Вернуться в ряды великих морских держав – такую задачу поставила перед собой партия «Единая Россия». А для этого надо не только возродить сам флот, но и создать всю инфраструктуру, без которой он не может существовать.
— Петр Великий вывел Россию в число ведущих европейских держав во многом через ускоренное создание отечественного флота, — заявил Председатель партии «Единая Россия», спикер Государственной Думы Борис Грызлов. — В течение последующих трех столетий флот эффективно обеспечивал и торговые, и оборонные интересы России. Российское присутствие на море стало прочным. Несмотря на то, что сегодня появились и активно развиваются новые средства коммуникации, новые возможности для международных экономических контактов, выражение «морская держава» не утратило свой смысл. Более того, для нашей страны флот остается важнейшим фактором суверенитета и конкурентоспособности.
Один из важнейших партийных проектов так и назван: «Санкт-Петербург – морская столица России». Вместе с этим городом русский флот рождался, отсюда ему вновь начинать свое большое плавание. К сожалению, сегодня Петербург утратил былой морской статус. Как-то губернатор Валентина Матвиенко даже возмущалась, что даже пассажиров океанских лайнеров приходится встречать в грузовом порту, среди контейнеров и сухогрузов.
Понятно, что дело не только в имидже. Утрата морского статуса – это еще и потеря значительных денежных сумм, которые город мог бы зарабатывать на морских грузовых и пассажирских перевозках. Главная цель партийного проекта — создание благоприятных условий для развития Большого порта Санкт-Петербурга, который в сочетании с морскими портами Ленинградской области должен стать единым форпостом Северо-Западного региона, ядром активно развивающегося всего портово-промышленного комплекса Финского залива. Новыми территориями развития Большого порта Санкт-Петербурга станут район Бронка — Ломоносов, Горская и Кронштадт.
Отсюда и задачи, которые ставит перед собой партия. Прежде всего, предполагается развить сам питерский Большой порт. Для этого необходимо строительство морского пассажирского комплекса на Васильевском острове. Кстати, эта часть проекта уже осуществляется. На северо-западе острова полным ходом идет намыв дополнительных территорий. Здесь разместятся не только современный морской вокзал, но и общественно-деловой центр, квартал малоэтажной застройки, яхт-клуб, пляж. Все это значительно повысит привлекательность города для морских туристов.
«Единороссы» намерены создать деловой квартал «Новый Петербург» вне исторической части города — как альтернативу строительству комплекса «Газпром-Сити» на берегу Охты. И разместить этот деловой центр в западной части острова Котлин, на котором расположен город Кронштадт. Там же может быть сооружен и еще один новый пассажирский порт, сеть гостиниц. Наконец-то появится деловой Сити, причем, там, где он никому не будет мешать. В результате повысится инвестиционная привлекательность депрессивного пока района.
Более того, предполагается даже перенос в Петербург основных государственных органов управления морским транспортом – Морречфлот, Совкомфлот, ФГУП «Росморпорт» и другие.
И, разумеется, не забыла «Единая Россия» про будущее нашего флота – подготовку кадров. Запланировано расширение, совершенствование и укрепление материально-технической и преподавательской базы всей цепочки обучения: нахимовские училища, средние специальные мореходные училища, ВУЗы, Государственная морская Академия имени Макарова и другие.
Как настоящую столицу, Санкт-Петербург просто невозможно представить без культурной жизни. В партийном проекте предусмотрено развитие системы морских музеев, в том числе Военно-морской музей, музей Арктики и Антарктики, музей «ледокол Красин». «Единороссы» намерены восстановить в Петербурге и пригородах памятники культуры, имеющие отношение к морской тематике.
Есть в партийном проекте и особый пункт: проведение международной парусной регаты на приз Правительства Санкт-Петербурга. Это – ответ тем оппонентам, которые утверждают, что чрезмерная индустриализация Питера поставит крест на водных видах спорта.
