Автор: Данила Жудров

Глобализация, вопреки ожиданиям, не ознаменовала «конец истории». Наоборот, она привнесла в мир новые вызовы и проблемы, которые требуют нашего внимания и осмысления. Одним из наиболее заметных последствий глобализации стало усиление мирового неравенства. В то время как одни страны и корпорации процветают, другие остаются в тени, сталкиваясь с экономическими трудностями и социальной нестабильностью.

Кроме того, глобализация поспособствовала неоколониальной экспансии, когда более мощные государства и транснациональные корпорации начали диктовать свои условия менее развитым странам, что стало приводить к их экономической зависимости и утрате суверенитета. В этом контексте также стоит отметить проблему потери национальной идентичности — стирание культурных особенностей и традиций под влиянием глобальных трендов и унификации.

Феномен «трампизма» можно рассматривать как реакцию на идейно-политический кризис, охвативший Запад. Это движение отражает стремление вернуть контроль над национальной политикой и экономикой, защитить традиционные ценности и интересы. «Трампизм» стал своеобразным ответом на вызовы, порожденные глобализацией, и сигналом о необходимости пересмотра существующих подходов к осуществлению национальной и глобальной политики. Эта идеология представляет противовес т.н. «культурному марксизму», который, по мнению правых, под видом «политкорректности» и «мультикультурализма» подрывает фундаментальные ценности западного общества.

«Трампизм» представляет собой новое проявление национального консерватизма. Одним из ключевых теоретиков «новых правых» является Йорам Хазони. Этот израильский гражданин и убежденный сионист не занимал официальных должностей в администрации Трампа, но его влияние как председателя одного из аналитических центров современных американских консерваторов — «Фонда Эдмунда Берка», сложно переоценить. В статье американского консервативного журнала «Vox» Хазони описывается как «один из самых известных мыслителей американского правого крыла и олицетворение влиятельного израильско-американского правого мира идей». 

Хазони — автор нескольких фундаментальных работ по национальному консерватизму. В своем magnum opus «Добродетель национализма» (The Virtue of Nationalism2018) автор проводит четкую дихотомию между национализмом и «либеральным империализмом». При этом генезис нации, которую Хазони определяет как «несколько племен с общим языком или религией, которые в прошлом действовали совместно для общей обороны или в других крупных проектах», автор относит к библейским временам, отвергая классическое понятие нации как продукта Нового времени. Хазони продвигает концепцию патриархальной теории образования государства, утверждая, что формирование национального государства проходило через процесс включения семьи в клан, клана в племя и, наконец, племени в нацию. Таким образом, национальное государство представляется автору как исконно правильная, дарованная Богом форма организации общества: «закон Моисея предлагал израильтянам конституцию, которая объединила бы их в то, что сегодня назвали бы национальным государством». 

По мнению Хазони, национализм — это принцип политической легитимности, который гласит, что мир управляется лучше всего, когда нации свободны развивать собственные традиции и независимо отстаивать свои интересы. Национальное государство не подчиняется указаниям извне. Оно самостоятельно управляет своими внутренними делами и не допускает присутствия чужих вооруженных сил на своей территории. Такое государство взаимодействует на равных с другими суверенными странами, независимо от их размера. Оно обладает правом отказать другим государствам и международным организациям. 

В противовес этому он утверждает, что либерализм ошибочен, поскольку основывается на неверном представлении о человеке как о рациональном существе, заботящемся только о себе и не имеющем привязанностей к коллективам, таким как семья, племя или нация, в которых он рождается. На основе этой ошибочной антропологии либерализм строит неверную этику и политическую философию, согласно которым единственные законные требования к индивиду и законные институты — это те, которые он сам выбирает. Хазони полагает, что либерализм по своей природе является империалистической идеологией. Либералы сосредотачиваются на индивиде, в то время как нации, будучи коллективными образованиями, для них не имеют значения. Поскольку, по мнению либералов, все люди одинаковы и действуют как рациональные и эгоистичные агенты, границы между государствами утрачивают моральное значение. Либералы также уверены, что только либеральные режимы могут считаться законными. Поэтому, как и империалисты, они не видят моральных препятствий для свержения иных режимов, особенно если это соответствует их экономическим интересам. 

Либеральные империалисты пытаются замаскировать жесткий выбор между независимостью и подчинением, используя такие эвфемизмы, как «федерализм», «субсидиарность», «глобализация» и абсурдный термин ЕС «совместный суверенитет». Федерализм и субсидиарность представляют собой попытки убедить страны отказаться от своей независимости, обещая им, что они сохранят контроль над незначительными вопросами. Однако в ключевых вопросах они бессильны. Совместный суверенитет подразумевает, что страны-члены ЕС могут участвовать в голосовании по вопросам политики ЕС, но обязаны следовать решениям большинства. У них нет права вето, что означает отсутствие реальной независимости в тех случаях, когда важно иметь возможность сказать «нет». Либералы, будучи универсалистами, отвергают все иные формы государственной жизни, признают легитимность государств исключительного своего круга, что порождает потенциальные очаги конфронтации в глобальном масштабеЛиберальные глобалисты обладают завышенным чувством значимости, полагая, что они представляют не просто определенную политическую систему, а интересы всего человечества. Это убеждение приводит их к восприятию своих противников как врагов всего мира. В результате, резюмирует Хазони, их ненависть становится более яростной, а конфликты — более продолжительными и разрушительными. 

