К открытию форума «Устойчивое развитие»

Санкт-Петербург, 24 сентября 2020 года

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Рад приветствовать вас в Санкт-Петербурге. Мы возобновляем проведение форумов «Устойчивое развитие». Напомню, что старт проекта «Устойчивое развитие» связан с 2018 годом. Созданное нами объединение, платформа, которая была образована по итогам встречи в Российской академии наук – стала инициативой, у которой появились последователи.

Важными шагами к дальнейшему развитию нашей платформы, нашего проекта стали форумы «Устойчивое развитие» в федеральных округах. В прошлом, 2019 году они состоялись на Северном Кавказе, Урале, Северо-Западе.

В этом году работа форума, реализация всего проекта во многом перешла в онлайн-формат: было организовано более 50 межрегиональных круглых столов, семинаров, международных конференций. В обсуждениях приняли активное участие представители российских регионов, а также зарубежные коллеги из Германии, Китая, других стран. Мы не позволили пандемии коронавируса остановить нашу общую работу.

Безусловно, в рамках проекта «Устойчивое развитие» продолжалась и работа по общественному мониторингу реализации национальных проектов.

По традиции, наши крупные форумы ориентированы прежде всего на вопросы развития конкретных территорий, субъектов Российской Федерации, федеральных округов. И сегодня в центре внимания – развитие территорий Севера, в том числе, безусловно, российской Арктики, а также – северо-западных регионов России.

Хочу еще раз повторить: развитие территорий является главным ресурсом прорывного развития нашей страны. И одна из важнейших задач сегодняшнего дня – предложить такие решения, которые бы объединили общественные и политические силы, профессиональные сообщества, экспертные структуры, институты гражданского общества в регионах в совместной работе по достижению национальных целей развития.

Еще раз напомню цели, поставленные в Указе Президента России от 21 июля этого года:

— сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

— возможности для самореализации и развития талантов;

— комфортная и безопасная среда для жизни;

— достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

— цифровая трансформация.

Не сомневаюсь, что все эти цели и связанные с ними задачи и конкретные ориентиры – станут предметом подробного обсуждения в рамках нашего форума. При этом крайне важно обсудить территориальное измерение реализации поставленных целей.

Отмечу, что временной горизонт национальных целей развития, установленных Указом Президента, синхронизирован с целями устойчивого развития, одобренными – в том числе и нашей страной – на уровне Организации Объединенных Наций. Речь идет о периоде до 2030 года – то есть о предстоящем десятилетии. И это еще раз показывает, насколько важно согласовать стратегию развития страны и международные, глобальные тенденции развития.

Восстановление и укрепление институтов Российского государства, обеспечение политической устойчивости в России – весь политический опыт XXI века – дает нам исключительно ценный опыт и исключительно важные уроки для предстоящей работы. Подчеркну – речь идет не о наборе готовых решений, а о подходах к выработке новых и часто нестандартных решений в новых и часто беспрецедентных условиях.

Определение национальных целей развития – важнейший шаг к новой системе прогнозирования и планирования развития страны, к новой стратегии. Более того, национальные цели развития – это, по сути, основа нового общественного договора.

На рубеже XX и XXI столетий наша страна достигла общественного согласия во имя единства, стабильности, возрождения великой державы. Не только символом, но и основой этого согласия стало создание блока, затем движения, затем партии «Единство», а впоследствии – формирование партии «Единая Россия».

Теперь, сохраняя и защищая все прежние достижения, нашему обществу предстоит прийти к согласию ради обеспечения устойчивого развития.

Объективно, устойчивое развитие – это тот принцип, та идея, которая способна объединить общественные силы в строительстве достойного будущего своей страны. Устойчивое развитие – требует как поддержки инноваций, так и сохранения традиций, сбережения природного, духовного, культурного наследия.

И очень правильно, что представители форума «Устойчивое развитие» добились расширения внимания органов власти к принципам устойчивого развития, необходимости их интеграции в процесс достижения национальных целей. Этот процесс интеграции потребует дальнейших изменений, трансформаций в самой системе управления. Этого требуют и новые технологии, весь новый технологический уклад, и новые общественные запросы.

Можно сказать, что прошедшие в сентябре выборы становятся завершением определенного политического этапа. Впереди – новый этап, его откроют выборы депутатов Государственной Думы 2021 года. И работа нашего форума – напрямую связана с вопросами будущей избирательной кампании, с формированием требований общества к будущим депутатам, политическим деятелям завтрашнего дня.

Стране нужны политики, способные обеспечить переход страны к устойчивому развитию, и здесь необходима совместная работа действующих и новых политиков. Проект «Устойчивое развитие» должен содействовать тому, чтобы следующий созыв Государственной Думы был на высоте стоящих перед ним задач.

В рамках нашего проекта могут быть отработаны и обновлены те механизмы общественных обсуждений и общественного мониторинга, которые станут механизмами законодательной работы и парламентского контроля.

Можно сказать, что вектор дальнейшего развития российского парламента – это повышение его роли в политической системе и повышение его открытости, усиление диалога между парламентом и обществом, депутатами и избирателями, в том числе в среде новых коммуникаций.

Считаю, что новой Государственной Думе также предстоит усилить свою роль в международном диалоге, в развитии интеграционных процессов. По этим вопросам форум «Устойчивое развитие» тоже должен сказать свое слово, предложить свои инициативы.

Уважаемые коллеги!

