Статья заместителя председателя Научного совета ВЦИОМ, д.э.н. Иосифа Дискина

Одним из условий устойчивого развития является формирование концепции справедливого доступа к различного рода благам и, соответственно, выработка адекватных критериев социальной справедливости, как оснований такой концепции.

Справедливость как ценность сформировалась в Новое время, после того как снизилось влияние религиозных взглядов. В рамках этих взглядов справедливость не выделялась из совокупности религиозных догм.

Становление справедливости как ценности первого порядка проходило в Европе по мере снижения регуляторного влияния ценностей «вера и верность», субординировавших все систему ценностей, норм и представлений и легитимировавших систему социальных институтов.

Статус справедливости, как ценности первого порядка – результат рационализации сознания активных слоев и групп, соответствующей их рефлексии собственных социальных представлений. Справедливость все больше становится основой легитимации системы социальных институтов.

В настоящее время сложились два основных тренда формирования представлений о социальной справедливости:

  • Телеолого-доктринальный, основанный на формировании определенной социальной доктрины, в рамках которой формируются нормативные представления о социальной справедливости и институциональных механизмах реализации этих представлений. Предполагается, что достижение социальной справедливости будет обеспечено через идеологическую индоктринацию, подкрепленную соответствующими идейно-политическими инструментами и легальными санкциями;
  • Нравственно-генетический, связанный с ориентацией на упрочение регуляторной роли общественной морали, в рамках которой имманентно содержатся нормы и представления о социальной справедливости (концепция «Вех»).

Значение доминирующей концепции социальной справедливости для формирования соответствующей системы социальных представлений у активных и влиятельных социальных групп обусловило острую идеологическую конкуренцию за формирование соответствующей концепции и за ее продвижение в качестве основы их социально-политического мировоззрения. При анализе значимых социально-политических концепций («больших нарративов») довольно легко можно выделить концепцию справедливости, составляющую одну из их базовых основ.

К настоящему времени можно выделить следующие широко распространенные модели социальной справедливости:

  • Консервативная – различия в социальном статусе, доходах и потреблении признаются справедливыми, если основания этих различий признаются легитимными;
  • Либеральная – основой справедливости является равенство всех перед законом и равные стартовые возможности;
  • Социалистическая – справедливость означает равные возможности для всех и гарантия равного вознаграждения за труд и талант («Свободное развитие каждого – условия свободного развития для всех» — К. Маркс);
  • Депривационная – справедливы социальные условия, при которых обеспечивается равный уровень депривации для различных слоев и групп;
  • «Прогрессистская» — справедливые социальные условия обеспечивают компенсаторную сегрегацию, направленную на исправление результатов социальных несправедливостей, сформированных предшествующим социально-историческим развитием (прогрессивная расовая теория, ЛБГТ и т.п.). 

Одним из преобладающих направлений идейно-политической борьбы является борьба за преобладающую в массовом сознании концепцию социальной справедливости, легитимирующую вполне определенный тип политического устройства (концепция А. Грамши о культурном доминировании). Задачей идеологического и политического прессинга в этой связи является достижение социальной гомогенности в отношении представлений о социальной справедливости.

Борьба за социальную справедливость выступает существенным инструментом социально-политической мобилизации различных социальных сил и, соответственно, становится средством дестабилизации и неустойчивости развития.

В современном мире на цивилизационном и социально-структурном уровнях складывается все возрастающая гетерогенность концептуальных представлений о справедливости. В этих условиях обращение к телеолого-доктринальным основаниям социальной справедливости влечет за собой нарастающую депривацию многих социальных слоев и групп, представления которых существенно отличаются от оснований продвигаемой концепции.

В международном плане это путь, уже испробованный в рамках уходящей в прошлое доктрине глобализации 2.0, в рамках которой продвигалась идея гомогенизации глобальных идейно-политических и институциональных представлений. Ориентации многих стран, прежде всего, группы БРИКС+ на суверенное развитие означает признание их цивилизационной и национально-государственной специфики (концепция В.В. Путина, изложенная на Валдайском форуме 2024 года) и, соответственно, признание гетерогенности ориентиров социальной справедливости.

В рамках социально-структурного измерения полная ориентация на гетерогенность связана с рисками социальной интеграции и, соответственно, с формированием существенных различий к основаниям функционирования системы социальных институтов. В пределе, здесь налицо риски социальной шизофрении у ряда активных и социально чувствительных групп, их маргинализации и радикализации. Этот путь связан с рисками социальной дестабилизации и, соответственно, выступает барьером устойчивого развития.

Налицо противоречие между реальной гетерогенностью представлений о социальной справедливости, с одной стороны, и социально-политическими рисками, связанными с инерционным следованием    за соответствующими сложившимися социальными представлениями, с другой. Путем, позволяющим в определенной мере преодолеть это противоречие, является ориентация на общие взаимоприемлемые, но все же различающиеся представления о социальной справедливости.

В основе таких взаимоприемлемых представлений лежит массовая мораль, в рамках которой содержится «ядро» — общие социальные представления о социальной справедливости, сформированные в результате влияния традиционных религий, а также актуальных исторических, культурных и национальных традиций. В то же время на периферии массовой морали находятся ценности, нормы и представления, являющиеся специфическими для соответствующих слоев, групп и сообществ.

Горизонтальные социокультурные взаимодействия, характерные для современного общества и пронизывающие различные социальные среды, обеспечивают определенную интеграцию общественной морали. По меньшей мере, эти взаимодействия снижают конфликтность между различными периферийными сегментами общественной морали.

Ориентация на ценности, нормы и представления общественной морали при формировании ориентиров относительно социальной справедливости вполне соответствует нашим социокультурным традициям, в рамках которых нравственные основания жизни являются основанием для выстраивания жизненных стратегий и критериями легитимности социально-политической системы.

Такое понимание позволяет строить институциональную среду, учитывающую специфические представления о социальной справедливости сред, непосредственно взаимодействующих с этими институтами, но не оскорбляющими нравственные представления общества, в целом. Примером такого селективного подхода являются различия в представлениях о социальной справедливости, лежащие в основе Трудового кодекса РФ, с одной стороны, и Гражданского кодекса РФ, с другой. Это понимание создает также ориентиры для мониторинга ситуации, связанной со справедливым доступом к различным видам индивидуальных и социальных благ.