23 июня 2025 года в Москве состоялся круглый стол «Миротворчество в фрагментированном мире: новые вызовы и перспективы», организованный Центром социально-консервативной политики (ЦСКП) и Экспертным клубом «Глобус» при участии экспертов Альянса аналитических центров Глобального Юга.
On June 23, 2025, the round Table «Peacekeeping in a Fragmented World: New Challenges and Prospects» was held in Moscow, hosted by Center for Social and Conservative Politics (CSCP) and Globus Expert Club with the participation of Global South Think Tanks Alliance experts.

Открыла мероприятие руководитель отдела коммуникаций ЦСКП Софья Козлова, отметив, что перераспределение военного, политического и экономического влияния априори чревато ростом конфликтного потенциала в мире: «Это обстоятельство заслуживает особого внимания, в том числе, в связи с тем, что на статус самостоятельных центров претендуют страны со сложным политическим устройством и неурегулированными внутренними и внешними конфликтами. Остаются открытыми принципиальные вопросы, как будут развиваться внутриполитические процессы в этих странах в новых условиях, как будут развиваться отношения между различными центрами, а также между центрами и соседними странами».
По мнению модератора, традиционные методы миротворчества всё чаще оказываются неэффективны — как в случае конфликта между Индией и Пакистаном или эскалации между Израилем и Ираном, поэтому нужны новые подходы: «Геополитическое вмешательство сверхдержав, поставки вооружений и информационные войны затрудняют достижение компромиссов. Необходимы новые, инклюзивные решения, основанные на исторических реалиях и участии всех заинтересованных сторон. Только комплексная стратегия позволит обеспечить устойчивый мир в меняющемся мире».

The event was opened by CSCP communications chief Sofia Kozlova, noting that the redistribution of military, political and economic influence is a priori fraught with an increase in the conflict potential in the world: «This circumstance deserves special attention due to the fact that countries with a complex political structure and unresolved internal and external conflicts claim the status of independent centers. Fundamental questions remain open, including how the internal political processes in these countries will develop in the new conditions, how relations between various centers, as well as between the centers and neighboring countries, will develop».
According to the moderator, traditional methods of peacekeeping are increasingly ineffective, as in the case of India and Pakistan or the escalation between Israel and Iran, so new approaches are needed: «Geopolitical interference by superpowers, arms supplies and information wars make it difficult to reach compromises. New, inclusive approaches are needed, based on historical realities and the participation of all stakeholders. Only a comprehensive strategy will ensure sustainable peace in a changing world».

Основатель экспертного клуба «Глобус» Юлия Берг подчеркнула, что с 90-х годов прошлого века резолюции ООН всё чаще игнорируются, а старые решения остаются нереализованными: «Фактически, нет единой системы правил, на деле регулирующих международные отношения. При этом очевидно, что, если текущие конфликты перерастут в ядерную эскалацию, то последствия могут быть катастрофическими для всей человеческой цивилизации. Поэтому необходимо понять, какие инструменты и структуры способны предотвращать войны и обеспечивать мир реально, а не на словах», – отметила эксперт.
Yulia Berg, founder of the Globus Expert Club, stressed that since the 1990s, UN resolutions have been increasingly ignored, and old decisions remain unimplemented: «There is no single system of rules governing international relations. At the same time, if the current conflicts escalate into nuclear escalation, the consequences could be catastrophic for the entire human civilization. Therefore, it is necessary to understand what tools and structures can really prevent wars and ensure peace», the expert said.

