11 июля 2022 г. на площадке ЦСКП (Центр социально-консервативной политики) прошло заседание Рабочей группы «Государственное политическое строительство и международная деятельность», учрежденной Решением Бюро Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» от 21.02.2022 г. под руководством члена Высшего совета Партии, Ведущего научного сотрудника сектора теории права и государства ФГБУ науки Институт государства и права РАН В.Н.ПЛИГИНА.
В работе заседания приняли участие члены Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: Лидер Российского Союза ветеранов Афганистана Ф.А.Клинцевич, Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации К.И.Косачев, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.И.Неверов, Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Д.И.Орлов, Генеральный директор АО «Концерн «Уралвагонзавод» А.В.Потапов, Председатель Президиума Центрального Правления Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России» В.В.Рязанский, Статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Российской Федерации Д.С.Зверев, и.о. Ректора РГСУ А.Л.Хазин, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений В.А.Шаманов.
Заседание открыл В.Н.Плигин, выступивший перед членами Рабочей группы.
Уважаемые коллеги!
Наша Рабочая группа создана Бюро Высшего совета Партии с тем, чтобы представители власти и общества работали вместе над укреплением сотрудничества для достижения целей реализации национальных интересов, ориентируясь при этом на большую консолидацию общественных сил.
Некоторое время назад по решению Бюро Высшего совета был подготовлен доклад, который касался актуальных проблем государственного строительства.
В работе принял участие широкий круг представителей гуманитарной науки. В докладе отмечалось, что современная архитектура мирового порядка формирует новые вызовы для государственных институтов и для управления национальными политическими системами. В рамках этого документа было проанализировано четыре поля государственно-политического строительства:
Легитимность управления;
Функционирование институтов представительства;
Гражданская активность;
Национальный человеческий капитал.
Именно эти четыре поля определяют сегодня развитие социальных отношений и функционирование политической системы. В каждом из них зафиксирован и проанализирован комплекс тенденций, влияющих на эффективность строительства; предложены варианты траекторий развития, способствующих оптимизации политического управления.
Идеология доклада подразумевает, что достижение целей государственно-политического строительства в интеллектуальном отношении обеспечивается принятием универсальных основополагающих ценностей — «справедливости», «ответственности» и «доверия».
Справедливость — ценность, отражающая системную реализацию возможностей и прав граждан в их саморазвитии и самореализации, прозрачность и удобство правовой системы, неотвратимость наказания, адекватный доступ к материальному и социальному капиталам, а также к социальным лифтам.
Ответственность — ценность, которую можно описать как способность осознавать не только права, но и обязанности каждого гражданина вне зависимости от его социального статуса и принадлежности к социальной группе, страте социальной пирамиды.
Доверие — ценность, лежащая в основе всей триады и отражающая готовность всех участников государства осуществлять отторжение собственных материальных и иных ценностей в пользу государственных институтов для обеспечения общих интересов.
Данные ценности, составляют доктринальную основу решений, предлагаемых для оптимизации процесса государственно-политического строительства. Именно, они формируют сбалансированную государственную политику, выступают, в целом, регуляторами человеческого поведения.
Когда в обществе возникает, назовём это, — несогласие по существенным вопросам, именно на основе обозначенных ценностей и возникает социальная консолидация! Только коллективное доверие с одной стороны, и свободная публичная сфера, с другой, в их взаимодействии могут стать основой для компромисса и социальной солидарности.
В центр государственно-политического строительства всегда следует ставить объединяющие граждан конвенциональные, иными словами, общепринятые, традиционные для данного общества ценности.
Только взяв за основу «стратегию общего дела», опирающуюся на идеалы доверия, ответственности и справедливости можно эффективно вести государственно-политическое строительство в таких сферах, как:
Борьба с коррупцией;
Привлечение инвестиций в национальное хозяйство;
Преодоление правового нигилизма;
Укрепление в обществе правопорядка и так далее.
Никакая, столь популярная в предыдущие годы, «логика рыночной эффективности», никакие затейливые инструменты контроля вышеозначенные задачи не решат.
В связи с этим нельзя не отметить тенденцию общественной аномии. То есть, состояния, когда определенная часть граждан перестают чувствовать свою причастность к обществу, отчуждается от него, а в ряде случаев, отвергает прежние и новые общепринятые социальные нормы и ценности. Очевидно, что аномия формирует целый комплекс проблем, которые в будущем могут серьёзно препятствовать эффективному государственно-политическому строительству, а также осложнить управляемость политической системой.
Общественная аномия воспроизводит установки, разрушающие, например, культуру предпринимательства, смазывающие ценности самостоятельности и ответственности. Она затягивает и активных граждан, и бездействующих, воспитывает подчиненных с искаженным эгоистичным чувством справедливости, а вовсе не активных деятелей, продвигающих общество вперед. В результате, общественная аномия просто замедляет экономическое развитие и никакие рыночные рычаги и механизмы делу не помогут.
