На вопросы нашего журнала отвечает Генеральный директор Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) Людмила Шувалова

Людмила Вячеславовна, сегодня ЦСКП – это известный исследовательский центр, экспертный центр, организатор дискуссий по вопросам развития страны и регионов. А с чего началась деятельность Центра социально-консервативной политики?

Наш Центр начал свою работу в 2005 году как неформальная площадка – объединение экспертов, общественных деятелей, депутатов Государственной Думы. Нашей первой задачей была выработка предложений по преодолению кризиса, вызванного неэффективной реализацией закона о льготных выплатах – так называемой монетизации льгот. Инициативы Центра были востребованы, реализованы – в том числе на парламентском уровне – и это помогло устранить острейшие проблемы, помогло людям, жителям российских регионов. Результат этой корректировки был положительным, и для государства, и для граждан.

Добавлю, что ситуация 2005 года показала, насколько важно экспертное обеспечение законодательных решений и экспертное сопровождение их реализации. Как следствие, работа ЦСКП стала постоянной. Нам очень помогло то внимание, которое проявил к работе Центра и ее результатам Председатель Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов. Для меня крайне важно, что деятельность ЦСКП внесла свой вклад в повышение качества российского законотворчества, парламентской деятельности.

Но для этого нужны союзники среди парламентских партий…

Конечно. ЦСКП продуктивно работал с партией парламентского большинства – партией «Единая Россия». Это взаимодействие, и особенно взаимодействие с Высшим советом партии, продолжается и сегодня. Именно в рамках ЦСКП и на площадке ЦСКП сформировались политические клубы партии. На протяжении долгого времени они обеспечивали внутрипартийную политическую дискуссию. На базе ЦСКП предлагалась и продвигалась идея партийных проектов, на базе ЦСКП была разработана концепция российского консерватизма, ставшая основой партийно-идеологической работы. 

При этом ЦСКП всегда был открыт для совместной работы с другими партиями. Регулярными участниками наших мероприятий были представители разных фракций, других политических объединений. В 2011 – 2012 годах ЦСКП помог в организации диалога парламентских и непарламентских партий, при участии ЦСКП был создан Совет непарламентских партий при Председателе Государственной Думы.

С представителями каких партий ЦСКП наиболее плотно взаимодействует сейчас, на сегодняшнем этапе развития партийной системы? 

Из парламентских партий – это по-прежнему представители партии «Единая Россия», парламентского большинства в Государственной Думе и региональных законодательных собраниях. Из непарламентских партий – это партия «Зеленые». Но повторю, ЦСКП всегда работал и будет работать со всеми конструктивными политическими силами, чтобы обеспечить широкое представительство мнений и поддержать общественный диалог. 

Вы сказали о партии «Зеленые». В чем ее политическое значение, миссия, потенциал?

На мой взгляд, если бы такая экологическая партия, как партия «Зеленые», была представлена в Государственной Думе, российское общество и государство серьезно бы выиграли. Именно в этой части российского парламентского спектра – не хватает политического субъекта, политической силы. Все парламентские партии, так или иначе, сегодня вынуждены говорить об экологии, особенно в период выборов. Но в повседневной работе у этих партий другие приоритеты, так сложилось исторически. 

И это нельзя назвать исключительно российской спецификой. Это современная политическая закономерность. Во всех странах зеленые партии появились и утвердились потому, что прежние партии не проявили должного интереса к экологическим задачам, задачам устойчивого развития. Несмотря на весь свой многолетний опыт. И появилась необходимость в новых политических силах, новый ответ на общественный запрос.

Не хочу сказать, что все «зеленые» партии во всех странах одинаковы. В некоторых государствах ведущие «зеленые» силы практически подчинили базовую, экологическую повестку каким-то другим целям. Экология для них осталась только лозунгом, или одним из лозунгов в конкурентной борьбе. И то, что они делают сегодня, в реальности мешает, а не помогает перейти к устойчивому развитию. Мы в России должны учесть эту ошибку и не повторить этой ошибки. 

