4 ноября 2024 года. Круглый стол «Народное единство в учении и подвижничестве русских православных святых» прошел в библиотеке памяти Государя Императора Николая II Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка.

4 ноября 2024 года при участии казаков объединенной общины «Невская сечь» по благословению духовника казачьей общины «Невская Сечь» архимандрита Гавриила (Коневиченко) (настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка, руководитель Духовно-просветительского центра при храме Тихвинской иконы Божией Матери города Сестрорецка, член постоянной комиссии по работе с общественными объединениями казаков совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, войсковой священник Ставропольского казачьего войска Союза казаков России, действительный член Международной Академии Наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), действительный член Российской Академии Естественных наук (РАЕН), лауреат Национальной премии Петра Великого, учредитель именной премии «Золотой дирижер» в области культуры и искусства, почетный житель города Сестрорецка, ветеран труда) на территории Духовно-просветительского Центра города Сестрорецка состоялся круглый стол «Народное единство в учении и подвижничестве русских православных святых». Круглый стол был посвящен Дню народного единства. На мероприятии присутствовали видные деятели казачества, ученые, журналисты, общественники, эксперты.

В начале круглого стола представители казачьей общины «Невская Сечь» выделили созидательную роль казачества в преодолении Смутного времени. Они отметили, что в период Смуты российское казачество проявило себя общественной силой, пронизанной духом патриотической солидарности, духовно единящей соборности — общественной силой, ставшей опорой российской государственности и защитником традиционных духовно-нравственных ценностей страны. Ими была подчеркнута важность почитания русских православных святых в казачьей среде. На основе духовного опыта и учения православных святых необходимо строить духовную жизнь казачьих общин, развивать соборные начала казачьей жизни и противостоять соблазну распространения духовно пагубных неоязыческих культов. Ими было особо отмечено значение для российского казачества празднования 300-летия со дня рождения святителя Тихона Задонского. Святитель Тихон, будучи епископом Воронежским духовно окормлял населенную преимущественно казаками Землю Войска Донского.

В ходе мероприятия полковник СКР, член казачьей общины «Невская Сечь», эксперт ЦСКП, профессор Александр Посадский совместно с духовником казачьей общины «Невская Сечь» архимандритом Гавриилом (Коневиченко) представили фундаментальный доклад «Духовная истина народного единства в учении и подвижничестве русских православных святых», который был с одобрением принят участниками круглого стола.

Духовная истина народного единства в учении и подвижничестве русских православных святых.

Архимандрит Гавриил (Коневиченко), Александр Посадский. Тезисы доклада.

В этом году отмечается 300-летие со дня рождения святителя Тихона Задонского.

Тихон Задонский — всенародно почитаемый святой. Его сочинения расходились по всей стране в сотнях тысяч экземпляров, в крестьянских избах их ставили рядом с иконами.

Духовный облик Тихона Задонского Ф. М. Достоевский рассматривал как нравственный идеал для всей русской литературы: «Идеалом… беру Тихона Задонского… Может, именно Тихон и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература». «Величавую, положительную, святую фигуру» Тихона Задонского Ф. М. Достоевский воссоздал в образе старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», а также в «Бесах» (пропущенная глава «У Тихона») и в задуманном романе «Житие великого грешника». Ф. М. Достоевский считал Тихона Задонского глубочайшим выразителем русского духовно-нравственного и культурного начала, истинным народным носителем православной духовности, созерцателем глубин православного Боговедения и человекознания.

В воззрениях Тихона Задонского любовь предстает центральной добродетелью. Святитель Тихон учит как проповедник любви, видя любовь общественно созидательной силой.

Как и всякая добродетель, любовь, по мнению Тихона Задонского, должна быть в уме и сердце. Если ее нет в уме и сердце, полагает святитель, то значит, нет нигде. В сердце и уме же она прорастает через обращение к Вечному, так что любовь есть предвкушение вечной жизни и богоуподобление. Любовь нисходит в мир из области духа, где человек обретает познание Бога как вечной и неизменной Любви. Испытывая «великое блаженство» «соединения с вечным и блаженнейшим Божеством», человек начинает видеть преображенным и исполненным любви весь мир, всю вселенную, включая земной мирприроды, созданный ради человека, многообразно свидетельствующий о любви Творца. Так из пространства одухотворенной жизни сердца, следуя святителю Тихону, рождается истинная, нелицеприятная любовь, простирающаяся на всех людей, «источник и душа всех добрых дел» — любовь, способная созидать общественную жизнь.