В своей книге «Консерватизм: новое открытие» (Conservatism: A Rediscovery, 2022) Хазони предлагает глубокое и всестороннее понимание того, что значит сохранять культурное и общественное наследие в современном мире. Он критикует консерваторов старой школы, которые «превратились в сторонних наблюдателей, с изумлением наблюдающих, как всепожирающий огонь культурной революции уничтожает все на своем пути». Он отмечает, что идеологические течения, зарождающиеся в Америке, оказывают значительное влияние на мировую арену. Структура книги состоит из четырех частей: «История», «Философия», «Текущие дела» и «Личное». На первый взгляд, такой порядок может показаться необычным, но он создает логическую последовательность, которая усиливает центральный аргумент Хазони: консерватизм, который он описывает, не только возможен, но и жизненно важен для возрождения наших обществ. В первой части Хазони рассматривает англо-американский консерватизм через призму выдающихся исторических фигур, таких как Эдмунд Берк и Джордж Вашингтон, чьи идеи формируют основу философской части книги.

Хазони ставит перед собой задачу защитить национализм как концепцию, противопоставляя его либерализму, глобализму и космополитизму. Философия Хазони подчеркивает важность семьи, племени и нации, связанных узами взаимной лояльности. Он утверждает, что традиционные институты, такие как язык, религия и закон, играют ключевую роль в укреплении культурного наследия и материального благосостояния. Индивидуальная свобода, по его мнению, ограничена традицией и социальными обязательствами, что позволяет обществу сохранять свою целостность и передавать культуру будущим поколениям. Хазони описывает консерватизм как философию, которая признает несовершенство человеческой природы и необходимость направлять низменные побуждения к общему благу через границы и нормы общества. Критика либерализма в книге Хазони сосредоточена на его рационализме и индивидуализме, которые, по его мнению, подрывают традиционные иерархии и институты. Он утверждает, что либерализм не способен защитить свои собственные институты от марксистской критики, которая использует те же рационалистические принципы для подрыва существующего порядка. Хазони считает, что либерализм страдает от «парадигмальной слепоты», игнорируя реальность человеческого существования и то, что делает жизнь осмысленной. 

Несмотря на критику, Хазони предлагает позитивное видение национального консерватизма, основанного на национальной идентичности, общественной роли религии и важности семьи и общества. Он призывает к экономической политике, направленной на всеобщее благосостояние, и к внешней политике, основанной исключительно на национальных интересах. Хазони подчеркивает необходимость восстановления самостоятельности и укрепления национальных границ, а также важность образования, ориентированного на традиции и историю. Однако национальное государство, которое он отстаивает, — это государство этнонационалиста, что вызывает определенные опасения.

При этом громкий пафос работ Хазони резонирует с их сомнительным научным содержанием. Основные слабости книг заключаются в их непоследовательной методологии и недостатке научной обоснованности. Его аргументация страдает от отсутствия четких критериев для определения национального государства. Он абсолютизирует патриархальный подход к образованию государства, полностью игнорируя другие подходы. Кроме того, согласно его теории, все государства прошлого и настоящего можно разделить на национальные и империалистические, что, однако, не соответствует исторической действительности. Критики также видят в его словах попытку легитимизировать действия Израиля по отношению к своим соседями. 

Характерно, что в появившейся в конце декабря публикации в недавно открытом телеграм-канале идеолога современной России Владислава Суркова отмечается, что международная ситуация в мире представляет собой «парад империализмов» как симптом «многополярного расстройства». Россия, по мнению Суркова, стала образцом ретрансляции империи, и другие мировые игроки стремятся ей подражать. В публикации четко указано, что в этом «параде» Соединенные Штаты будут играть ведущую роль: «Трамп требует себе Гренландию, Канаду, Панамский канал». Все это ведет к неизбежному глобальному столкновению: «империи возрождаются и — империи сталкиваются». В то же время мы наблюдаем, как Хазони, ключевой идеолог национального консерватизма, стремится продемонстрировать, что Трамп, как лидер новой формации, способен преобразовать США из государства «либерального империализма» в истинно национальное государство. Время покажет, удастся ли Трампу осуществить столь грандиозный маневр, или же это окажется лишь попыткой волка в овечьей шкуре продолжить свою империалистическую политику, прикрываясь национальными интересами.