Углерод в окружающем нас мире недостаточно посчитан, озаботились учёные. Вроде бы уже известен круговорот СО2 в лесах, болотах, морях и океанах. Но теперь не хватает ещё вклада рек и озёр. При этом углеродный след домохозяйств и даже отдельного человека стал суровой реальностью в некоторых западных странах. Но если прекратить зацикливаться на тепловых выбросах, то возникает вопрос: кому нужно, чтобы люди вместо того, чтобы жить и радоваться, испытывали чувство ложной вины за некий нанесённый вред климату планеты?  

Климатические «страшилки» о влиянии человека на экологию — политический проект «Большой семерки» по выкачиванию денег из стран с растущей промышленностью, к которым относится Россия, полагает директор по развитию Центра социально-консервативной политики Илья Горбунов.

По мнению эксперта, со сменой мировой политики наша страна, обладающая огромными лесными и водными ресурсами, наконец, может выйти из чужой игры и должна отстаивать на климатических переговорах только свои экономические интересы вместе со странами БРИКС+. Подробности — в авторской колонке Горбунова для информационно-аналитического портала «Чистое будущее». 

Экология против климата 

Разделим две позиции. Первая позиция – экологическая, которая говорит о том, что воздух должен быть достаточно чистым в городах, где работают промышленные предприятия. Но это касается не тепловых выбросов, а вредных. Также и реки должны очищаться: и от иловых наслоений, и от загрязнения, и от экологического ущерба, который наносился, может быть, десятилетиями. В общем главное – это чистый край, чистая природа, чистый воздух. И в целом национальный проект «Экология», который действует в России.

Вторая позиция, которую нужно отделить от первой – это понятие климатической повестки как таковой. Потому что одно дело, когда мы говорим о чистоте природы и минимизации вредных воздействий на человека, животных, окружающий мир. Но совершенно другое, когда мы начинаем говорить о климатических выбросах, об абстрактном потеплении, о том, что поднимается уровень воды в Нидерландах, и на основании этого Нидерланды штрафуют британско-нидерландскую компанию Shell, которая где-то в другой точке земного шара недостаточно снизила выбросы. Это всё не имеет отношения к практической экологии. Никакого. Это чисто политическая экология. Это не экологическая политика, а политическая экология. И цели у неё вполне понятные. 

В жёстком загоне 

Россию буквально загоняли в климатическую повестку, особенно до 2022 года, когда эти разговоры шли достаточно жёстко со стороны наших, так сказать, западных оппонентов или бывших партнеров, как угодно можно их назвать, – стран, с которыми мы поддерживали экономические отношения. Именно оттуда шла так называемая климатическая повестка. Оттуда шел разговор о том, чтобы промышленность снизила выбросы парниковых газов, потому что растает Арктика.

Почему вдруг их начала волновать Арктика? Страны «Большой семёрки» сегодня сосредоточили все свои промышленные мощности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, они вынесли туда огромное количество своих предприятий. Естественно, это повлекло определенные кризисные явления, потому что страны Семёрки захватили финансовые рынки и могут печать доллары и евро. Но расплачиваться за экономические перекосы, связанные с глобальной экономикой, должны промышленные растущие страны. А страны Семёрки предпочитают наслаждаться чистым воздухом, благосостоянием и прочими райскими условиями. Поэтому возникает различного рода политическое давление – у тех вредные выбросы, а у этих – плохая экология. Задача очень простая: наказать страны, которые сегодня для стран Семёрки производят товары по их технологиям, заставить их расплачиваться за собственные просчеты в экономической политике. 

Руки России развязаны 

В отличие от многих растущих, но зависимых промышленных стран мира Россия сегодня может уже не обращать внимания на финансовые инструменты, которые нам навязывают со стороны Запада. Это касается и так называемых «зелёных облигаций», и требований к компаниям по сокращению углеродного следа. Ведь для это придумывали самые различные формы отчётности, которые, по существу, были фильтрами на рынках капитала. Если та или иная компания не следует «зелёным» инициативам, то она на этих рынках не получит средства для развития. Более того, одиннадцать крупнейших инвестиционных фондов США в 2021 году выдвинули условие, что они будут только «зелёные» проекты финансировать. При этом одиннадцать фондов контролировали треть инвестиционных ресурсов мира. Всё это направлено на то, чтобы держать в узде страны, которые сегодня располагают сильными промышленными предприятиями и передовыми технологиями, которые они сумели развить.

Россия – промышленная страна, и уровень выбросов у нас достаточно значительный. Поэтому что делать России? В угоду соглашениям снижать свои производственные мощности? Проводить какие-то мероприятия? Давайте смотреть — во имя чего? Одно дело, когда Россия могла претендовать на рынок так называемого «зелёного» финансирования. Но сегодня на рынок каких заимствований Россия может претендовать? 

Наша страна сегодня занимает особую роль на международной арене. На нас уже столько санкций и конфискаций наложено, сколько, наверное, не накладывали ни на одну страну за всю историю. Поэтому каким образом с России будут собирать углеродный налог? И кто? И на каком основании?

Понятно, что для промышленности России выгоды здесь нет. Но что Россия может предпринять в связи с продолжающимися климатическими переговорами в рамках ООН и международной углеродной повесткой? Важно понимать, что любые климатические разговоры без России, без российской Арктики бессмысленны.

Наша страна располагает богатейшими природными ресурсами, самыми большими северными лесами, пятой частью мировых запасов пресной воды. Причём в большинстве регионов – это дикая нетронутая природа в отличие от вторичных лесов и рукотворных ландшафтов многих промышленно-развитых стран.

А если и Китай будет следовать вместе с Россией единым фронтом, тогда Семёрке придётся уже не прислушиваться, а слушать. Но любые переговоры в области климата должны сопровождаться со стороны России чётким требованием – снимайте санкции. Россия сейчас должна сосредоточиться только на одном – наращивании собственного производственного потенциала. Этого требует время. 

Климат-контроль БРИКС 

При этом России необходимо свою климатическую политику координировать со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка). Они находятся по отношению к странам Семёрки в более жёстком положении – ведь у них сосредоточены производственные мощности. Помимо этого, в Индии и Китае сегодня наблюдается колоссальный экономический рост по сравнению с общемировым.

Но вопрос координации политики непростой, потому что страны БРИКС продолжают оставаться глубоко встроенными в мировую экономику и должны следовать, конечно, каким-то установкам пока еще лидеров – США и Евросоюза. Здесь, наверное, нужна высокая дипломатия, с тем чтобы мы следовали в русле экологической политики наших друзей и в то же время не ущемляли свои интересы.

Понятно, что у Китая есть своя политика в области «зелёной» экономики и в области климата, и он не отказывается сегодня от «зелёных» финансовых фильтров на международном рынке. Сегодня они, видимо, не очень сильно мешают Китаю. Но неизвестно, как Китай поведет себя в будущем. Если завтра фильтры начнут мешать Китаю развиваться, то, полагаю, китайская политика может резко измениться.

В любом случае страны БРИКС+, включая Иран и Аргентину, которые планируют вступить в альянс, органически близки. И здесь России надо прислушиваться к мнению друзей, координировать с ними свою политику. Но отстаивать только свои интересы, потому что их никто за нас не отстоит.