Если в Государственной Думы сейчас нет партии «Зеленые», это не значит, что стране не нужна экологическая политика. Но ее формирование и реализация, конечно, потребует гораздо больших усилий от всех, кто заинтересован в сохранении природного наследия нашей страны, в повышении качества жизни граждан, в устойчивом развитии территорий.

Насколько для ЦСКП важна работа в территориях, в регионах?

Такая работа изначально вошла в число наших приоритетов. С первых же дней. Это произошло уже потому, что проблемы со льготными выплатами проявились в разных регионах по-разному. И нужно было учесть местную специфику, местные трудности и возможности. 

Наши предложения по формированию списка партийных проектов, их последующей реализации также были ориентированы на обеспечения развития всех регионов страны. Впоследствии мы создали отделения ЦСКП во всех федеральных округах, наиболее активную работу развернули представители ЦСКП на Северо-Западе, в Санкт-Петербурге. 

Известно, что кроме региональных, у ЦСКП есть и зарубежные представительства.

Да, в нашей работе участвуют эксперты, общественные деятели из государств Евразийского экономического союза, других постсоветских стран, государств дальнего зарубежья. Мы не ограничивали наше международное взаимодействие только восточным или только западным направлением – есть хороший опыт совместных проектов ЦСКП и с коллегами из КНР, и с коллегами из ФРГ. Поддержка соотечественников, развитие евразийской экономической интеграции, совместные шаги к созданию Большой Евразии как пространства мира и сотрудничества – эти направления имеют для ЦСКП особое значение.

Главным проектом ЦСКП в последние годы можно назвать проект «Устойчивое развитие». Почему он так важен для Вас и Ваших коллег?

Самое главное – он важен для страны, для современного поколения и всех будущих поколений граждан России. Мы хотим отработать на практике новые форматы взаимодействия государственной власти, общественных объединений, профессиональных сообществ. Мы хотим, чтобы повысилось качество планирования и качество управления развитием. А главный вектор – это именно переход к устойчивому развитию, при котором экономический рост не разрушает природное наследие, при котором экономические задачи и социальные задачи взаимно согласованы, при котором территориальное развитие страны сбалансировано.

Идеи устойчивого развития сегодня получили глобальное распространение, цели устойчивого развития утверждены на уровне Организации Объединенных Наций, вопросы устойчивого развития отражены в документах стратегического планирования России. Достижение национальных целей развития, которые поставил перед страной Владимир Владимирович Путин – это и есть главная гарантия устойчивого развития России.

К сожалению, практическая работа по обеспечению устойчивого развития и в России, и в других странах серьезно отстает от постановки целей. Есть опасность, что слова «устойчивое развитие» могут превратиться в очередной лозунг. А это должна быть практическая политика – в экономической, социальной, экологической областях. Причем именно экология сегодня требует дополнительного внимания. Невнимание к экологической проблематике серьезно осложняет и экономическое, и технологическое, и социальное развитие нашей страны.

В каких форматах идет проект «Устойчивое развитие», какие структуры, объединения в нем участвуют наиболее активно, что обсуждается чаще всего?

Участвуют Рабочие группы Высшего совета «Единой России», участвует Общественная платформа – это группа общественных деятелей, молодых политиков, представителей гражданских и профессиональных объединений. Хотела бы особо отметить вклад, который вносит в наш проект такая профессиональная структура, как НОСТРОЙ – Национальное объединение строителей. Совсем недавно, в сентябре 2021 года, в Санкт-Петербурге создан Научно-образовательный центр «Устойчивое развитие», это результат общих усилий ЦСКП и наших коллег из РАНХиГС и других экспертных, научных, образовательных учреждений.