В своем учении Тихон Задонский исходит из необходимости подвижнического преодоления плотского человека во имя человека духовного. Святитель Тихон призывает к решительной борьбе с плотскими страстями и стяжанию одухотворяющих душу добродетелей, особо выделяя их социальное измерение. Страсть злопамятства, мщение и непрощение обид Тихон Задонский расценивает как общественно вредные пороки, которые «вредят и губят общество». Руководствуясь ими, плотский человек использует свой разум корыстно, для разорения ближнего. Духовный же человек, прощающий обиды и любящий врагов, все усилия, напротив, полагает на общую пользу. «И потому плотский человек для общества вреден, а духовный полезен», — делает вывод Тихон Задонский. Противопоставляя плотским страстям любовь, святитель Тихон описывает ее как великую мироустроительную силу, формирующую и хранящую целостность общества: «Любовию домы, грады, государства стоят: без любви падают», «общее благополучие от взаимной любви процветает». При этом само общество святитель уподобляет единству организма, требующему гармоничной и слаженной работы взаимно восполняющих частей.

Согласно святителю Тихону, целостность и согласие общественного устройства образует союз любви. Это относится ко всем людям как предкам Адама, созданным по образу и подобию Божьему. Это особенно относится к жителям единого Отечества и государства, которые должны образовывать большое братство, имея в одном Отечестве «важнейшую причину к любви взаимной».

Для Тихона Задонского очевидно, что даже всецелое исполнение закона любви на земле не приведет к упразднению исторических форм общественно-государственного порядка по существу. Такое исполнение также не отменит возможность войн и внешних угроз. Граждане совершенного государства и общества, воплотившего принцип любви, в его понимании будут обладать редкой сплоченностью и единодушием в противостоянии внешним и внутренним вызовам. Они будут совершенствовать себя и свою исторически оформленную общественную жизнь, а не искажать ее произвольно, не пересматривать ее историчность и преемственность. Сила любви придаст гармоничную слаженность конкретному обществу, но не положит начало «новой эре мироустройства», в которой исчезнут предшествующие культурные традиции и общественно-государственные формы.

Руководствуясь подобным духовным реализмом, выступая учителем любви, способной оказывать преображающее воздействие на общественную жизнь, сокровенно образовывать ее ткани, Тихон Задонский видит идеалом духовно сильное Отечество и государство, возрастающее через любовь во всех формах процветания и развития. Это государство с авторитетными властями, с имеющими нравственные истоки законами, с законопослушными и добродетельными гражданами. Это творимое любовью Отечество как большое братство. Это проистекающий из союза любви целостный общественно-государственный организм – целостный духовно-исторический организм, сформированный мироустроительной силой любви и являющий ее во всемирном историческом процессе. Руководствуясь духовным реализмом, Тихон Задонский, конечно, имеет ввиду свою Родину — Россию. Жителей России он называет россияне – «в нашем отечестве живущии Россиане». Тихон Задонский выступает с призывом к взаимной всеобщей любви всех граждан своей страны, независимо от конфессиональной и этнической принадлежности. Святителем разрабатывается целостная программа духовного воспитания гражданина применительно к конкретно-исторической традиции общественной жизни нашей страны.

В своем учении и подвижничестве Тихон Задонский является продолжателем священного дела и духовных созерцаний преподобного Сергия Радонежского. Воззрения и подвижничество Тихона Задонского преемственно продолжают Сергиевскую эпоху в истории русского духовного творчества.

Преподобным Сергием был осуществлен великий подвиг собирания душ, подвиг братотворения. Такой подвиг стал возможным, поскольку преподобный раскрыл начала соборной любви в своем сердце, сделал свое сердце обителью Живоначальной Троицы, воплотил в своей жизни жертвенное служение ближнему. Основанная им обитель стала духовным центром общественной жизни. Имеется ввиду центр, формирующий народ как целостное сообщество. Речь идет о духовном средоточии народа. Храм во имя Пресвятой Троицы в обители преподобного Сергия явил образ единства в любви, взирая на него люди были призваны преодолевать ненавистное разделение в мире. Благодаря подвижничеству преподобного образ бытия Божественной Троичности – как идеал совершенного единения в любви – сделался народообразующим идеалом.

