В среду, 14 ноября, в Центре социально-консервативной политики состоялось экспертное совещание по теме «Образование и муниципальная власть». В нем приняли участие более пятидесяти экспертов, лидеров общественных и профессиональных организаций, представителей органов государственной власти.
Главной темой обсуждения стало среднее образование в контексте муниципальной власти – их взаимодействие для более органичного и быстрого развития территорий страны в рамках поставленных Президентом РФ задач по повышению качества жизни граждан, ускорению темпов экономического и технологического развития.
Однако некоторые участники мероприятия обращали внимание на то, что данную тему сложно обсуждать в отрыве от других смежных и близких тем, поэтому в ходе совещания были затронуты вопросы системы отечественного образования в целом, ее перспективы и возможности улучшения, высшее образование, педагогическая деятельность, а также вопросы финансирования и перспективы цифровизации.
Как отметила генеральный директор ЦСКП Людмила Шувалова, по итогам встречи будут сформулированы рекомендации участников по совершенствованию системы среднего образования в муниципалитетах, созданию оптимальных условий для реализации поставленных Президентом РФ задач, ряд которых получит поддержку Центра. Она также подчеркнула, что совещание проходит под эгидой заявленной в середине года Общественной платформы, одной из задач которой является моделирование решений актуальных для развития России задач, а лучший опыт может быть реализован в качестве пилотных проектов в регионах.
Принявшие участие в мероприятии эксперты солидарны в том, что система отечественного образования, в частности среднее образование, в муниципалитетах нуждается в обновлении. Более того, по словам ректора ГАОУВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» Станислава Еремеева, среди глобальных вопросов, находящихся в общественной повестке, вопрос качества образования – вопрос выживаемости страны и ее конкурентоспособности.
Еремеев оппонировал идеям другого участника совещания –президента Фонда поддержки законодательных инициатив Григория Томчина, который высказал мнение о необходимости выстраивания системы, способной «отодвинуть вопрос об образовании, как услуге» для концентрации на «контенте». По мнению Томчина, в федеральном бюджете должна быть строка, которую должен знать каждый гражданин страны – цифра на текущее образование одного ученика и формула, касающаяся ЖКХ для школы. Также, по словам эксперта, необходима организация счетного контроля, публичное утверждение суммы и контроль за договором.
«Считаю, что наблюдение за расходованием этих денег и исполнением договоров должно вестись со стороны выборного наблюдательного совета школы. Туда по должности должен входить местной депутат, а секретарем должен быть директор этой школы. Следили бы за педагогическим составом, условиями и остальным», — пояснил Томчин.
Еремеев пояснил, что есть четкий посыл общества на перемены в образовательном процессе, что рождает необходимость рассмотрения образования как целостной государственной задачи. По его мнению, можно сколько угодно перебирать разнообразные конструкции, но прежде всего необходимо определить идеологию того, что общество хочет от образовательных институтов. «Давайте не будем лукавить. Те конструкции, которые предлагает Григорий Алексеевич (Томчин – прим.ред.) – это технологический детерминизм. Попытка инструментами что-то поправить», — отметил Еремеев.
Сегодняшняя образовательная система выстроена под
«утечку» мозгов, считает Еремеев. При этом ряд принятых и разрабатываемых мер способны положительно повлиять на образование в стране. По его мнению, проведение Единого государственного экзамена, позволило способным детям из регионов России учиться в лучших федеральных университетах (30% студентов – местные, остальные – из регионов). Однако после окончания обучения не многие из них возвращаются. По словам Еремеева, молодежь сегодня ищет и выбирает наиболее подходящую социокультурную среду, которая не всегда есть в родных регионах.
«Надо вернуться к тому уникальному опыту, который был после Второй мировой войны. Когда в условиях нехватки кадров для решения вопроса насыщения квалифицированными кадрами были созданы педагогические вузы… <…> Или известный в мире опыт муниципальных университетов, которые решают задачу насыщения кадрами конкретной территории», — рассказал он.
Еремеев также отметил, что в современном мире изменилась роль учителя в образовательном процессе, так как ушла монополия на информацию. «Меняется задача учителя в аудитории. Нам необходимо развитие креативности и технического образование», — добавил он. Эксперт высказал инициативу о приравнивании преподавателей к представителям муниципальной власти. По его мнению, сохранение социальных гарантий способно сделать профессию учителя востребованной среди молодежи.
Председатель правления «Санкт-Петербургского Центра содействия развитию образования и науки» Андрей Болтянский более подробно раскрыл суть двух, по его мнению, особенно значимых болевых точек в системе образования, которые он анонсировал в преддверии экспертного совещания на сайте ЦСКП – это забюрократизированность образовательного процесса и недостаточный уровень внимания общества к учителям и преподавателям. Полную версию интервью можно прочитать здесь.
По мнению генерального директора по обучению детей и программированию ООО «Алгоритмика» Андрея Лобанова современные условия стремительного роста объема информации и ее устаревание формирует новые запросы к школьному образованию. «Она должна успевать очень быстро меняться и адаптироваться под текущий мир. Мы не знаем, что будет через пять-десять лет, также как 15 лет назад ни у кого из нас смартфонов не было, а сейчас есть часть профессий, которые через телефоны реализуются, даже компьютер человеку не нужен», — пояснил он. Лобанов также обосновал необходимость обучения подрастающего поколения информатике и программированию высокой востребованностью соответствующих профессий, а также быстроразвивающейся и растущей IT-отраслью. Он подчеркнул, что школа должна учить навыкам, а реализация собственных информационных проектов развивает такие необходимые в современном мире способности, как креативность и умение работать в команде.
Главный человек в школе – педагог. Такое мнение в ходе совещания выразил Президент Союза «Национальная инновационная система» Олег Крутов. «Ученика в школу приводят, а педагог приходит сам учить. Считаю, нужно пропагандировать профессию педагога. Почему у нас на передачах телеканалов одни артисты? Если есть влияние на государственную телевидение, почему педагога не показать? Надо это пропагандировать», — отметил он, поддержав тезис Болтянского об уходящей в прошлое сакрализации профессии преподавателя.