В процессе работы  Первого Уральского Форума «Устойчивое развитие», Профсоюзом садоводов России было отмечено о недопустимости принудительного изъятия земельных участков расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, в нарушении норм части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, норма которой указывает о принудительном изъятии имущества у граждан только для государственных нужд, только по решению суда и, в обязательном порядке,при условии предварительного и равноценного возмещения.

Людмила Голосова

Равноценный является синонимом слова равнозначный и, следовательно, если принимается решение о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд (и только), который имеет плодородную почву, на котором выращены сад, ягодные кустарники, возведены жилое строение и хозяйственные постройки, то государство обязано, предварительно, предоставить все перечисленное и создать на территории инженерную инфраструктуру равную той, которая имеется в садоводческом, огородническом, дачном товариществе на момент принудительного изъятия земель, строений..

Принудительное изъятие земельных участков в товариществах без соблюдения нормы части 3 статьи 35 Конституции России, это очередной фактор разрушения уникального коллективного сообщества, в котором, и, на сегодняшний день, граждане России, в своем подавляющем большинстве, выживают.

Было отмечено о недопустимости проведения незаконных действий со стороны налоговых органов города Екатеринбурга, в частности ИФНС по Верх-Исетскому  району г. Екатеринбурга, в отношении СНТ «Ново-Свердловской ТЭЦ Весна-91», о  внесении записи  недостоверности о юридическом лице по причине наличия недостоверных сведений по учредителям. То есть, первично, с момента вступления в силу Закона № 129 от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», начиная с 2002 года, налоговые органы, которым предоставили не профильную функцию проведения государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, незаконно , по Методическим разъяснения, утвержденных Приказами ФНС РФ: от 15 октября 2002 года № БГ-3-09/572; от 01 ноября 2004 года № САЭ-3-09/16@, обязывали товарищества предоставлять данные, как на учредителей (создателей) товариществ, членов правления, являющиеся таковыми на момент подачи документов при перерегистрации садоводческих, огороднических и дачных товариществ в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения (далее по тексту — СНО), в количестве 3,5 человек, в нарушение норм Гражданского кодекса Российской Федерации, так как учредителями и создателями товариществ были все граждане имеющие земельные участки в границах СНО.

На протяжении 17 лет налоговые органы категорически препятствовали внесению все членов товариществ в качестве учредителей, либо внесения корректировки состава учредителей в виду ухода из жизни тех, кого налоговые органы вносили согласно своих Приказов и теперь считают основанием фактической ликвидации юридических лиц в силу отсутствия актуальных данных по учредителям. Такие незаконные действия проводит налоговый орган, который относится к государственным органам России.

Ранее налоговые органы, не законно, вносили записи о недостоверности о юридическом лице с формулировкой отсутствия подачи бухгалтерской отчетности в течении года и таким образом вывели из реестра юридических лиц порядка 40 000 СНО, которые по факту являются действующими.

Какие негативные последствия следуют за такими незаконными действиями налоговых органов? Во-первых товарищества, автоматически, лишаются законных прав на всю документацию юридического лица:

  •  на землеотводы по ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые имели координаты характерных поворотных точек, то есть границы СНО, которые власти обязаны были вносить: первично в Государственный земельный кадастр, затем в Государственный кадастр недвижимости и теперь в Публичную кадастровую карту с применения «ключа» перевода в действующую систему координат, которые постоянно меняли;
  •  на генеральные планы (проекты) по застройке данных территорий, которые и являются разрешительными документами по освоению данных территорий: создания инженерной инфраструктуры, возведения жилых строений, хозяйственных построек, и, как следствие, могут быть подведены под статус самостроя (такие факты имеются и были предоставлены Депутату ГД ФС РФ И.Яровой) и самозахвата земли.

