Выступление на форуме «Устойчивое развитие»

(Санкт-Петербург, 25 сентября 2019 года)

Уважаемые коллеги!

Уважаемые участники!

Мы начинаем пленарное заседание Северо-Западного форума «Устойчивое развитие».

Сегодняшний форум – уже третий, два предыдущих состоялись на Северном Кавказе и на Урале, все они проходили при поддержке полномочных представителей Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах.

И я рад приветствовать в нашем зале Александра Владимировича Гуцана, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, и отметить его личный вклад в продолжение и развитие этой хорошей традиции.

В каждом предыдущем форуме участвовали около 500 экспертов, лидеров общественного мнения, представителей профессиональных сообществ, малого и среднего бизнеса, кооперации, органов государственной власти и местного самоуправления.

Сегодня число участников еще выше, и это значит – интерес к форуму продолжает расти. Свои мероприятия в рамках форума проводят инициативные группы, экспертные организации, а также крупные профессиональные сообщества. Хочу отметить вклад Национального объединения строителей в организацию сегодняшней встречи, и рассчитываю, что его примеру последуют другие профессиональные ассоциации.

Уважаемые коллеги!

Многие из вас хорошо помнят, что в текущем году темой Петербургского международного экономического форума, прошедшего при участии Президента России и руководителей других государств, было именно формирование повестки устойчивого развития. И это дополнительно подчеркивает актуальность нашей сегодняшней работы.

Ключевая задача, которую мы поставили, начиная серию форумов «Устойчивое развитие» – это формирование нового диалога между обществом и властью, подключение общественных сил к достижению национальных целей. Именно это – главная задача форума и всего проекта «Устойчивое развитие».

Напомню, что стартом проекта была встреча в Российской академии наук, где было предложено создать объединение общественных и профессиональных сил, представителей отраслей современной экономики для участия в достижении национальных целей. Это предложение было поддержано, была создана Общественная платформа, и мы вышли на общее понимание того, что достижение национальных целей – станет переходом страны к модели устойчивого развития.

Этот подход формировался и развивался в рамках рабочих совещаний, круглых столов, в рамках общественного мониторинга достижения национальных целей, подготовки докладов и экспертных разработок. А теперь, начиная с середины 2019 года – и еще в рамках крупных форумов «Устойчивое развитие», которые мы проводим в федеральных округах. При этом для сопровождения проекта и поддержки общественных инициатив была создана Рабочая группа Высшего совета «Единой России» – Группа «Устойчивое развитие».

Понятие «устойчивое развитие» многогранно, и обеспечение устойчивого развития нашей страны зависит от многих факторов.

Это безусловно сохранение мира и безопасности, и Россия остается ключевым субъектом международной политики, гарантом многополярности международной системы.

Это диверсификация российской экономики, в том числе развитие принципиально новых высокотехнологичных производств – увеличение источников устойчивого роста.

Это такие направления инновационного развития, как цифровизация, развитие технологий искусственного интеллекта.

Это улучшение делового климата, обеспечение условий для стабильного и долгосрочного ведения бизнеса на территории Российской Федерации, гарантии предсказуемости для российского бизнеса и иностранных бизнес-партнеров. Важно создать и обеспечить работу высокотехнологичных кластеров с новой системой управления, построенной на сокращении бюрократизации.

Это развитие транспортной инфраструктуры, эффективное функционирование логистических проектов. Каждый транспортно-логистический проект должен «перекликаться» с остальными, образуя единое пространство российской транспортной отрасли.

Это – особенно учитывая демографические вызовы – развитие системы здравоохранения, системы заботы о здоровье людей. Наряду с реализацией новых технологий, в данной сфере критически важна работа по развитию здорового образа жизни. Эта задача до сих пор недооценивается обществом и государством.

Устойчивое развитие, безусловно, предполагает рациональное использование природных ресурсов. Здесь необходимы как новые разработки, так и широкое использование уже проверенных, доказавших свою эффективность, природоохранных техник и практик.

И конечно, устойчивое развитие России невозможно представить без сохранения многовековых традиций российской цивилизации. Искажение истории, размывание идентичности, подмена ценностей – это реальные угрозы будущему.

Подчеркну, что одним из главных условий перехода к устойчивому развитию – является политическая устойчивость. Для мощной экономики, эффективной социальной политики, передовой науки и техники – говоря кратко, для национального успеха – необходима прочная, стабильная политическая система.

Именно такую политическую систему формировала и укрепляла наша партия «Единая Россия» с момента своего создания, воплощая в законы и в практическую работу те задачи, который поставил Президент России Владимир Владимирович Путин.