В подвижничестве Сергия Радонежского народное единство утверждается как духовно-нравственная норма. Народная разобщенность виделась ему духовно-нравственным вызовом. Будучи сам живым образом целостности духа и любви к ближнему, он обличил природу несогласий на Руси. Раздробленный облик народа имеет истоком для него внутреннюю раздробленность, утрату личностью нравственной целостности. Погруженная в подобное состояние человеческая персона не обретает в себе сил к труду братотворения. Обретение же духовной целостности сопряжено с утверждением духовного единства персон, утверждением народного нравственного единства.

В подвижничестве Сергия Радонежского раскрываются духовные основания народной жизни. Она предстает соборной — нравственно единой и целостной в лучах Триединого Божественного Света. Ее исторические ткани сотканы и пронизаны лучами Божественной любви. Св. Сергий своим глубоким благочестием утвердил народное единство как очевидную духовно-нравственную истину, возвел его в ранг абсолютной духовной ценности. В итоге его подвижнической проповеди выбор в пользу народного единства предстал духовно-нравственным выбором. Отныне быть русским и жителем России стало означать сопричастие глубочайшей нравственной традиции, свободное присоединение к возвышенной духовной этике единства, свободное воплощение великих заветов Божественной любви.

Раскрывая православное учение о любви, св. Сергий возвел формирование народного единства на высочайший духовно-нравственный уровень.

Служение преподобного определило пути раскрытия народного единства в последующие времена отечественной истории. После св. Сергия утверждение народного единства раз и навсегда стало восприниматься как стремление выразить общие духовные смыслы, несмотря на невзгоды, препятствия и трудности. Народная солидарность – как достижимая в деятельном подвиге веры в общие духовные цели. Собирание народных сил соединилось с раскрытием превосходства духовного единства над псевдоединством на базе прагматических интересов, с демонстрацией нравственной независимости личности, веры в ее безусловное значение как духовной сущности, проводника в истории нравственно понимаемой свободы.

По сути, вся отечественная история после служения святого может быть увидена чередой духовно-творческих подвигов, утверждающих народное единство и суверенитет. Речь идет о победах в ходе оборонительных войн, войн, связанных с вольным освобождением народов от порабощения, о защите и формировании справедливого миропорядка, о стремительных модернизационных прорывах, превращающих страну в форпост современной науки и техники, о созидании имеющих мировое значение шедевров искусства, интенсивном развитии философской мысли, когда, казалось бы, для этого не было «достаточных оснований» в предшествующей истории.

Служение патриарха Гермогена, патриарха Иова, Дионисия Радонежского, Иринарха Ростовского также должно быть увидено продолжением подвижничества святого Сергия.

Святые судьбоносной для страны эпохи Смутного времени лицезрели духовные смыслы любви и народные святыни силами, сплачивающими воедино огромный всероссийский народный организм. Исходящую от Бога, преображающую человека и мир любовь к ближнему, они созерцали великой силой духовного сплочения, пророчески предвидели претворение этой силы в силу победы над разорителями страны, в силу грядущих подвигов грандиозного цивилизационного созидания. За внешними формами восстановления порядков общественно-государственного жизни, путями их защиты они прозорливо усматривали развертывание духовно-идеальных начал, соработничество человеческой души с любящим его Творцом, воплощение человеком Божественного замысла о цивилизационном и государственном строительстве как духовно-творческом единстве по образу Создателя. За внешним подвигом общественно-государственного устроения они видели подвиг духовной концентрации народа, собирания и выражения его духовной мощи.

Россию Смутного времени спасло вдохновляемое русскими святыми всенародное движение. Народное ополчение стало именно духовным победителем. Его борцы и герои – выразители духовно-нравственного начала соборности. «Пока в Смутное время думали о своих интересах, о своих землях и домах, о своих вольностях и льготах, всё шло вразброд. Когда же по призыву Ермогена, Дионисия и Авраамия встали на защиту Отечества и веры православной и пошли для того, чтобы отстоять „церкви Божии“ и «Пресвятыя Богородицы Дом», как говорили в то время, тогда Русь была спасена», – верно указывал известный отечественный историк-правовед П.И.Новгородцев.