Представителями от садоводческого сообщества г. Екатеринбурга было отмечено  (представлено коллективное обращение председателей СНО Союза садоводов муниципального образования горда Екатеринбурга № 27 от 16.08.2019 г.)  о важности садоводства в целом и в частности в  Уральском промышленном Регионе:

  • о необходимости наличия государственной политики по сохранению данного сообщества;
  •  недопустимости требования наличия лицензии на скважины, так как это ведет к очень значительным денежным затратам для  ее получения и СНО применяют воду на этой же территории и не ведут коммерческую деятельность и данные требования говорят об отсутствии поддержки со стороны государственных структур;
  •  о недопустимости обязывания налоговыми органами вести отчет по коду 02- некоммерческие организации на общем налогообложении, что привело к увеличению налоговой нагрузки, государство забывает, что СНО коммерческой деятельности не ведут, выручки от реализации не имеют, развитие территории ведут на личные денежные средства : с заработной платы, с которой государство уже взяло налоги и с пенсии, которая является социальной;
  • о недопустимости обязывания Законом № 217 от 29.08.2017 года «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» внесения членских и целевых взносов только на расчетный счет, что нарушает норму 861 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, приведет к увеличению взносов, так как в товариществах имеются достаточное количество работ по оплате незначительных услуг, непредвиденных обстоятельств требующих срочного решения , что при отсутствии денежных средств непосредственно в кассе товарищества может привести к значительному ухудшению деятельности в товариществе и негативно скажется на членах товарищества и членов их семей;
  • о утраченной норме существующей в садоводческих, огородническмх и дачных товариществах, когда членом товарищества являлся каждый имеющий земельный участок в его границах, так как наличие  граждан не участвующих в товариществе (статья 5 Закона № 217-ФЗ),  граждан оформивших свои строения, как жилые дома и при этом земельный участок теряет статус вида разрешенного использования земли (ВРИЗ) — садоводство и приобретает статус ВРИЗ — ИЖС, что не соответствует первичным документам по предоставлению землеотводов, ведет к утрате законности генеральных планов и создает хаос в товариществе, что в конечном итоге приведет к его окончательному уничтожению.

Профсоюз садоводов России, совместно с представителями СНО г. Екатеринбурга и Свердловской области, обратились с предложением о внесении в Резолюцию Первого Уральского Форума «Устойчивое развитие»  предложения  секции « Обеспечение устойчивого развития Российского садоводства, совершенствования и мониторинга законодательства в области садоводства» , в основу которых легли материалы Всероссийского Объединенного Форума Профсоюза садоводов России и региональных  Союзов, Советов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений России состоявшегося в городе Санкт-Петербург 28 сентября 2018 года:

«Единственно верное решение, в сложившейся ситуации отсутствия государственной политики — приостановить действие Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 217-ФЗ на период до 1 января 2022 года, как законодательного акта, лишающего шестидесятимиллионное сообщество уверенности в сохранении якорных ценностей садоводства.

В течении срока приостановления действия закона необходимо привлечь крупнейшие объединения садоводов, общественные организации, институты законодательной и исполнительной власти к доработке ФЗ № 217.

Основные положения предлагаемых изменений:

1. Возвращения в ГК РФ расширенного перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций;

2. Законодательное закрепление права на бессрочную приватизацию земельного участка и строений на нем для граждан и прав приватизации земель общего пользования для садоводческих, огороднических и дачных объединений;

3. Возвращение в законодательное пространство понятия «садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения» и восстановление всех объединений, ликвидированных регистрирующим органом в лице структурных подразделений ФНС России со ссылками на Федеральный Закон №129-ФЗ и Федеральный Закон № 217-ФЗ.

4. Отмена нормы, исключающей возможность получения компенсации в случае принудительного изъятия земель.         

5. Изменение правовой нормы в части определений «жилой/садовый» дом.

6. Возврат института уполномоченных при проведении общего собрания членов объединений.

7. Сохранение возможности внесения части денежных средств садоводов в кассы товариществ, в части членских и иных взносов, с использованием наличных расчетов в ограниченных объемах, утверждаемых общим собранием членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.

  • Изменение предназначения земель, выделяемых под садоводства, определив основные цели их использования в соответствии с Классификатором разрешенного вида использования земель и как неприкосновенные, обладающие самостоятельным суверенитетом, развития садоводческих, огороднических и дачных хозяйств, поддержания бонитета земель, придавая особое внимание сохранению экологического равновесия на загородных территориях.»


Людмила Голосова, Председатель Профсоюза садоводов России

*Из выступления на Форуме «Устойчивое развитие» 15-17 августа в Уральском федеральном округе