Эксперт ЦСКП Павел Саркисян выступил с докладом о роли ОДКБ в урегулировании конфликтов и подчеркнул, что одних лишь миротворческих усилий сегодня для формирования справедливого миропорядка недостаточно:
«ОДКБ развивает миротворческий потенциал: сформированы Миротворческие силы, проводятся учения, налажено сотрудничество с ООН. Организация учится на опыте прошлых миссий, включая операцию в Казахстане 2022 года, и совершенствует механизмы реагирования. Однако одного миротворчества недостаточно — нужны новые подходы к урегулированию конфликтов и формированию справедливого миропорядка. Только комплексные усилия помогут избежать войн и гарантировать стабильность».
CSCP expert Pavel Sarkisian made a report on the role of the CSTO in conflict resolution and stressed that peacekeeping efforts alone are not enough today to form a just world order:
«The CSTO is developing its peacekeeping potential: the Peacekeeping Forces have been formed, exercises are being conducted, and cooperation with the UN has been established. The organization is learning from past missions, including the 2022 operation in Kazakhstan, and is improving response mechanisms. However, peacekeeping alone is not enough – new approaches are needed to resolve conflicts and form a just world order. Only comprehensive efforts will help avoid wars and bring stability».

Экономист, председатель Фонда «Полумесяц», Сайед Сардар Али (Пакистан) обратил внимание на то, что нынешняя архитектура безопасности не соответствует современным реалиям: «Причин этого несоответствия можно найти много, но есть одна — структурная, которая заключается в том, что нынешняя система была построена на постулате, что все нации в равной степени соответствуют критериям Вестфальского суверенитета. Однако за восемьдесят лет, прошедших после Ялтинской конференции, мир стал свидетелем появления трех типов государств: полностью суверенных государств, полусуверенных государств и государств несостоявшихся».
Эксперт подчеркнул, что основы новой архитектуры безопасности могли бы включать элементы российского консерватизма: «Чтобы новая архитектура безопасности была устойчивой, она не может основываться исключительно на либеральных подходах. Ее теоретические основы должны будут включать элементы китайского прагматизма и русского консерватизма, а также идеи из других признанных духовных и философских мировых традиций. И пока такая архитектура не будет выработана, миру, увы, придется быть свидетелем и участником большого хаоса и насилия».
Economist, Chairman of the Crescent Foundation, Syed Sardar Ali (Pakistan) noted that the present security architecture would fail to keep pace: «The reasons for this failure would be manyfold but the structural reason would be that the present system was built upon the premise that all nations equally meet the criteria of Westphalian sovereignty. However, eighty years since the Yalta conference, the world has witnessed the emergence of three types of states, i.e., fully sovereign states, semi-sovereign states, and failed states».
He stressed that the foundations of the new security architecture could include elements of Russian conservatism: «For this new security architecture to be sustainable it cannot be solely based upon Enlightenment liberalism or the failed belief in the universality of Westphalian sovereignty. The theoretical underpinnings of the new security architecture would have to incorporate elements from Chinese pragmatism and Russian conservatism as well as ideas from other great spiritual and philosophical traditions of the world. But until such a security architecture emerges, alas, the world will have to bear witness to a lot of chaos and a lot of violence».

Научный сотрудник Института международных и стратегических исследований Бангладеш Нахиян Шаджид Кан (Бангладеш) заявил, что именно в эпоху высоких технологий миротворчество сталкивается с новыми вызовами.
«Современные инновации, такие как БПЛА, искусственный интеллект и деятельность космических систем меняют динамику конфликтов и предоставляют государственным и негосударственным акторам ранее немыслимые возможности. Относительная доступность подобных инструментов снижает порог возможностей вступления в конфликты, делая их более частыми и разрушительными. Важно выработать международные нормы ответственного использования чувствительных в этом смысле технологий. Только совместные решения стран способны направить технический прогресс на укрепление мира, а не на его разрушение», – подчеркнул эксперт.
Nahiyan Shajid Khan, researcher at the Bangladesh Institute of International and Strategic Studies, said that peacekeeping is facing new challenges in the era of high technology.
«Modern innovations such as UAVs, artificial intelligence and space systems are changing the dynamics of conflicts and providing new opportunities for state and non-state actors. The availability of such tools lowers the threshold for conflicts, making them more frequent and destructive. It is important to develop international norms for the responsible use of technology. Only the joint efforts of countries will make it possible to direct technological progress to strengthen peace, and not to destroy it», he emphasized.

