Рабочая группа «Государственное строительство и международная деятельность» Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в преддверии 30-летия Конституции Российской Федерации проводит в октябре цикл тематических заседаний, посвященных осмыслению роли и потенциала действующей Конституции в развитии России и в укреплении ценностных оснований ее позиций на международной арене.

В рамках данного цикла 10 октября 2023 г. в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП) состоялось заседание на тему: «Конституция Российской Федерации: цели и стратегия».

Открыл заседание член Высшего совета Партии, заслуженный юрист Российской Федерации В.Н.Плигин.

Во встрече также приняли участие: магистр юриспруденции, старший научный сотрудник Института наследия им. Д.С.Лихачева, к.ф.н. П.А.Шашкин; Президент Фонда поддержки законодательных инициатив Г.А.Томчин; депутат Государственного совета Республики Татарстан (ГС РТ), член Комитета ГС РТ по законности и правопорядку, д.ю.н., профессор И.И.Бикеев; советник по стратегическим инициативам Казанского инновационного университета имени В.Г.Тимирясова, эксперт Общественной палаты РТ, д.ф.н. профессор О.Д.Агапов; А.А.Горохов, главный редактор журнала «Русская политология – Russian political science», председатель АНО «Лаборатория гуманитарных проектов», координатор интеллектуальной платформы «Гражданский экзамен» философ, к.п.н. С.Г.Волобуев.

Открывая заседание, В.Н.Плигин отметил, что на состоявшейся накануне пленарной сессии международного дискуссионного клуба «Валдай», характеризуя российскую государственность, Президент России В.В.Путин заявил, что Россия является страной-цивилизацией, одним из суверенных центров многополярного мира. «Многие смыслы, связанные с этим понятием — «государство- цивилизация» — отражены в Конституции Российской Федерации.

Прежде всего это содержится в преамбуле Конституции,  текст которой, в частности, включает положения о том, что «мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России принимаем Конституцию Российской Федерации». 

Со стратегической точки зрения, — подчеркнул В.Н.Плигин, — очень важно осознание, понимание, трансляция тех ценностей, которые содержит в себе Основной закон страны с поправками, одобренными на общероссийском голосовании 1 июля 2020 г. Положения Конституции страны строятся прежде всего на воспитании увлажнения к истории и традиционным ценностям российского общества, направлены на совершенствование зашиты его суверенитета, целостного и динамичного прогресса государственного механизма».

Далее В.Н.Плигин напомнил, что в ноябре 2022 г. Президентом Российской Федерации был подписан документ (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. N* 809), утверждающий Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Согласно данному Указу, в перечень традиционных включены, как провозглашенные Конституцией Российской Федерации ценности, так и ценности, характеризующие морально-нравственные качества человека как сознательной личности.

К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный        труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».

«Через формирование понимания ценностного единства мы возвращаемся вновь к важнейшему положению, которое касается института управляемости и устойчивости государства. Институты, человеческое поведение и культура представляют деятельностное пространство государственно-политического строительства. Последнее осуществляется на основе:

(1)      имеющихся культурно-ценностных убеждений;

(2)      доступных социальных ресурсов и поведения общества;

(3)      собственно, политической системы, конфигурация которой задаёт основные тренды государственной динамики.

Ключевым условием как для политической системы, так и для остальных перечисленных параметров, рассматриваемых как механизм государственно- политического строительства. является управляемость.

Управляемость — основополагающее условие государственно-политического строительства. Отсутствие этого условия в каждом из четырёх раннее проанализированных нами полей (легитимности управления, представительства, гражданской активности, человеческого капитала), может привести к деструктивным управленческим тенденциям. Эти тенденции могут отразиться и на стабильности политической системы, на возможности принимать политические решения, на способности управлять происходящими процессами.

Без необходимой степени управляемости ни один курс не может быть осуществлён, даже при его очевидной необходимости для государственно- политического строительства. Поэтому, чтобы эффективно функционировать, российской политической системе необходимо стремиться к состоянию максимально возможной в каждом конкретном случае степени управляемости. Это особенно важно в условиях складывающихся современных противоречий», — сказал В.Н.Плигин.

