Задача умножения российского народа, не так давно поставленная президентом, и прежде находила реализацию в проектах партии «Единая Россия». «Единороссы» давно обратили внимание на институт семьи. «Задача состоит не просто в том, чтобы оказывать помощь неблагополучным семьям, а в том, чтобы выводить семьи из числа неблагополучных, — заявил председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов. — При этом важно обеспечить координацию действий всех ведомств, которые занимаются семейной политикой, охраной здоровья матерей и детей, противодействием беспризорности и безнадзорности». Партией «Единая Россия» была разработана и запущена комплексная профилактическая программа «Семьи и дети группы риска». Суть проекта – адресная помощь семьям.

Первым муниципальным образованием, где была реализована эта программа, стал город Сатка Челябинской области. Результаты, достигнутые за четыре года, впечатляющие. В частности, на 38 процентов сократилось число детей, определяемых в детские дома. На 11 процентов снизился показатель детской и подростковой преступности. Также в 5 раз стало меньше семей, где родители лишены родительских прав.

Подробнее о сути и результатах программы «Семьи и дети группы риска» рассказывает руководитель этого проекта в Челябинской области, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Челябинской области по социальной политике, член регионального политического совета Челябинского областного отделения партии «Единая Россия» Сергей Коростелев:

— Десять лет назад мы вплотную занялись вопросом преодоления последствий социального сиротства. Стали помогать детским домам: ремонтировали и обустраивали здания, организовывали психологическую помощь воспитанникам. Но в какой-то момент стало ясно: детские дома никогда не заменят ребенку родителей и основной акцент нужно делать на устранение причин сиротства. Проще говоря, спасать семью. Так возникла идея программы «Семьи и дети группы риска». Что мы называем семьями группы риска? В первую очередь, это асоциальные семей, где родители находятся на грани лишения родительских прав, злоупотребляют алкоголем, дети живут в условиях, которые не соответствуют элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, их воспитанием никто не занимается. Но также к группе риска относятся малообеспеченные, многодетные, неполные семьи. И даже — внешне благополучные. В которых, не смотря на то, что родители трудоустроены и не страдают алкоголизмом, ребенок имеет значительные психолого-педагогические проблемы.

По мнению Коростелева, вопросом «проблемных» детей занимаются очень многие структуры: и образовательные учреждения, и органы опеки, и милиция, и здравоохранение. Но каждая из этих организаций имеет свою специализацию: одни отвечают за процесс обучения, другие помогают материально, третьи лечат, четвертые пресекают правонарушения несовершеннолетних. Но получается как в русской пословице : У семи нянек дитя без глазу.

— Мы поняли, чтобы сдвинуть колоссальную проблему с мертвой точки, все службы помощи семье и детям должны действовать согласовано, в одном направлении. Первый вопрос, который перед нами встал, — как выявить такие семьи группы риска. Для этого был создан единый банк данных, куда были внесены всесторонние и полные данные о каждой семье. Также мы составили специальные диагностические карты и разработали программа реабилитации для каждой семьи, направленные на конкретный результат. Сегодня в банке данных содержатся сведения о 720-ти семьях, в которых воспитывается полторы тысячи детей. Между прочим, грустная статистика для района с 90-тысячным населением, где стабильно развивается экономика, есть вакансии для рабочих и специалистов на производстве. Мы не были идеалистами и прекрасно понимали, что предстоит преодолевать всевозможные трудности. В первую очередь, мы сделали все возможное, чтобы выявлять проблему на самой ранней стадии, когда ребенок еще не появился на свет, а уже не нужен собственной маме. Для этого в женских консультациях врачи направляют будущих мам, не уверенных в своем желание иметь ребенка, на консультацию к психологу, которые стараются убедить сохранить беременность. Самая большая проблема в неблагополучной семье – это алкоголизм родителей. Работать с подобными семьями очень сложно. Но мы находим подход и к таким родителям: убеждаем пройти лечение от алкогольной зависимости, а также занимаемся их трудоустройством. 

Основной формой работы с социально неблагополучными семьями является проведение совместных межведомственных патронажей семей группы риска. Такой патронаж организуется еженедельно. Важным аспектом деятельности стало оказание семьям группы риска адресной, то есть дифференцированной социально-экономической помощи. Источники помощи — как государственные средства, так и заложенные в муниципальные социальные программы деньги, выделяемые крупным бизнесом. По ходу реализации программы «Семьи и дети группы риска» появляются все новые формы и направления работы. Так, например, родилось движение волонтеров: социально успешные, чуткие, отзывчивые люди общаются с детьми из неблагополучных семей, занимаются с ними спортом и общественно полезным трудом. Принцип этих отношений прост — дружба с такими взрослыми побуждает детей изменить свою жизнь, чтобы их успехами гордились наставники. Однако, не смотря на успехи, Корастелев считает, что сегодня как никогда страна нуждается в новой национальной доктрине, основанной на принципах этичного отношения родителей и общества к детям. Залогом ее продвижения будет именно комплексный подход, единство действий всех заинтересованных властных структур и общественных организаций, а также финансовая поддержка бизнеса. Только работа в связке: общество – власть – капитал способна приносить плоды.

Программа «Семьи и дети группы риска» подтвердила свою эффективность. За четыре года реализации программы 161 семья группы риска была реабилитирована, вернулась к нормальной жизни. В трех случаях родителей восстановили в родительских правах. А у 25% семей наметилась положительная динамика. Кроме того, практически не фиксируются случаи детского суицида. И главный показатель — за последние годы на 38% меньше стало детей, которых отправляют в детские дома. Снизился этот процент за счет того, что теперь детей берут под опеку. Опекунами чаще всего становятся близкие, что позволяет сохранить родственные связи, которые необходимы для любого человека. Теперь программа «Семьи и дети группы риска» начала активно реализовываться и в других регионах. В частности, в Ростовской, Томской, Воронежской, Волгоградской, Калининградской, Рязанской и Кемеровской областях, а также в Хабаровском крае и Санкт-Петербурге.