Преодоление Смуты означало всенародное духовное обновление. Преодоление Смуты проистекало из пробуждения российского национально-цивилизационного самосознания. Преодоление Смуты стало итогом возрастания высших духовных связей в жизни народа, свободного братскогоединения людей в любви друг к другу, восстановления исторически данных духовных святынь в народной душе. Народное единство, ставшее опорой и органическим основанием строительства большого Российского государства-цивилизации, было определено нравственным возрождением, обретением духовной силы, направленной на великое всенародное созидательное подвижническое дело – подвиг российского цивилизациестроения. Именно через возрастание в любви к ближнему, к родной земле и ее истории, через возрастание в любви к предкам, утвердившим почитание святынь, возрастание в любви к поколениям прошлым и грядущим объяснимо преодоление катастроф разделения Смутного времени, объясним прорыв страны к качественно новому уровню исторического целеполагания. Обретенное прочное духовное единство в общей любви, соборное раскрытие высших идеально-духовных связей и целей, почитание общего дела как дела Божия позволило россиянам осуществить подвиг созидания великого миростроительного народно-исторического государства, беспрецедентного в истории народного цивилизационного союза.

Утверждение объединительных начал в жизни России, полагание единства российской национально-цивилизационной общности явлено в подвигах и созерцаниях русских святых. В их деятельности и воззрениях народное единство созидается с учетом всей глубины человеческой природы. Формирование народного единства осуществляется на основании духовного видения сущности человека, при опоре на его духовную конституцию. Святым России дано было созерцать источник народного единства и суверенитета в мире абсолютных ценностей, в мире горнем, увидеть народное единство как духовно-нравственный императив, а затем, руководствуясь возвышенными духовными созерцаниями, подвижнически претворить этот императив в действительность. Им дано было пророчески лицезреть в народном бытии те возвышенные начала, к воплощению которых народ будет призван в грядущем.

Служение русских святых – утверждение народной целостности как торжество абсолютной духовной ценности единения в любви над фактом разобщения и данностью разделения. Своей деятельностью они обозначили нравственные высоты народной жизни, показав, что возможно обращение к духовно-возвышенному осознанию общего блага в сложнейших исторических ситуациях. Их подвиг – в созидании единства народа через утверждение человека как носителя духовных начал. Речь идет о личности, которая ставит и реализует нравственные задачи, преодолевая преграды «естественной логики» вещей и событий, черпая силы в приобщении к духовной жизни.

Священное дело русских святых – возвышение над событийно данным во имя нравственно заданного. Священное дело русских святых – претворение нравственного задания единства в любви в историческую реальность бытия России.

Через подвижничество русских святых созидание народного единства исторически осуществлялось путем агиократии (греч. ἅγιος – святой, святость; греч. κράτος – сила, власть, господство) – утверждения святости и святынь в сердцах людей. Такое созидание означает формирование национального чувства и сознания общей связи исходя из признания величия духовных традиций и верности им. Оно подразумевает глубокое нравственное измерение национальной идентичности, полагание национальной идентичности в неразрывной связи с воплощением традиционных ценностей, утверждение суверенитета народа как устремленного к преемственно данным, исторически выверенным нравственным целям. Агиократическое собирание народной жизни соединено с действенным отстаиванием традиционных ценностей. Оно неотделимо от вырабатывания действенной этики воли, вдохновляющей на деяния вопреки «необходимым» и «естественным» обстоятельствам и преградам. Оно означает соотнесенность национальной идентичности с отстаиванием духовного достоинства личности, ультимативное предпочтение стилей и образов жизни, способствующих торжеству добра, нравственного преображения себя и мира.

Святым России было дано увидеть историческую жизнь российского народа как великое духовное повествование, осознать ее как нравственно возвышенную историю. Их взорам было прочески открыто видение народного развития в перспективе великого духовно-нравственного единения. В данной перспективе быть русским и россиянином значит видеть свою жизнь и жизнь народа в свете духовно-нравственных ценностей и целей, совершенствовать свой дух в следовании вечным заповедям и идеалам, возвышающим и связывающим людей – заповедям и идеалам, воплощенным в преемственной традиции поколений. В данной перспективе принадлежность к народу России есть особое призвание — призвание к глубокому осознанию исторического единства страны и народа, а вместе к укреплению и раскрытию этого единства во всей возможной полноте.