В своем выступлении по теме «Защита традиционных ценностей как форма защиты конституционного строя» П.А.Шашкин подчеркнул, что стратегические цели государственного строительства и управления, в том числе в их ценностном измерении, непосредственно задают нормы действующей Конституции Российской Федерации с учетом поправок 2020 г., в том числе и в прикладном аспекте защиты традиционных ценностей и гражданских прав и свобод.

«Управляемость, несомненно, является важнейшим необходимым условием последовательного государственного строительства и сохранения его преемственности, а также защиты исторической памяти народа и национально-культурной самобытности общества. В целях обеспечить управляемость и был разработан корпус документов стратегического планирования (Стратегия национальной безопасности России 2021 г., Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей 2022 г., Основы государственной культурной политики в редакции 2023 г.), который развивает целеполагание Конституции, формирует инструментарий нового направления публичного управления в сферах сохранения и защиты от социокультурных угроз пространства свободного развития национальной идеи и конституционных ценностей.

Сумма конституционных ценностей, как отмечают ведущие правоведы нашей страны, представляет собой традиционные ценности Русского мира, среди которых признание и защита достоинства человека как уникальной личности, являются определяющими для понимания главного исторического вектора государственного строительства нашей страны, сохранения многовековой преемственности такого строительства, анализа его достижений и неудач. Принятие управленческих решений на всех уровнях власти должно способствовать достижению этой конституционной цели.

В международной повестке диалог о ценностях занимает исключительно важную роль, поэтому для позиционирования особенностей Российской цивилизации на мировой арене необходимо продвигать свое национальное прочтение конституционных ценностей, укорененных в многовековом культурном и правовом наследии нашей страны», — сказал П.А.Шашкин.

Выступая перед участниками встречи по теме «Конституция Российской Федерации и местное самоуправление», Г.А.Томчин сообщил: «Местное самоуправление является основой эффективности функционирования государственных институтов. Его роль важна для любого типа государства: коммунального (Швейцария), федеративного (парламентская республика: Германия, Индия, Бразилия; президентская республика: США), унитарного (Япония, Китай, Израиль, мусульманские страны), вне зависимости от той или иной степени авторитарности политического строя.

Как показывает насчитывающий много столетий российский опыт (особенно показательны эпохи правления Ивана III, Петра I, Екатерины Великой и второй половины XIX – начала ХХ вв.), вертикаль власти не может обойтись без эффективного местного самоуправления и в нашей стране. Идеология и теория структуры построения местного самоуправления сложилась в мире в первой половине XX века и сегодня повсеместно требует актуализации.

Для реализации принятых в 2020 г. поправок в Конституцию Российской Федерации необходима, сохраняя и обновляя современные полномочия местных советов, коренная модернизация структуры системы построения и ответственности местного самоуправления с упором на права и ответственность персонально каждого местного депутата».

И.И.Бикеев в своем сообщении «К вопросу о целях государства по Конституции Российской Федерации» отметил: «Российская Конституция 1993 г. – документ компромиссный, отразивший наработки советского права, теорию естественного права, либеральные концепции и иные подходы. Ввиду этой компромиссности дискуссионным является вопрос приоритетности индивидуальных личных и общественных (коллективно-личных) прав и интересов.

Однако неверно их противопоставлять. Ведь когда вред причиняется обществу, он автоматически приходится и на долю входящих в него людей. Поэтому личные и общественные права и интересы должны обеспечиваться государством в совокупности, без перекоса в ту или другую сторону.

Отсюда происходит такая цель государства как соблюдение без каких-либо предпочтений равновесия между интересами отдельных лиц или их групп, достижение общественного согласия. 

В ч. 1 ст. 7 Основного закона России установлено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Можно сделать вывод, что следующей основной целью, поставленной перед нашим государством, является предоставление людям реального, подкрепленного экономическими и организационными мерами шанса сделать свою жизнь лучше, реализовать личные предпочтения и желания, раскрыть внутренний потенциал. Исходя из этого, государство в своей деятельности обязано обеспечивать равенство возможностей для развития каждого человека, добиваться раскрытия его способностей, осуществлять всемерную поддержку творческой инициативы личности. Причем ориентироваться нужно на поддержку не эгоиста-потребителя, а человека-творца, будь это ученый, художник, писатель, бизнесмен, фермер, политик либо кто-то еще. Тем более, что поддержка созидательного начала закреплена такими положениями преамбулы российской Конституции, как стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».

