Статья кандидата политических наук, Генерального директора Центра социально-консервативной политики Людмилы Шуваловой деловой газете ВЗГЛЯД

Современный мир, с одной стороны, становится все более взаимосвязанным, с другой стороны, мы видим расширение пространства непонимания между людьми и странами, мы наблюдаем рост того, что нас разъединяет, возводит барьеры, провоцирует конфликты. Общечеловеческие ценности перестали быть пространством общего интереса и взаимопонимания, мы наблюдаем несовершенство целого ряда институтов, их не соответствие времени. Сегодня остро ощущается необходимость выработки понятного для всех «языка общения», расширяющего пространство международного диалога для формирования будущего. Представляется, что основу этого нового диалога может составить консервативное мировоззрение. Именно консервативный подход, способен сохранить самое важное — человека, его сущность, его достоинство, при этом обеспечить осуществление необходимых и соразмерных обществам разных стран изменений.

Проблематика современного состояния социума связана с фундаментальными изменениями, обусловленными процессами перехода к информационному обществу и процессами формирования нового технологического уклада. Этот переход сопряжен с ростом динамики изменений в различных сферах жизнедеятельности граждан, эскалацией конфликтов, появлением новых проблем безопасности, трансформацией системы международных отношений. Сегодня риски разрушения государств, цивилизации в целом максимально проявлены. Рвутся старые связи, исчерпываются ранее достаточные механизмы обеспечения устойчивости, разрушаются институты, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми. 

Эти трансформационные процессы свидетельствуют о том, что современное общество находится в состоянии фазового перехода. Мир достиг определенных пределов своего развития. Это произошло благодаря деятельности человека по освоению и изучению Земли и Космоса, росту численности населения, развитию науки и технологий, средств обмена и способов связи, в том числе информационных коммуникаций. Переход на новый уровень — это переход через неустойчивость, к обретению новой устойчивости, определяющей новое осмысление ценностных оснований, появление новых уровней, новых связей, новых структур. То, что мир обретает большую сложность — это объективный процесс, в этом проявление эволюционного характера развития общества. 

Сегодня мы отчетливо наблюдаем, как западоцентричная модель глобализации, основанная на универсальных общечеловеческих ценностях, все более демонстрирует свою несостоятельность. Она разрушается, так как уже не в силах обеспечить устойчивость. Очевидно, сегодня востребован переход к более сложной многомерной или многоцентричной модели. 

Это не значит, что мир отказывается от общечеловеческих ценностей,  нет. Но их современное толкование, доминирующие в ряде стран Запада оказалось не адекватным восприятию людей, и не достаточным чтобы обеспечить устойчивость в условиях бурного развития технологий и прогрессистских идей. Общечеловеческие ценности обрели значительную вольность в трактовке, зачастую означающую подмену понятий. Например, идеи трансгуманизма получили развитие именно на почве защиты универсальных общечеловеческих ценностей. 

Очевидно, сегодня востребовано новое осмысление ценностей Человека, их более зрелое, более ответственное понимание. Обретя его, общество выработает новые параметры порядка, новые цели и пределы жизнедеятельности Человека, а также принципы устройства обеспечивающих его институтов. Это, во многом, цивилизационный выбор. Достигнутый на сегодняшний день уровень развития искусственного интеллекта позволяет ему взять на себя дальнейшее производство знаний. Это несет существенные риски сведения целеустремлений человека к бесконечному потребительству. Консервативный подход призван обеспечить цивилизационный выбор в пользу развития человека как творческой личности. Преобладание целеустремлений, имеющих созидательный характер, позволит обществу выйти на решение таких сложных проблем как преодоление насилия, голода, восстановление социоприродного баланса, обеспечит сохранение и развитие человека в его божественной сути. 

В современном мире внутренние и глобальные процессы тесно переплетены. Достигнутая степень открытости обществ, научно-технические достижения уже не позволяют государствам осуществлять развитие в изоляционном, закрытом от остального мира формате. При этом утрата суверенитета вследствие процессов глобализации рядом национальных элит, универсализм и космополитизм международных элит, приведшие к становлению «глобальной технократии», также не позволяют осуществлять обществам развитие сообразно их национальным представлениям. В этих условиях, принципы обеспечения суверенитета стран становятся не менее, а во многом даже более значимыми, чем возможный экономический эффект от усиления взаимосвязанности экономик, развития международной торговли, транспортной и цифровой инфраструктуры.

Способность к диалогу цивилизаций, разных этносов и народов в современных условиях становится значимым преимуществом. Недопущение развития межнациональной розни, различных фобий на национальной и религиозной почве, иных радикальных проявлений — значимая составляющая эффективного международного взаимодействия. 

Задачей международного консервативного диалога становится выработка общих подходов, понятных разным народам и цивилизациям, отвечающих их ценностным основаниям и стремлениям, обеспечивающих достижение желаемого уровня экономического и социального развития при сохранении их национального суверенитета. Ключевая роль в этом консервативном диалоге, безусловно, принадлежит политикам, общественным и культурным деятелям, осознающим свою ответственность за будущее мира. Он должен осуществляться открыто, во взаимодействии с экспертами, различными экономическими и социальными сообществами.

Консервативный диалог — это стратегическая инвестиция. Он призван стать ценностно-интеллектуальной тканью — основной для обеспечения общественно-политической, социальной, экономической и межкультурной коммуникации на понятном, общем для всех языке. 