— Реализация этого партийного проекта обеспечит сервис и безопасность для морских туристов в Петербурге на современном уровне, сохранность набережных Невы, — считает спикер законодательного собрания Санкт-Петербурга, лидер регионального отделения партии «Единая Россия» Вадим Тюльпанов. – Наконец, это создание не менее 70 тысяч новых рабочих мест в сфере морской транспортной инфраструктуры и туризма и, конечно, увеличение налоговых поступлений от развития туристической отрасли, торговли, недвижимости, транспорта.
Проект имеет не только локальное значение для развития города. Это – краеугольный камень для целого ряда экономических программ, имеющих общероссийское значение. Через Санкт-Петербург будет осуществляться более 50 процентов объемов нашего экспорта в страны Европейского союза и столько же импорта из этих стран. Сейчас проходят всего двадцать процентов.
Все большее значение приобретают и порты Ленинградской области. Совсем свежий пример — решение о расширении на 50 миллионов тонн в год маршрута транспортировки российской нефти через Приморск. Значит, снизятся риски, связанные с доставкой углеводородов, будут защищены интересы и России, как поставщика, и наших потребителей за рубежом. Балтийская трубопроводная система, достигшая в прошлом году мощности в 65 миллионов тонн, шесть лет назад просто не существовала.
Еще один пример — Усть-Лужский порт. К 2010 году он должен выйти на перевалку 32—35 миллионов тонн грузов. Сегодня здесь, на Балтике, формируется современная, технологически оснащенная и соответствующая экологическим стандартам инфраструктура.
Однако говорить о том, что портовое хозяйство страны отвечает потребностям, пока не приходится. При росте объемов за счет нефти перевалка сухих грузов остается примерно на одном уровне. Это связано с целым комплексом причин. Одна из них — отсутствие нормальной законодательной базы, регулирующей деятельность портового хозяйства. Нужен закон о морских портах. Правительство давно обещает представить такой документ. На необходимость подготовки нормативной базы обращал внимание и Президент. Однако обещанный законопроект вот уже шесть лет проходит “согласования” в министерствах и ведомствах. То есть, пока его фактически нет. “Единая Россия” готова сама в кратчайшие сроки предложить соответствующий законопроект. В нем будут учтены все аспекты: права и обязанности сторон, порядок взаимодействия со смежными структурами, земельные отношения, многое другое.
— Правительство затягивает внесение важнейшего законопроекта – о морских портах, — заявил Борис Грызлов. — Документ вроде бы готов, но продолжаются бесконечные согласования. Если в ближайшее время он не поступит в Государственную Думу, то наша фракция внесет свой вариант законопроекта. Ждать больше мы не намерены – отсутствие качественной нормативной базы негативно сказывается на состоянии и перспективах российского портового хозяйства.
Борис Грызлов уверен, что партийный проект «Санкт-Петербург – морская столица России» имеет первостепенное значение для развития отечественного флота – и гражданского, и военного. На совещании в «Морском регистре» партийцы обсудили законопроект о морских портах, подписали соглашение о взаимодействии между партией «Единая Россия» и Ассоциацией морских торговых портов. Партия особо намерена поддерживать судостроение.
– Считаю, что эта отрасль должна получить поддержку в бюджете трехлетки, — сказал Борис Грызлов. — Сегодня мы практически не можем строить суда с водоизмещением более 50 тысяч тонн и вынуждены размещать заказы в других странах.
Статус Питера как морской столицы укрепит и военно-морскую составляющую наших Вооруженных сил.
— Будет символичным и исторически справедливым, если морские парады с участием министра обороны будут проходить именно в Санкт-Петербурге, — считает Борис Грызлов. — И здесь же разместятся органы управления морским транспортом – такой вопрос сегодня обсуждается.
Депутаты — «единороссы» намерены поддержать выделение достаточных средств на поддержку комплексного развития Санкт-Петербурга в первом трехлетнем бюджете. Для портовой инфраструктуры нужны масштабные инвестиции, проработанные проекты, предусматривающие внедрение самых современных технологий. Поставленная Президентом задача формирования инновационной экономики здесь может получить одну из своих практических реализаций. Такие проекты сегодня есть, и «Единая Россия» будет оказывать им поддержку.
Павел Кривошеев