С 2019 года мы начали проводить форумы «Устойчивое развитие» в федеральных округах. До начала пандемии они состоялись в Северо-Кавказском, Уральском и Северо-Западном округах. Все они прошли на базе университетов и при поддержке представительств Президента в федеральных округах. При этом с каждым следующим форумом количество заявок, участников, обсуждаемых проектов возрастало. Уже по итогам первого форума началась реализация такой задачи, как создание Центров устойчивого развития в регионах, в основном – также на базе университетов.

В 2020 году, нам, как и всей стране, всему миру, пришлось временно приостановить проведение крупных очных встреч. Мероприятия ЦСКП мы перевели в дистанционный режим, но это не помешало сохранить и укрепить рабочие контакты, не остановило подготовку инициатив. Когда вновь появилась возможность провести форум в обычном режиме – мы ее реализовали, и это был форум «Устойчивое развитие» в Санкт-Петербурге в сентябре 2020 года. В числе ключевых тем дискуссии, конечно, было решение проблем, вызванных пандемией, участие профессиональных сообществ в действиях по восстановлению экономики. А также – вопросы развития евразийской интеграции, участие граждан в обсуждении социально значимых инициатив, охрана природы и развитие российского Севера.

Среди предложений, которые обсуждаются участниками проекта «Устойчивое развитие», многие связаны именно с поддержкой развития регионов, учетом их особенностей в ходе экономического и бюджетного планирования, защитой природного наследия. Среди предложений законотворческого плана отмечу, в частности, проекты о горных территориях, о территориях зоны вечной мерзлоты, о заповедных территориях.

Конечно, принятие законов – ответственность Государственной Думы. Но к подготовке законодательных предложений должны подключаться и общественные силы. Важно, чтобы общественные деятели были готовы конструктивно работать с законодательными органами и другими органами власти. Как в центре, так и в регионах. Нужно всегда помнить, что к устойчивому развитию нельзя прийти путем раскачивания ситуации. Надо последовательно, целенаправленно согласовать разные интересы, разные предложения – чтобы в результате выйти на формирование единой стратегии развития страны. 

Что бы Вы назвали главными проблемами – или главной проблемой – территориального развития страны?

Ключевая проблема в том, что социально-экономические проекты, заявленные и реализуемые на федеральном уровне, недостаточно связаны с возможностями и ресурсами развития российских территорий, субъектов Федерации и муниципальных образований. Нужно лучше и эффективнее интегрировать работу на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Это прежде всего проблема планирования – как территориального, так и отраслевого планирования. Многие ранее утвержденные документы социально-экономического планирования нуждаются в существенной доработке, в новой редакции. Нельзя допускать, чтобы задачи, поступающие «сверху», не учитывали запросы людей, не учитывали инициативы «снизу», не предоставляли возможности включиться в работу на местах. 

Именно это главное в процессе планирования, и невыполнение этого условия на уровне ведомств больше всего осложняет движение к национальным целям и реализацию национальных проектов.

В вопросах перехода к устойчивому развитию главный ориентир – это цели устойчивого развития ООН?

Наш приоритет – национальные цели развития, которые поставил наш национальный лидер. И необходимо понимать, что цели устойчивого развития, утвержденные на уровне ООН, – это не последнее слово. Процесс постановки новых целей и особенно формирования стандартов устойчивого развития будет продолжаться. Его темпы и масштаб – на глобальном уровне – будут нарастать. 

Либо Россия – российское государство и российское общество – примет в этом процессе участие, займет передовые позиции, либо новые стандарты попытаются принять без нас, а возможно, и против нас. Лучше сразу сформировать правильные международные стандарты, которые будут учитывать наши интересы и наши традиции.

Тем более, что у России, самой большой страны, есть все возможности быть мировым лидером по вопросам устойчивого развития. А значит, надежно обеспечить стране экономическое лидерство, обеспечить высокое качество жизни граждан России. Цель проекта «Устойчивое развитие», цель работы ЦСКП – помочь нашей стране реализовать свой потенциал.