Консерватизм сегодня — это мировоззрение, которое способно создать основу для эффективного международного взаимодействия. Запрос на консерватизм, как «идеологию здравого смысла» находит свое отражение в изменении политического ландшафта во многих странах, в первую очередь в США, странах Европы. Позиция большинства людей — даже в западных странах — ориентирована на те консервативные ценности и принципы, о которых говорит Президент России Владимир Путин.

Не менее значимым видится реализация консервативного диалога и внутри страны. По мере завершения основного этапа СВО и приближения выборов в Государственную Думу 9-го созыва все более востребованной становится задача формирования будущего России, актуализированного через обретение смыслов в результате проведения СВО, обеспечивающего их дальнейшую защиту для сбережения и развития обновленной страны в условиях нового мирового устройства.

CONSERVATIVE DIALOGUE AS A STRATEGIC INVESTMENT

On the one hand, the modern world is becoming more and more interconnected, on the other hand, we see the expansion of the space of misunderstanding between people and countries, we are witnessing the growth of what divides us, erects barriers, provokes conflicts. Universal human values have ceased to be a space of common interest and mutual understanding, we observe the imperfection of a number of institutions, their inadequacy of the times. a «language of communication» that expands the space of international dialogue to shape the future. It seems that a conservative worldview may form the basis of this new dialogue. It is a conservative approach that is able to preserve the most important thing – a person, his essence, his dignity, while ensuring the implementation of the necessary changes that are proportionate to the societies of different countries.

The problems of the current state of society are associated with fundamental changes caused by the processes of transition to the information society and the processes of formation of a new technological order. This transition is associated with an increase in the dynamics of changes in various spheres of citizens’ life, the escalation of conflicts, the emergence of new security problems, and the transformation of the system of international relations Manifested. Old ties are being broken, previously sufficient mechanisms for ensuring stability are being exhausted, and institutions that until recently seemed unshakable are being destroyed. 

These transformation processes indicate that modern society is in a state of phase transition. The world has reached certain limits of its development. This happened due to human activity in the exploration and study of the Earth and Space, population growth, the development of science and technology, means of exchange and methods of communication, including information communications.  to the acquisition of a new stability, which determines a new understanding of the value foundations, the emergence of new levels, new connections, new structures. The fact that the world is becoming more complex is an objective process, this is a manifestation of the evolutionary nature of the development of society. 

Today we are clearly witnessing how the Western-centric model of globalization, based on universal human values, is increasingly demonstrating its inadequacy. It is collapsing, since it is no longer able to ensure stability. Obviously, today there is a need for a transition to a more complex multidimensional or multicentric model. 

This does not mean that the world is rejecting universal human values, no. But their modern interpretation, which dominates in a number of Western countries, turned out to be inadequate to the perception of people, and not sufficient to ensure stability in the face of the rapid development of technologies and progressive ideas. universal human values. 

Obviously, today there is a need for a new comprehension of Human values, their more mature, more responsible understanding. Having acquired it, society will develop new parameters of order, new goals and limits of Human life, as well as the principles of the structure of the institutions that provide him. This is, in many ways, a civilizational choice. The level of development of artificial intelligence achieved to date allows it to take on further production of knowledge. This carries significant risks reduction of human aspirations to endless consumerism. The conservative approach is designed to provide a civilizational choice in favor of the development of a person as a creative personality. The predominance of goals of a creative nature will allow society to solve such complex problems as overcoming violence, hunger, restoring the socio-natural balance, and will ensure the preservation and development of man in his divine essence. 

In today’s world, domestic and global processes are closely intertwined. The achieved degree of openness of societies, scientific and technological achievements no longer allow states to develop in an isolation format, closed from the rest of the world. At the same time, the loss of sovereignty due to the processes of globalization by a number of national elites, the universalism and cosmopolitanism of international elites, which led to the formation of a «global technocracy», also do not allow societies to develop in accordance with their national ideas. In these conditions, the principles of ensuring the sovereignty of countries are becoming no less, and in many ways even more significant than the possible economic effect from strengthening the interconnectedness of economies, the development of international trade, transport and digital infrastructure.

The ability to dialogue between civilizations, different ethnic groups and peoples in modern conditions is becoming a significant advantage. Preventing the development of ethnic hatred, various phobias on ethnic and religious grounds, and other radical manifestations is a significant component of effective international cooperation. 

The task of the international conservative dialogue is to develop common approaches that are understandable to different peoples and civilizations, that meet their value foundations and aspirations, and ensure the achievement of the desired level of economic and social development while preserving their national sovereignty. The key role in this conservative dialogue undoubtedly belongs to politicians, public and cultural figures who are aware of their responsibility for the future of the world. It should be carried out openly, in cooperation with experts, various economic and social communities.

Conservative dialogue is a strategic investment. It is intended to become a value-intellectual fabric – the basis for ensuring socio-political, social, economic and intercultural communication in an understandable language common to all. 

Conservatism today is a worldview that can create the basis for effective international cooperation. The demand for conservatism as an «ideology of common sense» is reflected in the change in the political landscape in many countries, primarily in the United States and European countries. The position of the majority of people, even in Western countries, is oriented towards the conservative values and principles that Russian President Vladimir Putin speaks of.

The implementation of a conservative dialogue within the country is no less important. As the main stage of the special military operation is completed and the elections to the State Duma of the 9th convocation approach, the task of shaping the future of Russia, actualized through the acquisition of meanings as a result of the special military operation, ensuring their further protection for the preservation and development of a renewed country in the conditions of the new world order, is becoming more and more in demand.