Устойчивое развитие, в смысле «sustainable development» к концу второго десятилетия 21-го века превратилось в мейнстрим глобальной повестки, как теоретический посыл преодоления основных проблем: исчерпание ресурсов, неблагоприятные изменения климата, бедность и голод на планете и др.

В ряде рекомендательных резолюций КУР ООН были сформулированы предложения по решению проблем. Но они носили в основном или теоретический характер, или локальное применение. В конце концов были сформированы «Цели и задачи повестки в 21 век». Конечно, достижение указанных целей и решение задач переводило бы человечество на качественно новый уровень существования, но, с точки зрения реализации, существует набор проблем: полнота и непротиворечивость целей и задач, модели достижения показателей и их различия в зависимости от регионов и др.

Но главное в том, что само движение к устойчивому развитию оказалось неустойчивым. Ряд решений, связанных с политическим противостоянием, перевернули приоритеты развития, произошло рассогласование национальных и наднациональных повесток. Интересно, что риски текущей безопасности моментально отодвинули глобальные риски на дальний план. Из этого, в том числе, можно сделать вывод о хрупкости любого состояния человеческой цивилизации

Опыт 20-го и начала 21-го века показывают, что продолжительность жизни моделей, претендующих на всеохватность и «конец истории» — не более 25-30 лет. Годы после Второй мировой войны характеризовались формированием модели «государства всеобщего благоденствия», претендующей на окончательное формирование социального устройства и захватившей большинство умов тогдашнего научного мира. Однако уже в 70-е годы эта парадигма начала давать сбои в различных областях социальной жизни, постепенно уступая место неоконсерватизму, проявления которого охватили многие страны, особенно США. Этот период получил название «консервативной волны». Анализ данного процесса дается, в том числе, в статье Ачкасов В.А., Грызлов Б.В. «Консервативная волна» и структурная перестройка экономики в 70-90-е годы ХХ века // Консерватизм: социально-экономические учения / Сб. статей под ред. А.Н.Бабаджаняна. СПб.: Изд. С.-Петербургского университета. 2009 (1 п.л.).

Именно неоконсерватизм стал предметом политического экспорта со стороны США, начиная с 80-х годов. Однако более или менее успешные локальные внедрения не решали проблему на глобальном уровне. Сама «консервативная волна» подверглась диссипации и сходу с политической арены.

На первый план вышла модель устойчивого развития, охватывающая более широкий (не только социальные) круг задач. Предпосылки ее зрели и ранее, в том числе в работах «Римского клуба» и др., как это было и по другим моделям.

Сейчас мы видим крах и этой парадигмы, не смотря на большое количество благих целей в ее содержании. На смену парадигмам обществ всеобщей ответственности приходит парадигма «войны всех против всех» с сохранением пока еще элементов солидарности и поиска новых союзов.

Это можно, в частности, объяснить тем, что сложные модели учета многих факторов и их динамики с разветвленной структурой целей не выдерживают сложной обратной связи с реальностью. Нужны более сложные, гибкие модели, пока технически недоступные, а упрощения сложных процессов ведет к срывам. Модель военного противостояния много проще и более изучена.

Важным обстоятельством является то, что модель «Устойчивого развития» зависит от объекта, т.е. устойчивое развитие страны, континента, планеты и тд – это разные задачи. Более того, вышеуказанные модели могут противоречить друг другу.