В рамках Форума «Новая экономика национальных целей» в Центре социально-консервативной политики 22 апреля прошло обсуждение темы стратегии в сфере образования и просвещения. Тема является одной из важнейших для экспертов Рабочих групп «Устойчивое развитие» и «Государственное политическое строительство и международная деятельность» Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Модератором круглого стола выступил Руководитель рабочей группы «Устойчивое развитие», Председатель комитета Государственно Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин отметил важнейшую роль эффективной работы систем образования и просвещения для развития страны. По его мнению, особенно возрастает их сегодня, когда экономика страны должна опираться в основном на внутренние ресурсы и резервы. Однако он подчеркнул, что цели устойчивого развития и сохранения природной среды никуда не снимаются и анонсировал тематическую секцию рабочей группы на очередном Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.
Генеральный директор ЦСКП Людмила Шувалова подчеркнула важность образовательной модели страны для формирования картины мира новых поколений, формирования их мировоззрения и вообще для суверенитета страны. Взаимодействие науки, предприятий, школ, колледжей и вузов в формировании и достижении профессиональных стандартов она считает важнейшим условием решения стоящих перед страной задач. Кроме того, исключительно важной она считает и задачу «экспорта образования», в том числе и для позитивного образа страны.
Координатор проекта «Гражданский экзамен» Сергей Волобуев полагает, что запросы экономики и рынков неотделимы от вопроса «что у человека в голове» в плане освоения им необходимого культурного багажа. «Но мы должны исходить из приоритета содержания образования над формой и педагога над методистом», — отметил он. И добавил, что «технакратам» стоит больше давать гуманитарных знаний, а гуманитариев лучше знакомить с «технической» стороной знаний.
Координатор исследовательской группы и соучредитель ЦСКП Леонид Горяинов подчеркнул важность формирования эталонных цифровых курсов обучения на всех уровнях получения и поддержки компетенций – от школ до вузов. Это, по его мнению, обеспечит возможность достижения обучающимися «усреднено высокого» уровня знаний, вне зависимости от места обучения и проживания. При этом роль педагога нисколько не уменьшается, но, напротив, появляется возможность более эффективного контроля знания учащихся. Главным же он считает формирование системы непрерывного образования, повышения квалификации и поддержки профессиональных компетенций с использованием цифровых технологий, где в основе лежат — сочетание дистанционного и «очного» форматов, формирование на конкурсной основе «эталонных» альтернативных курсов по различным предметам обучения.
Президент фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин остановился на необходимости чёткого структурирования бюджетных полномочий и обязательств в сфере образования. Он уверен в продуктивности, именно, принципа «деньги следуют за обучающимся» в рамках определённых стандартов, а не в «простом сметно-инерционном финансировании учреждений». Что касается научно-исследовательских работ, то Г.Томчин убеждён: заказы на них должны получать только ВУЗы (университеты и институты). Тогда и культура научной деятельности, и соответствующие данной деятельности навыки у студентов будет развиваться. Права интеллектуальной собственности на разработки должны принадлежать только разработчикам и не иным участникам образовательного процесса, полагает Г.Томчин.
Руководитель проекта «Инженерная школа» Морского Технического университета Александр Патрушев презентовал проект «Инженерные классы». Сегодня авторы проекта готовы его продвигать как в России, так и на территории стран ЕАЭС. Инженерный класс — это новая модель профильного инженерного образования для школьников, где существенный акцент сделан на работе с одаренными детьми и с детьми, мотивированными на обучение, именно, по инженерному направлению. Программы обучения включают общеобразовательные и дополнительные предметы.
Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Андрей Марголин осветил Приоритетный проект «Экспорта образования», реализация которого призвана повысить привлекательность российских образовательных программ у потенциальных зарубежных соискателей знаний, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, а также усилить узнаваемость и статус бренда российского образования на международном образовательном рынке и в результате – резко увеличить объёмы выручки от экспорта образовательных услуг. А.Марголин выявил несколько проблемных моментов, оказавшихся в концепции «Экспорта образования», главный из которых — недостаточность информационного обеспечения продвижения проекта за рубежом, в средах, желающих проходить обучение. В большинстве ВУЗов отсутствуют необходимые сервисы по консультированию и поддержке иностранных учащихся. Наблюдается недостаточная полнота информации об образовательных организациях на русском языке в сети «Интернет».
Руководитель Центра компетенций в сфере экологии и природопользования Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации Андрей Пешков заявил о недостатке на отечественном рынке труда молодых экологов. А.Пешков подчеркнул в своем выступлении: «…уровень экологического образования в стране достаточно низкий, иногда — средний, знания оказываются поверхностными и часто интуитивными».
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин и Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Константин Долгов полагают, что «пора менять вектор направления бюджета» на развитие инженерных специальностей. Сенаторы также высказали убежденность в необходимости определения на федеральном уровне статуса интернет – школ, которые сегодня являются «важнейшим резервом качества обучения».
Кирилл Масленников, Помощник директора представительства Государственной корпорации «Ростех» в Санкт-Петербурге считает, что «широкополосный Интернет следует наполнить контентом, посвященным профессиональному ориентированию абитуриентов и обучающейся молодежи». Школы, ВУЗы, колледжи, сфера производства должны быть интегрированы в единую информационную «линейку», а, конкретно, инженерно-техническим колледжам весьма помогла бы в повышении качества образования политика учреждения в них наблюдательных советов, куда вошли бы представителей бизнеса. «Следует поддерживать и Сириус, и МФТИ, школа в Сколково, например, должна работать в теснейшем и перманентном контакте с Физтехом», — считает К.Масленников.
В течение активного и заинтересованного двухчасового обсуждения участники Форумам предложили целый ряд основательных идей и соображений по темам мероприятия, которые ЦСКП планирует осветить в более подробном материале.
Как отметил в заключение дискуссии ее модератор – Руководитель рабочей группы «Устойчивое развитие», Председатель комитета Государственно Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин, состоялся «предметный разговор на экспертном уровне, основанный на взвешенных подходах к заявленной теме, включавший представление идей и проектов, многое из которых должны найти воплощение, перейти в практические шаги».