В среду, 26 сентября, в Центре социально-консервативной политики пройдет заседание дискуссионного клуба, посвященное вопросам развития местного самоуправления. Во встрече примут участие представители органов МСУ, эксперты, видные общественные и политические деятели, а также представители общественной платформы.

В преддверии заседания президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин поделился с порталом ЦСКП мнением относительно принятия возможных мер по улучшению и развитию системы муниципальной власти. По его словам, местное самоуправление в России переживает системный кризис, не так сильно связанный с экономической обстановкой в стране. Структура и стандарты местного самоуправление были приняты сразу на основании общих правил без учета местных особенностей тогда, как в других странах эта система вырастала из самозарождающихся структур управления обществом, считает эксперт.

«Поэтому местное самоуправление у нас занимается всем и ничем. Оказалось, что человек не знает, зачем ему конкретно нужен местный депутат. Поэтому он начинает просить у депутата то, что нужно просить у президента, и не спрашивает то, что реально нужно спрашивать», — объясняет Томчин.

Безудержная борьба с привилегиями, по мнению эксперта, привела к тому, что права местного депутата не отличаются от прав обычного гражданина, что создает неверие в представителей МСУ.

«Кроме того, различные политические силы решили политизировать эту ситуацию. А это единственный управленческий орган в стране, который ни в коем случае нельзя политизировать. Там не должно быть партий. В связи с этим, федеральная власть, видя, что денег давать бессмысленно, продолжает сокращать финансирование. В результате – они никто. Некая такая всеобщая жилетка, в которую поплакать можно.

Полный диссонанс с его же выборами. Потому что, идя на выборы они обещают то, что может обещать только президент страны. Поэтому в ажиотаже выборов люди все-таки выбирают не того, кто будет местным депутатом, а того, кто будет президентом страны. Потом оказывается, что он ничего не может. В результате большинство перестает участвовать в этой процедуре. А чем больше народу в ней не участвует, тем меньше он вообще знает, что делается в том или ином округе. Он начинает думать, что там делается то, что ему не нравится», – рассказал Томчин.

Эксперт поясняет, что в сложившейся ситуации, необходимо не касаясь политизации и идеологии соотнести работу органов МСУ с конкретными интересами жителей, проживающих на определенной территории. По его мнению, таких потребностей четыре: функционирование ЖКХ в семейном пространстве; функционирование неделимого элемента среднего образования (школа); безопасность проживания и контактов на обозримом ежедневном пространстве гражданина-жителя; судебное или квазисудебное, решение бытовых конфликтов в обозримом пространстве.

«У местного депутата должна быть возможность решения этих проблем или влияния на них. Он также может решать вопросы контрольных расходов. Ему на уровне, где живет три с половиной тысячи человек, видно, как реально расходуются деньги конкретно здесь. Для этого ему нужны привилегии. Скажем любой государственный служащий на запрос любого гражданина отвечает месяц, а на запрос местного депутата должен отвечать за два-три дня», — рассуждает Томчин.

Построение местного самоуправления должно двигаться снизу-вверх, то есть сначала отбирается на уровень этого элемента все проблемы, которые могут быть решена на этом уровне (а не то, что останется) и только после этого, определяются полномочия более высоких уровней и так далее, переходя от одного уровня местного самоуправления и государственной власти к другому по ступеням верх, уверен эксперт.

Томчин убежден, что создание такой системы (вместе с совершенствованием иных инструментов системы) приведет к постепенному воспитанию граждан и их представителей в обществе и власти к самостоятельному решению каждодневных проблем, формированию устойчивой обратной связи от общества к губернатору, а также формированию партнерских отношений по линии гражданин-влиятельное сообщество-местное самоуправление-губернатор.