18 августа в Центре социально-консервативной политики состоялся круглый стол «Роль консервативной идеи в обеспечении гражданского согласия».

Открывая дискуссию, генеральный директор ЦСКП Людмила Шувалова отметила, что «мы находимся на новом этапе развития и осмысления российского консерватизма».Она напомнила, что на базе ЦСКП в 2005-2008 гг. была разработана концепция российского консерватизма, сейчас ведется работа по подготовке Доклада «Переход к устойчивому развитию: консервативный взгляд».     

Людмила Шувалова подчеркнула, что Владимир Путин в октябре 2021 г. на Валдайском форуме в своем выступлении сформулировал основополагающую идею развития российского общества, как «умеренный консерватизм». Он также отметил, что мир сегодня проходит сложные трансформации, обусловленные объективными причинами и процессами развития человечества.

«В этой связи, именно переход к устойчивому развитию на базе консервативных ценностей – это и есть вектор нового осмысления» — резюмировала генеральный директор ЦСКП.

Заместитель председателя научного совета ВЦИОМ Иосиф Дискин рассказал о концепции «донбасского консенсуса».

Он подчеркнул, что «вопрос о сохранении Донбасса — это ключевой вопрос гражданской ответственности российского общества. А для консерваторов гражданская ответственность всегда была фундаментальной ценностью».

«Только консерватизм способен стать опорой донбасского консенсуса. Но при этом сам консерватизм должен проделать определенную работу. И наш лидер использовал абсолютно точное слово — умеренный консерватизм» — заявил Иосиф Дискин.

По мнению члена Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Леонида Полякова, в России на протяжении всей своей истории существует традиция постоянного «самоотрицания». «Это означает, что мы должны делать вывод из прошлого, и формулировать такую стратегическую линию, которая учитывала бы на нашу склонность постоянно отрицать все предыдущее» — отметил он.

Леонид Поляков провел анализ соответствия проведения специальной военной операции с характеристиками идеологии консерватизма, заявленной Президентом на Валдайском форуме.  «То, что сейчас происходит на специальной военной операции – это абсолютно реалистический подход, он мобилен, подвижен, реактивен».

В своем выступлении он также затронул проблему государственной идеологии России. «У нас не будет обязательной идеологии «консерватизм». Это будет методология политического действия» — резюмировал Леонид Поляков.

Руководитель Исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин рассказал о возможных ограничениях распространения консерватизма как массовой идеологии.

Он заметил, что «консерватизм — довольно сложная идеологическая конструкция, и чтобы перейти из сугубо элитного политологического дискурса в массовую идеологию, она должна упрощаться, достичь когнитивной простоты».

Кроме того, Игорь Задорин указал на отсутствие привлекательного образа консерватизма для молодежной аудитории. «Молодежь осознает себя как социальный актор», считает он, и на данном этапе может создаваться впечатление, что консерватизм лишь накладывает ограничения, отказывается учитывать психологические особенности вышеупомянутой демографической группы населения.

Председатель редакционного совета интернет-сайта «Русская Idea» Борис Межуев рассказал о дискуссии нео- и палеоконсерваторов о пути дальнейшего развития России.  По его мнению, «в сегодняшнем мире любая форма консерватизма будет рано или поздно приводить к расколу между той частью консерваторов, которые делают ставку на «имперский проект», и той, которые не видят в этом приоритетного направления консерватизма».

Он также уточнил, что «эти различия могут затронуть и «донбасский консенсус».

Подводя итоги дискуссии, модератор круглого стола, координатор проекта «Гражданский экзамен» Сергей Волобуев заявил о необходимости правового просвещения российского общества в условиях сформировавшегося российского государства.

Эксперты сошлись во мнении, что в ближайшей перспективе роль консервативной идеи в обеспечении гражданского согласия будет только возрастать, в связи с необходимостью обеспечения связи времен и поколений для формирования консенсусных путей будущего развития.