Данной ситуации неизменно сопутствует социальная отчуждённость. Эта отчуждённость выражается в неуверенности граждан в том, что они могут:
Добиться от государственных институтов выполнения обязательств;
Что институты дееспособны и влияют на принятие решений.
Граждане самоустраняются из политики. Настроения социальной аномии и отчуждённости, которую она провоцирует, в перспективе могут подорвать доверие граждан к политической системе.
Полагаем, что изучение таких вопросов, как легитимность управления, функционирование институтов представительства, гражданская активность и человеческий капитал позволит эффективнее функционировать политической системе. Второе направление деятельности, на которое нас ориентировало Бюро Высшего Совета – международная деятельность.
***
В рамках тех задач, которые предлагаются для решения Президентом Российской Федерации В.В.Путиным наше личное участие должно быть сконцентрировано на вопросах общественно-политической поддержки Союзного государства, Евразийской интеграции, развитии интеграционных процессов в формате ЕАЭС. Наметить векторы международного сотрудничества и взаимовыгодной кооперации со странами БРИКС, ШОС. Предполагаем строить работу совместно с Генеральным советом Партии, Комиссией по международному сотрудничеству и поддержке соотечественников за рубежом над повышением эффективности международного сотрудничества.
Несмотря на то, что изменения, затронувшие экономику в её международном измерении, стали для нашей страны серьезным вызовом, тенденция к стабилизации на этом направлении показывает, что Россия остается одним из важных игроков на внешней арене.
В течении ряда лет Россия, проводя свою внешнеэкономическую деятельность, старалась, в определенном смысле, адаптировать ее к той линии, которая была выстроена Западом во время, фактически, всего послевоенного периода. И это было понятно и логично. Как сейчас говорят, «коллективный Запад» тогда представлял страны с самым высокотехнологичным производством, отлично развитой инфраструктурой, отработанной и сбалансированной социальной политикой и так далее. Речь, как вы помните, шла о вхождении новой России в уже существовавшую систему отношений. На равных. Подчеркиваю, — на равных! Вот здесь и начались с нашими партнерами расхождения в понимании понятий, о которых я уже упоминал выше: «справедливость», которая оказалась у них только для се6я, «ответственность» — только перед своими и «доверие», которое было окончательно подорвано откровенными передергиваниями и уходом от данных обещаний и достигнутых прежде договоренностей. Я не стану детально разворачивать приведенные соображения, об этом подробно и много сказано и написано. Мы все, убежден, придерживаемся единого подхода в этом смысле, да по-другому и быть не может.
Так вот, если ранее мы входили в систему, выполняя её правила и соблюдая предписанные нормы, то другие ее участники эти правила и нормы в отношении нашей страны соблюдали все меньше и меньше. Более того, сама эта система привела себя к кризису. На сегодня уверенно можно заявить, что моноцентричная модель политического мироустройства более не жизнеспособна.
Сформированы новые центры мирового производства, соответственно, -влияния, силы. Формируются новые подходы и принципы взаимодействия, новая логика партнерства.
Так, на последнем саммите стран БРИКС, основной темой которого была выбрана «Вступление в новую эру глобального развития и формирование принципиально нового качественного взаимодействия стран БРИКС», было уделено немало времени вопросу оценки новых интеграций, а также развитию нового стратегического партнерства.
В силу уже сложившихся отношений Россия выступила инициатором нового развития, где указанному формату сотрудничества придается особое внимание, прежде всего, как одному из противовесов тому негативному положению в экономике, которое сложилось на фоне неверного и несправедливого курса, избранного государствами Европы.
Президент России, в частности, выступая на саммите БРИКС, указал на допущенные ошибки со стороны стран, стремящихся к перманентному экономическому доминированию, а также на то, что наиболее устойчивой к экономическим потрясениям стала именно выбранная формация. «Только на основе честного и взаимовыгодного сотрудничества можно искать пути выхода из критической ситуации, сложившейся в мировой экономике из-за непродуманных и корыстных действий некоторых государств, которые, используя финансовые механизмы, фактически перекладывают собственные ошибки макроэкономической политики на остальной мир»[1].
На осень 2022 г. запланировано проведение второго Российско-африканского саммита. Мы помним, что состоявшийся в 2019 г. в Сочи первый саммит Россия — Африка придал мощный импульс развитию дружественных отношений нашей страны с государствами континента. Разумеется, пандемия коронавируса внесла многочисленные коррективы в планы сторон, помешав выйти на планировавшиеся ранее уровни торговли и инвестиций. Тем не менее, в Африке по-прежнему сохраняется значительный интерес к взаимодействию с Россией.
Стоит отметить прошедший XXV Петербургский международный экономический форум и участие в нем представителей стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Специальная Латиноамериканская сессия форума была посвящена обсуждению направлений и механизмов взаимодействия в новых условиях.