Получив поддержку большинства избирателей на федеральных, региональных и местных выборах, партия «Единая Россия» стала главным субъектом общественно-политической жизни, при этом партия создавала условия для сохранения и развития политической конкуренции.

Восстановление единства нашей страны, укрепление институтов государства, экономики, мощи вооруженных сил, противостояние глобальному экономическому кризису и жесткому внешнему давлению – все это состоялось при непосредственном участии правящей партии, партии «Единая Россия». Это надо помнить.

Хочу особо подчеркнуть, что формы партийной работы на протяжении всех прошедших лет не были одинаковыми, они менялись. И те задачи, которые сегодня стоят перед нашей страной, требуют новых перемен в партийной деятельности.

Свой 20-летний юбилей – он наступит в 2021 году, в год парламентских выборов – партия «Единая Россия» должна встретить обновленной.

Партия должна не только создавать собственные площадки, но и поддерживать работу других структур, где смогут проявить себя политики завтрашнего дня. В том числе – работу онлайн-площадок, дистанционный формат диалога. И несомненно, для нас важен такой проект, как «Школа российской политики». Крайне важно, чтобы лучший профессиональный опыт действующих политиков, наставников – передавался новому поколению политических и общественных лидеров.

Реализация всех этих задач связана с проектом «Устойчивое развитие». И в рамках этого же проекта – в специальных докладах – надо готовить предложения по созданию и отработке дополнительных партийно-общественных форматов и обновлению партийно-общественной повестки. Рассчитываю в этом на участников нашего форума. Те ваши предложения по развитию диалога партии и общественных групп, которые поступят в ближайшее время, могут быть рассмотрены на заседании Бюро Высшего совета, которое состоится в октябре, а также на предстоящем Съезде партии.

А общая повестка диалога, безусловно, задана национальными целями. Недавно прошел Единый день голосования, и предвыборная повестка еще раз доказала, что альтернативы заявленному курсу – то есть национальным целям развития – нет и не может быть. Надо четко осознавать, что решение проблем, волнующих граждан, в том числе социальных, экономических, вопросов повседневной жизни, вопросов качества жизни – тоже требует достижения национальных целей.

Очень важно, что на прошедших выборах «Единая Россия» смогла сохранить доверие избирателей.

Мы, безусловно, еще будем анализировать итоги выборов, рассмотрим предложения по корректировке норм избирательного законодательства, которые звучали в ходе кампании. Но кроме этого – в первую очередь – необходимы и дополнительные меры по укреплению политической устойчивости.

Напомню, что в период, когда губернаторы не выбирались напрямую, в ряде регионов «Единая Россия» как партия большинства поддерживала или предлагала Президенту кандидатуры представителей парламентской оппозиции. В частности, во Владимирской области в 2009 году – партия поддержала представителя КПРФ, в Смоленской в 2012 году – внесла Президенту предложение по кандидатуре представителя ЛДПР.

В условиях прямых губернаторских выборов «Единая Россия» не выдвигала своих кандидатов по некоторым регионам. Это, например, Орловская область, которую возглавил представитель КПРФ, Омская область, где губернатором стал представитель «Справедливой России»,  Смоленская область, где продолжил работать представитель ЛДПР.

Добавлю, что и на парламентских выборах 2016 года «Единая Россия» выставила партийных кандидатов только в 206 из 225 округов, что также помогло присутствию оппозиционных партий в органах власти (особенно если учитывать, что из 206 наших кандидатов в округах победили почти все – 203).

Таким образом, на протяжении многих лет мы создавали дополнительные возможности для политической конкуренции, поддерживали представительство в территориях других парламентских партий.

Сейчас нам надо подумать о решениях, которые будут содействовать формированию новых политических сил. Этот вопрос надо обсуждать. Надеюсь, что сегодня смогут быть сформулированы содержательные инициативы.

Напомню, что поставленные конечные сроки достижения национальных целей, а также реализации национальных проектов – приходятся на время работы следующего созыва Государственной Думы. Будущие политические деятели, в том числе будущие депутаты Государственной Думы – могут заявить о себе, проявить себя именно на общественных площадках, в рамках диалога власти и гражданских, профессиональных сообществ.

Партии важно поддержать движение снизу. Поддержать активных граждан в их стремлении к самореализации, к результативному участию в развитии страны. Тем более, что структура общества тоже меняется, становится более сложной, новые технологии становятся частью повседневной жизни. Все это предъявляет новые запросы к действующим органам власти – а также, добавлю, к составу будущей законодательной власти и структуре партийной системы.