Глава центра геостратегических исследований Драгана Трифкович (Сербия) отметила, что миротворческие миссии должны способствовать примирению и неукоснительно следовать международному праву. Однако, на практике этого не происходит: «Многие из этих миссий стали орудием реализации геополитических интересов, особенно западных держав. Это привело к утрате нейтралитета со стороны ООН и ОБСЕ. Пример Косово ярко демонстрирует, как «инициативы», такие как «Рачак», были использованы для оправдания бомбардировок Сербии без санкции Совета Безопасности ООН. В результате — создание псевдогосударства, этнические чистки, разрушение культурного наследия», – подчеркнула спикер.
«В текущей геополитической реальности необходимо усиление роли региональных организаций, таких как ШОС, ОДКБ, Африканский союз, чтобы восстановить доверие к системе миротворчества и обеспечить справедливость и безопасность», – добавила эксперт.
Dragana Trifkovic, head of the Center for Geostrategic Studies (Serbia), noted that peacekeeping missions should promote reconciliation and follow international law, but in practice this does not happen: «Many of these missions have become instruments of geopolitical interests, especially of Western powers. This has led to a loss of neutrality on the part of the UN and the OSCE. The example of Kosovo shows how special operations such as Racak were used to justify the bombing of Serbia without the sanction of the UN Security Council. As a result, there is the creation of a pseudo-state, ethnic cleansing and the destruction of cultural heritage», she emphasized.
«In the current geopolitical reality, it is necessary to strengthen the role of regional organizations such as the SCO, the CSTO and the African Union in order to restore confidence in the peacekeeping system and ensure justice and security», the expert added.

Доктор военной географии, эксперт по геополитике Энрике Рефойо (Испания) подчеркнул, что государства все чаще устают от односторонних решений ведущих западных стран, поэтому спрос на миротворческие миссии и их реальные действия растет:
«Сейчас на Ближнем Востоке и в Западной Азии ситуация далека от спокойствия. Одновременно, Европейский Союз планирует тратить триллионы на оборону. Так, Саммит НАТО обсудит новые растущие военные бюджеты и необходимость «повышения боеготовности». Миротворческие миссии всё чаще становятся инструментом влияния, а не достижения реального мира. Мировой порядок преобразуется в многополярный — страны устают от односторонних решений Запада. Даже внутри США растёт разлад между партиями, и всё острее стоит вопрос: кто кого? Возможно, будущие миротворческие миссии будут нужны уже внутри самих США».
Doctor of Military Geography, geopolitical expert Enrique Refoyo (Spain) stressed that states are increasingly tired of unilateral decisions of Western countries, so the demand for peacekeeping missions and their real work is growing:
«Now the situation in the Middle East and West Asia is tense. The European Union plans to spend trillions on defense. The NATO summit will discuss new military budgets and the need to «increase combat readiness». Peacekeeping missions are increasingly becoming instruments of geopolitical influence rather than the real world. The world order is becoming multipolar — countries are getting tired of unilateral decisions of the West. Within the United States, the discord between the parties is growing, and the question is becoming more and more acute: who wins? Perhaps future peacekeeping missions will be needed within the United States itself».

Международный юрист, политический консультант Арно Девеле (Франция) заявил о необходимости восстановления доверия к международным институтам: «Миротворчество, миростроительство и принуждение к миру, согласно Уставу ООН, должны предотвращать конфликты, но на практике часто становятся частью геополитических игр. Это катастрофически подрывает доверие к международным институтам. Вместе с этим, важно развивать новые механизмы безопасности, опираясь на региональные организации, такие как ШОС или ОДКБ. Необходимо создавать независимые от западного влияния структуры, способные установить справедливость в международных отношениях».
International lawyer, political consultant Arnaud Develay (France) stated the need to restore confidence in international institutions: «Peacekeeping, peacebuilding and peace enforcement, according to the UN Charter, should prevent conflicts, but in practice they often become part of geopolitical games. This undermines the credibility of international institutions. It is important to develop new security mechanisms, relying on regional organizations such as the SCO or the CSTO. It is necessary to create structures independent of Western influence that are capable of restoring justice in international relations».