Формирование комплексной, системной российской стратегии при поддержке и участии общественных сил тем важнее для нашей страны, наших союзников и для всего мира, что сейчас нарастает глобальная нестабильность. Это, несомненно, связано не только и не столько с фактором коронавируса. Можно с полным правом сказать, что коронавирус обострил многие ранее возникшие угрозы.

Важно противостоять как прежним, так и новым угрозам, расширяя диалог органов власти и общественно-политических сил разных государств. Если цели устойчивого развития способны быть основой глобального диалога, то их достижение во многом будет зависеть от совместных усилий и воли политических лидеров и общественных деятелей, профессиональных и гражданских объединений разных стран.

Вполне естественно и правильно, что участники форума «Устойчивое развитие» обозначили стремление к расширению диалога на уже действующих международных площадках, стремление к укреплению сотрудничества между братскими странами, странами-соседями, странами, которых объединили история, культура, русский язык. Но и формирование новых диалоговых площадок, общественных и экспертных, безусловно, тоже должно обсуждаться и продвигаться.

На полях нашего форума уже запланирован круглый стол, где общественные деятели и эксперты из бывших союзных республик, стран постсоветского пространства договорились обсудить принципы международной интеграции в связи с целями устойчивого развития и национальными целями развития. В качестве одной из перспективных задач – предлагается согласование позиций и действий общественно-политических сил наших стран по вопросам устойчивого развития. Полагаю, здесь будут полезны и опыт совместной подготовки модельных законопроектов, который есть у Межпарламентской ассамблеи СНГ, и практика других межпарламентских институтов. В этом плане проект «Устойчивое развитие» может создать базу для дальнейшей совместной работы парламентов, общественных и профессиональных объединений. В том числе – в области мониторинга достижения поставленных целей.

Не сомневаюсь, в рамках сегодняшнего форума, встреч на полях форума – могут быть предложены и другие инициативы, направленные на достижение общих, объединяющих целей. В первую очередь – на евразийском пространстве, в рамках таких объединений, как Евразийский экономический союз и Союзное государство. Нам нужны инструменты развития, отвечающие масштабу общих задач.

Уважаемые коллеги!

Мы не случайно решили начать новый этап реализации проекта «Устойчивое развитие» с обсуждения развития Севера, выбрали именно северные территории. Ведь именно на этом фронте – может быть задана новая стратегия территориального развития, может начаться процесс обновления концепции пространственного развития. Полагаю, участники форума готовы включиться в разработку новых подходов к этой концепции, учитывая современные экономические, социальные, экологические задачи.

Само время требует широкого общественного и профессионального обсуждения задач, связанных с будущим Арктики. Уже в следующем, 2021 году, Россия станет председателем Арктического совета. Несомненно, Арктика – регион, требующий развития международного взаимодействия и сотрудничества. Нужна обновленная международная повестка по арктическим вопросам, и Россия имеет все возможности, чтобы задавать такую повестку.

Активизация работы уже идет. В августе этого года Владимир Владимирович Путин подписал указ о создании межведомственной комиссии Совета безопасности по вопросам обеспечения национальных интересов России в Арктике. Главой комиссии стал Заместитель Председателя Совета безопасности, Председатель Партии «Единая Россия» Дмитрий Анатольевич Медведев.

А в июле Решением Бюро Высшего совета «Единой России» мы сформировали Рабочую группу по вопросам развития Севера и охраны природы. Ее возглавил наш коллега, член Высшего совета и посол доброй воли ООН по Арктике и Антарктике Вячеслав Александрович Фетисов. Сегодня на полях форума состоится специальное заседание этой Рабочей группы.

Сразу скажу, что поддерживаю мнение Вячеслава Фетисова о необходимости пересмотра прежних подходов к развитию Арктики. Особенно важны новые подходы в сфере экологии этих территорий. Мы обязаны исключить возникновение чрезвычайных ситуаций, подобных той, что произошла в районе Норильска. Арктика – это мощные возможности развития, но одновременно это очень хрупкая экологическая система. Это один из тех регионов мира, которые в наименьшей степени затронуты хозяйственной деятельностью человека. Российский Север, российская Арктика – великое достояние нашего народа, которое мы обязаны сберечь и передать будущим поколениям граждан России.

При этом необходимо думать не только о будущих поколениях, но и о сегодняшнем поколении. В повестке форума особое место занимают вопросы социальной поддержки, реализации социальной политики в условиях Севера. Среди них – поддержка малочисленных коренных народов Севера, развитие социальной инфраструктуры в условиях Севера, обеспечение северного завоза и другие задачи, имеющие как региональное, так и общенациональное звучание.

В завершение отмечу, что поддерживаю мнение участников и экспертов Рабочей группы Высшего совета о необходимости обращения к идеям и трудам великих русских ученых, обозначивших многие задачи обеспечения устойчивого развития. Владимир Иванович Вернадский, Никита Николаевич Моисеев поставили принципиальные вопросы о том, как человечество с помощью технологий меняет планету – и какие угрозы и возможности возникают в результате этих перемен. Это часть нашей идеологической работы, развитие идеологии устойчивого развития.

Именно такие встречи, как сегодняшний форум, именно такой проект, как проект «Устойчивое развитие», способны не только предложить конкретные решения существующих проблем, но и обеспечить идеологическую поддержку реализации национальных целей, переходу к новому технологическому укладу, решению важнейших социальных, экономических, экологических, политических задач сегодняшнего дня.

Желаю форуму «Устойчивое развитие» успешной работы.

Спасибо за внимание.