Одна из важнейших и ближайших задач – связана с принятием бюджетов всех уровней на 2020 год и трехлетие. Это будут первые бюджеты, которые планируются и принимаются в условиях реализации новых национальных проектов, в процессе движения страны к национальным целям.

Вы знаете, что проект федерального бюджета уже прошел обсуждение в Правительстве, и 23 сентября Председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев представил основные характеристики бюджета Президенту Владимиру Владимировичу Путину. В ближайшее время законопроект о бюджете поступит в Государственную Думу.

Считаю, что сегодняшний форум «Устойчивое развитие» – может дать старт общественному обсуждению нового бюджета. Подчеркну, что в ходе такого обсуждения необходимо учесть весь опыт проектной работы – и позитивный, и негативный – который появился у общественных организаций, профессиональных сообществ за прошедший год.

Важно, чтобы в этой работе мы исходили из принципа непротиворечивости реализации задач социального и экономического развития страны. Это и есть устойчивое развитие, когда ни один из заявленных приоритетов не реализуется за счет потенциала другого.

Будет полезно изучить результаты общественной экспертизы, общественного мониторинга достижения национальных целей, который организован Группой «Устойчивое развитие» и Общественной платформой.

Надо сказать, что работа по достижению национальных целей по ряду направлений отстает от намеченного графика. Пришло время включить возможности и создать дополнительные условия для работы органов местного самоуправления. В том числе – предоставить местному самоуправлению существенно больший объем финансовых ресурсов, чем сейчас. Считаю решение этого вопроса необходимым условием устойчивого развития нашей страны. Известный тезис, что потенциал развития России находится в глубинке, в полной мере заработает тогда, когда глубинка будет действенно подключена к решению насущных задач, направленных на повышение благосостояния людей.

Повышение прозрачности работы власти, оперативная отчетность и персональная ответственность – ключевая задача момента. И здесь особую роль могут сыграть именно эксперты, лидеры общественного мнения, лидеры профессиональных групп и сообществ, инициативные группы.

Общественный мониторинг движения к национальным целям, соблюдения сроков достижения целевых показателей должен заставить ведомства работать более четко.

Здесь важна роль региональных ситуационных центров. Они могут быть созданы при крупных региональных вузах, университетах. Региональные университеты – это интеллектуальный, творческий, организационный, кадровый ресурс, он должен быть более активно задействован в сегодняшней работе.

На повестке дня – формирование более ясной для населения предметной политики территориального развития.

Самая большая территория – одно из важнейших преимуществ России. Нельзя забывать о малых городах, сельских территориях, нельзя сжимать число перспективных точек роста до нескольких городов-миллионников. Это совсем не полезная идея. Так мы в глобальной конкуренции не победим. Но, к сожалению, именно такие подходы иногда проявляются и в вопросах экономической, и в вопросах социальной политики. Именно такие подходы – главная сдерживающая сила в плане достижения национальных целей.

Характер территориального развития, уровень благосостояния в территориях напрямую влияет на демографическую ситуацию. К сожалению, в настоящее время тренд негативный. Если его не изменить, через несколько десятилетий будет очень трудно защитить и удержать нашу землю, природные богатства и позиции России в мире. Поэтому ключевая задача обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития – это создание условий для повышения качества жизни применительно к каждой конкретной территории. Необходима стратегия, система повышения качества жизни во всех территориях страны.

Повторю: нужна новая политика территориального развития, которая развивает потенциал российских регионов, каждого российского региона. Сбалансированная, выверенная, научно обоснованная, поддержанная обществом региональная политика, которая:

— включает дополнительные меры по сбережению природного, исторического, культурного наследия территорий;

— обеспечивает равенство возможностей граждан вне зависимости от места проживания;

— в полной мере использует те возможности развития, которые предоставляют новые технологии.

Необходимы планы работы по достижению национальных целей, целевых ориентиров по каждому из регионов – эти планы и будут стержнем стратегии развития территорий. Хотел бы рассчитывать здесь на активное участие общественных и профессиональных лидеров, представленных на сегодняшнем форуме.

Совсем не случайно одной из главных тем форума «Устойчивое развитие» является поддержка кооперации, самозанятости, самоорганизации граждан. Об этом много говорилось и на вчерашнем круглом столе по вопросам занятости и развития рынка труда. Нам необходимо помочь самоорганизации людей, поддержать ее. Это залог дальнейшего укрепления устойчивости страны.

Рассчитываю на конкретные результаты начатой работы. Считаю ее очень важной для успешного достижения национальных целей, для будущего страны.

А теперь – давайте перейдем к обсуждению намеченных вопросов.

Юрий Евгеньевич, прошу Вас предоставить слово следующим участникам нашего диалога.