких санкций со стороны коллективного Запада. В таких условиях очевидно, что мы должны задействовать в полной мере потенциал взаимодействия. Какие инструменты в отношениях наших стран должны быть использованы для смягчения санкционного давления?
– В западных столицах до сих пор не осознали, что санкции только способствуют нашему сближению, дальнейшему поступательному развитию российско-белорусской интеграции. Напомню, что Россия оказывает Белоруссии активную поддержку по линии импортозамещения и создания новых маршрутов транспортировки востребованных за рубежом белорусских товаров через территорию нашей страны.
Отдельное внимание в повестке российско-белорусского взаимодействия, безусловно, уделяется межрегиональному сотрудничеству. Тесные связи между субъектами Российской Федерации и белорусскими регионами – это фундамент нашего торгово-экономического и культурно-гуманитарного взаимодействия.
Только в этом году Республику Беларусь с рабочими визитами посетили главы Санкт-Петербурга, Республики Тыва, Краснодарского края, а буквально в эти дни – делегация Пензенской области. Уже в этом месяце к нашим белорусским друзьям приедут представители Воронежской области. Исключительная значимость регионального вектора нашего сотрудничества подтверждается и тем, что российских губернаторов традиционно принимает Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, а результатами таких рабочих поездок становятся реальные практические договорённости в различных сферах.
Главным событием на межрегиональном направлении является Форум регионов России и Белоруссии. В этом году руководство верхних палат парламентов наших стран, сенаторы, губернаторский корпус, представители культуры, бизнеса, науки соберутся в таком формате уже в девятый раз. Мероприятие пройдет в очном формате 23-24 июня в Гродно.
Форум является эффективной площадкой для расширения экономических связей регионов наших стран, что особенно актуально в нынешних условиях. Как представляется, объективным индикатором успеха данного мероприятия может стать увеличение суммы заключённых контрактов – по итогам восьмого Форума, который прошёл в 2021 году в Московской области, она составила 800 млн долл. Это впечатляющий показатель, но и его вполне можно превзойти. Потенциал роста далеко не исчерпан.
– Белоруссия прилагала большие дипломатические усилия в попытках мирного урегулирования конфликта на востоке Украины, в частности предоставляя площадку для переговоров. И сейчас Минск выражает готовность сделать все возможное, чтобы переговорный процесс был успешным. От каких факторов зависит скорейшее прекращение военной операции на Украине, какова может быть роль Белоруссии в этом процессе?
– Прежде всего отмечу, что сроки завершения специальной военной операции России могут быть обусловлены исключительно достижением – в полном объеме – целей, поставленных Президентом России В.В.Путиным в ходе его обращения 24 февраля этого года. Позиция нашей страны максимально четкая, и у нас есть все необходимые ресурсы для успешного выполнения задач на украинском направлении.
Что касается переговорной площадки, российская сторона высоко оценивает те усилия, которые были предприняты руководством союзной Белоруссии, как в 2014 году для подписания Минских соглашений, так и сегодня – в поиске путей украинского урегулирования. Отдельно следует отметить личный вклад Президента А.Г.Лукашенко, который в марте этого года обеспечил возобновление на белорусской земле прямого диалога представителей России и Украины. Как непосредственный участник этих событий могу также отметить высочайший уровень организации белорусскими партнерами первых трёх раундов переговоров на территории республики, за что мы выражаем свою признательность.