Руководитель отдела мероприятий Ибероамериканского клуба Научного студенческого общества МГИМО МИД России Елизавета Потапенко (Россия) подчеркнула необходимость адаптации миротворчества к актуальной мировой реальности: «Конфликты вышли за рамки классического «театра военных действий» — сегодня они гибридные, цифровые, информационные. Миротворчество также должно адаптироваться: бороться с дезинформацией, вызовами технологий, включая этические. ООН призвана возглавить работу по формированию норм кибервойн и защиты информации. Только такой подход позволит сохранить эффективность миротворческой миссии ООН, даже в новых условиях цифровых конфликтов».
Elizaveta Potapenko, Head of the Events Department at the Ibero-American Club of the Scientific Student Society at MGIMO, stressed the need to adapt peacekeeping: «Conflicts have gone beyond traditional battlefields — they are hybrid, digital, informational. Peacekeeping must adapt: fight disinformation, cyberattacks and the ethical challenges of new technologies. The UN should take the lead in shaping the norms of cyber warfare and information integrity. Only such an approach will keep the UN peacekeeping mission effective even in digital conflicts».

Доктор Наинг Све Оо, старший советник Института стратегических и международных исследований (Мьянма) выделил ключевые составляющие современного миротворчества: «Прежде всего — инклюзивность. В мирных процессах должны участвовать различные заинтересованные стороны, местные сообщества, женские и молодежные движения, иные общественные структуры для обеспечения легитимности и устойчивости. Кроме того, миротворец должен бороться с киберугрозами, противодействуя дезинформации, используя технологии для повышения прозрачности в политике и коммуникации. Далее, миротворчество нуждается в политических решениях, которые противостоят экономическим, экологическим и социальным конфликтогенным факторам, таким как неравенство или нехватка ресурсов.Наконец – это усиление взаимодействия между правительствами, цифровыми организациями с целью обмена опытом».
«Традиционные методы уже не работают — нужны инклюзивные, технологичные и адаптивные подходы. Мир теперь — не просто отсутствие войны, а наличие справедливости и новых возможностей», – отметил эксперт.
Dr. Naing Swe Oo, Senior advisory board member, Myanmar Institute of Strategic and International studies (Myanmar) highlighted the key core elements of modern peacekeeping: The first one is inclusivity. Peace processes must engage diverse stakeholders, local communities, women, youth, and marginalized groups to ensure legitimacy and sustainability. Besides, a peacemaker must address cyber threats by countering disinformation, using technologies to enhance transparency and communications. Moreover, peacemaking needs policy solutions that counter economic, environmental, and social drivers of conflicts, such as inequality or resource scarcity. The last one is the collaborative networks. Partnerships, governments, digital organizations, NGOs, and tech innovators can amplify impacts and share best practices.
«Traditional methods no longer work – we need inclusive, technological and adaptive approaches. Peace now is not just the absence of war, but the presence of justice and opportunities», the expert said.

Эксперт по геополитике Карлос Мамани Алиага (Перу) подчеркнул, что традиционные методы миротворчества устарели и предложил свое видение к созданию прочного мира в новых условиях: «Глобальный Юг выходит на уровень главного действующего фактора, заинтересованного в создании независимых систем безопасности, финансов, энергетики и коммуникаций. Только так видится модель прочного мира, свободного от гегемонии и колониальных механизмов. БРИКС и другие платформы должны перейти от слов к реальным действиям. Мир XXI века — это результат гибридного восстания: политического, экономического, культурного и военного».
Carlos Mamani Aliaga, geopolitical expert (Peru) stressed that traditional methods of peacemaking are outdated and offered a way to build a new lasting peace: «The Global South must become a protagonist, creating independent security, finance, energy, and communications systems. Only in this way can a lasting peace be built, free from hegemony and colonial structures. BRICS and other platforms must move from words to real actions. Peace in the 21st century is the result of a hybrid uprising: political, economic, cultural and military».