Недостаточная эффективность государственного управления — самая большая проблема. Она препятствует росту экономики и качества жизни населения. Кроме того, создает почву для расцвета коррупции. Очевидно, что исключительно силами самой административной системы этот вопрос решиться не может. Единороссы предлагают свой вариант решения проблемы.
-Почему возникла необходимость в создании проекта «Эффективное управление – Кадровый резерв»? Вы считаете, что в настоящий момент государственное управление осуществляется недостаточно эффективно?
Потому что бюрократическая система не способна эффективно модернизировать себя самостоятельно. Ее возможности в этом отношении очень ограничены. Это подтверждает и зарубежный, и отечественный опыт.
Кроме того, наше Правительство не способно в полной мере осуществлять стратегическое планирование и тактическое целеполагание. Можно сказать, Правительство сегодня не имеет собственной программы на длительный период. Даже в условиях перехода на трехлетнее бюджетирование, главный финансовый документ страны ориентирован на конкретные результаты, в основном, лишь в той части, где приоритеты определены и сформулированы Президентом и Парламентом.
-Вы, видимо, имеете в виду Национальные проекты, в частности, демографические программы?
-Именно так. В отношении большинства других статей, при существующей схеме, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, сегодня даже теоретически невозможно. И дело вовсе не в административной немощи. Созданная Министерством система предельно технологична. Дело именно в отсутствии четко сформулированных политических целей. Нет целей – нет и результатов. Приходится констатировать, что самостоятельно решить перечисленные проблемы кабинет министров не в состоянии. Однако и стратегическое планирование, и реформа бюджетной системы с ее ориентацией на результаты составляют фундамент современной эффективной власти. Поэтому исправление ситуации требует усилий не только административной системы, но и всего гражданского общества. Объединение этих усилий и является основной целью проекта партии «Эффективное управление – Кадровый резерв». Каким образом можно объединить усилия гражданского общества для решения столь сложных задач? На наш взгляд, наибольший интерес в этом смысле представляет формирование сети неправительственных экспертных институтов. Именно они могли бы объединить усилия специалистов для того, чтобы готовить качественные предложения по важнейшим вопросам, связанным с функционированием государства и развитием страны. Таким образом, одной из главных задач Проекта «Эффективное управление – Кадровый резерв» является содействие развертыванию сети таких экспертных организаций и институтов.
-И какие задачи предстоит решать подобным экспертным институтам?
— Во-первых, это модернизация системы государственного стратегического планирования. Хочу особо подчеркнуть – речь не идет о копировании опыта Госплана. Директивное планирование современной отечественной экономики, построенной на рыночных принципах, не нужно. Да оно, в общем-то, и невозможно сегодня. Нужна постановка стратегических целей, достижение которых станет ориентиром как для государственного аппарата, так и для субъектов экономики.
-Вы можете проиллюстрировать свою мысль?
-К примеру, государство ставит задачу закладывать по два, а затем и по три ядерных энергетических блока в год. Все производители соответствующего оборудования понимают, каким будет спрос на их продукцию. А, значит, имеют возможность подготовиться к росту производства, провести модернизацию. Обратная ситуация: если таких планов нет, в нужный момент достигнуть нужного объема и качества производства не удастся. И тогда либо программа встанет, либо придется осуществлять закупки за рубежом. Это, конечно, упрощенный пример, но он показывает: четкая постановка масштабных стратегических задач экономике нужна. Во-вторых, это модернизация системы тактического целеполагания. Необходимо довести до каждого государственного органа и учреждения основанный на стратегических целях набор взаимоувязанных показателей. Лучшим инструментом для этого является принцип бюджетирования, ориентированного на результат, пронизывающего всю систему исполнительной власти и бюджетных учреждений четкими и интуитивно понятными индикаторами эффективности. Сравнение целевых и фактических показателей должно стать основой как для дальнейшего получения бюджетных средств под конкретные программы, так и для кадровых выводов. Существование аналитических центров, способных решать подобные задачи, позволит парламенту, при необходимости, самостоятельно формулировать компетентные решения по многим важнейшим вопросам. Конечной же целью такой реформы должна стать концентрация контроля над стратегическими вопросами управления, и бюджетной политики в руках Президента РФ и законодательной ветви власти, изъятие их из рук бюрократии.
-Существует ли необходимость решать такие задачи, не только на федеральном, но и на региональном уровне?
-Безусловно. Здесь тоже необходимы четкое формулирование целей, связанных с развитием конкретных субъектов Федерации и муниципалитетов, а затем настройка бюджетно-финансовой системы как основного инструмента поставленных задач. Сегодня понимание важности реализации таких подходов есть далеко не везде. «Единая Россия», как крупнейшая представленная в регионах политическая сила, должна выступить здесь проводником модернизационных процессов. Наконец, для реализации перечисленных задач необходимо кадровое развитие самой партии. Скажу прямо: многое делается уже сегодня. Поэтому нужно развивать существующие тенденции, оформив их в виде единой концепции. Необходимо повышение профессионализма наших сотрудников, активистов, представителей в органах власти, особенно на муниципальном уровне – там, где данный вопрос стоит наиболее остро. Реализация такого подхода позволит создать условия для выполнения решений в сфере повышения эффективности государства, которые были сформулированы VII Съездом «Единой России». Власть, которая четко ставит перед собой цели, основанные на общественных интересах, и умеет соответствующим образом распорядиться имеющимися ресурсами (что и подразумевает система бюджетирования, ориентированного на результат) – это и есть эффективная власть.
-Каким образом в настоящий момент осуществляется проект? Какие результаты достигнуты? Сколько экспертных институтов уже создано?
-Согласитесь, было бы неправильно измерять результаты данного проекта количеством экспертных институтов. «Эффективное управление» – «надстроечный» проект, призванный создать условия для продвижения конкретных, имеющих вполне реальное выражение программ. Возможно, на первый взгляд подобная конструкция кажется сложной. Однако в самой партии «Единая Россия» такой подход уже реализован. Наглядный пример – проекты партии, которые стали результатом длительной работы, многочисленных встреч руководства и депутатов фракции с экспертами. Россия начнет вновь выпускать гражданские самолеты; будут реализованы масштабные программы по созданию горно-климатического курорта в Сочи, и активизации использования и глубокой переработки ресурсов на Урале; и так далее. Все это, повторяю, абсолютно реальные проекты. Их результаты можно будет, что называется, «пощупать руками».
Развитие сети экспертных институтов, близких к партии, уже идет. Можно упомянуть такие авторитетные площадки, как Центр социально-консервативной политики, «Клуб 4-го ноября». На повестке дня создание института, который целенаправленно будет заниматься вопросами, связанными со стратегическим планированием. Ведется и региональная деятельность – в частности, в рамках уже упомянутых структур.
В целом, я не сомневаюсь, что сеть экспертных институтов, о которой мы говорим, может быть создана. У нас просто нет иного выхода. Такие институты являются необходимой составной частью гражданского общества. Без них обеспечить полноценную систему формулирования общественных интересов, стратегических целей государственной политики, и, в конце концов, элементарного контроля над деятельностью правительства, невозможно.
Записал Олег Белов.