Стратегическое партнерство – категория комплексная, поскольку такое партненрство охватывает практически все ключевые сферы российско-латиноамериканского сотрудничества и носит не конъюнктурный, а устойчивый и долговременный характер. Прочность данного типа межгосударственных отношений определяется, в первую очередь, готовностью сторон учитывать взаимные интересы и содействовать их продвижению, а также наличием эффективных механизмов взаимодействия
Следует сделать акцент на том, что на становление нового сотрудничества может оказать благотворное влияние создание действительно новой, многополярной системы межгосударственных отношений, в основу действия которой будет положены ключевые принципы Устава ООН. В этой связи, необходимо расширять формат БРИКС, пополняя развитие и влияние указанного союза поддержкой со стороны государств Азии, Африки и Латинской Америки, стремящихся проводить независимую национальную политику.
В рамках упомянутого саммита был поднят вопрос о совершенствовании института ВТО, разбалансированность которого приводит к ущемлению интересов ряда стран-участниц. Была продекларирована необходимость выработке более гибких торговых правил, приоритетно направленных на инклюзивное развитие и поощрение прав и интересов всех стран, включая и те государства, развитие которых до настоящего времени не было устойчивым.
***
Отдельное внимание стоит уделить расширению роли субъектов Российской Федерации в государственной политике. Нашей Рабочей группе необходимо способствовать разработке действенной и эффективной государственной стратегии и региональной политики.
Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может быть простым обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.
Для Российской Федерации, с ее уникальной по своей сложности территориальной организацией государства, необходима взвешенная и эффективная региональная политика. Она в конечном итоге должна привести к повышению уровня и качества жизни граждан страны.
В настоящее время Комиссия Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Государственное и муниципальное управление» курирует вопросы совершенствования государственного и муниципального управления. Мне представляется, что сотрудничество данной Комиссии и нашего Совета должно способствовать реализации в субъектах Российской Федерации единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г.
***
В завершение следует отметить, что в наши дни осуществляются беспрецедентные попытки, скоординированные и, похоже, управляемые из одного центра, организации фактической блокады России в самом широком понимании термина.
В 2014 году после возвращения Крыма Россия стала объектом международных санкций, они были введены в отношении нефтегазовой отрасли, финансового сектора и оборонно-промышленного комплекса страны и не нарушили сложившиеся хозяйственные связи в других отраслях экономики. Стали очевидны две ключевые проблемы:
Уровень импортозамещения и сложности по защите внутреннего рынка от более конкурентоспособной зарубежной продукции;
Сырьевая направленность российского экспорта и уровень конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.
В текущем 2022 г. уже открыто развернута блокада России, сопровождаемая оттоком иностранного бизнеса из страны. Пусть экономисты говорят о необходимости импортозамещения, однако, по сути, речь идет о фактической перестройке национальной экономики с тем, чтобы противостоять санкциям и стабилизировать дальнейшее экономическое положение в России, иначе говоря:
Спонсировать на государственном уровне, в первую очередь, средний и малый бизнес;
Оптимизировать банковскую систему применительно к новым условиям;
Мощно инвестировать в развитие отечественных отраслей, производящих импортозамещающую продукцию;
Открыть доступ отечественных производителей к более широкому кругу зарубежных потребителей на новых направлениях. Искать потребителей российских товаров в странах, с которыми отношения это допускают.
Предполагается, что, как и в топливно-энергетическом комплексе, будут выстроены партнерские отношения, которые позволят предприятиям в других отраслях совместно инвестировать в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), а также в разработку отечественного высокотехнологичного оборудования. Это позволит в недалеком будущем создать формат с участием площадок новых промышленных кластеров с льготным режимом для выполнения масштабных заказов отечественных производителей, с задействованием промышленной ипотеки, новых логистических цепочек с использованием возможностей искусственного интеллекта и т.д.
Таким образом, можно сказать, что формат и последовательность действий, предпринимаемых руководством страны, явно указывают на глобальные изменения в области формирования геополитических и макроэкономических стандартов. Глобализация мировой экономики постепенно встает на путь её координации (существенного влияния) со стороны тех стран, которые до настоящего времени имели возможность декларировать собственные интересы, но не могли реализовать их фактически.
Суверенные государства в обозримой перспективе должны оставаться ведущими игроками в глобализационных процессах. Здоровое национальное государство способно справиться с возможными негативными последствиями глобализации.
Россия, по сути, всегда являясь участницей таких отношений, не стала исключением; последовательное развитие нашего государства нарушило, что закономерно, тот формат, который ранее устанавливал правила игры на внешнем экономическом пространстве, а это, в свою очередь, позволит сбалансировать интересы всех участников рынка и прекратить доминирование одних акторов международного сообщества над другими.
***
Уважаемые коллеги! Темы,
поднятые в данном выступлении, а также и те, которые вы считаете необходимы
обсудить в рамках деятельности нашей Рабочей группы, должны будут получить
отражение в новом докладе, который мы планируем подготовить к середине ноября
2022 г.