В своем выступлении О.Д.Агапов рассказал о реализуемом с декабря 2022 г. совместно с Рабочей группой «Государственное строительство и международная деятельность» Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» проекте «Школа общегражданской философии». Проект также поддержан Председателем Конституционного суда Российской Федерации В.Д.Зорькиным и председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации В.А.Фадеевым.

В настоящее время, по словам профессора О.Д.Агапова, идет подготовка к важному концептуальному собранию в рамках проекта, которое состоится в канун 30-летия Конституции.

А.А.Горохов в сообщении «Единая историческая конституция России: от идей к реальной практике» обратил внимание участников дискуссии на следующие положения:

«Первое. Мы приближаемся к тридцатилетию Конституции современной России. Но процесс конституционного строительства в России имеет намного большую историю. Ему далеко не тридцать лет. И об этом необходимо говорить. Конституция Царства Польского была принята в 1815 в рамках Российской империи. Это первый конституционный акт в истории России, и он был подписан российским императором Александром I. В принципе можно вести историю и от 1809 г., когда Александр I утвердил конституцию Финляндии. Хотя по конституции Финляндии есть определенная дискуссия, приведу мнение историка, академик Е.В.Тарле (1874 — 1955 гг.), который в 1944 г. утверждал, что «Финляндия получила конституцию, и эту конституцию дал Александр… который и создал им государство».

Поэтому конституционный процесс в России имеет большую историю. И начинается не с начала XX века, а начинается как минимум с начала XIX века.

Второй момент, о котором важно не забывать. Мне кажется, мы в России смущаемся того факта, что у нас периодически «пересматривается Конституция». В том числе если говорить и о советском периоде. Есть даже определенная закономерность – при каждом лидере принимается новая версия Конституции или принимаются поправки. При Ленине, Сталине и Хрущеве работала конституционная комиссия и готовилась новая версия основног77о закона, если бы Хрущев не был смещен, то была бы принята новая версия Конституции. При Брежневе новая. При Горбачеве были внесены значительные правки. И в современный период, современной России такая тенденция сохраняется. К этому необходимо относиться, как мне кажется, как к особенности нашей политической и правовой культуры. И нисколько этого не смущаться.

Нет в конституционном строительстве единых подходов. В Великобритании нет до сих пор писанной конституции. И это также отражает особенность политической и правовой культуры, но только этой страны. Просто необходимо с уважением относиться к историческому наследию, в том числе и по вопросам конституционного процесса.

И третье соображение. На днях с коллегами из Экспертного совета молодых политологов журнала «Русская политология» решили провести исследование о том, как отмечается День Конституции в разных странах, как там относятся к Конституции, какие имеются центры и организации, занимающиеся вопросами просвещения и популяризации конституции и конституционных норм.

Пока это исследование только начинаем, но могу некоторыми моментами поделится:

Примечателен норвежский пример. В День Конституции 17 мая (Конституция с 1814 г. выходной день, совпадает с Днем Независимости), проходит шествие в национальных костюмах, с флагами – это парад школьников, детей младшего возраста (из детских садов), практически каждая школа и детский сад участвует в параде. Также присоединяются школьные оркестры.

Интересен пример Штатов. Оказывается, в 2004 г. был принят Федеральный закон, по которому установлено требование, чтобы все школы, получающие федеральное финансирование, проводили для всех учащихся курс Конституции в День Конституции, 17 сентября.

Если позволите, приведу точную формулировку этой нормы в американском законе: Каждое образовательное учреждение, получающее федеральные средства на финансовый год, должно провести 17 сентября этого года образовательную программу по Конституции Соединенных Штатов Америки для учащихся, обслуживаемых этим образовательным учреждением.

Также интересен опыт общественных организации по популяризации Конституции в стране – действует общественная организация «Национальный конституционный центр», который занимается гражданским образованием, проводит выставками связанные с Конституцией. С 1971 г. работает общественная организация Национальный центр конституционных исследований – у них интересный проект «Карманные конституция» — они печатают текст Конституции в малом формате и ее распространяют. Утверждают, что уже отпечатали и раздали 25 млн. экземпляров этого издания.

Мы продолжим наше исследование – вероятно, проведем или семинар, или конференцию по опыту разных стран по популяризации Конституции, по сохранению исторического наследия, связанного с конституциями в том числе, посмотрим опыт ближнего и дальнего зарубежья», — сказал А.А.Горохов.