Уважаемые коллеги!
Президентом Российской Федерации поставлена конкретная задача, которая заключается в «диверсификации экономики и придании ей инновационного характера».
Государственная Дума Четвертого созыва провела большую работу в этом направлении. Была принята четвертая часть Гражданского Кодекса, внесены изменения в Налоговый Кодекс, приняты другие законодательные акты по защите интеллектуальной собственности.
Но можем ли мы сегодня сказать, что благоприятный правовой климат создан? Пока еще нет.
Как депутат, представляющий Комитет по бюджету и налогам, считаю, что нам, в первую очередь, необходимо идти дальше по пути снижения налоговой нагрузки для изобретателей, научных коллективов, внедренцев и инвесторов.
Во всех странах которые являются лидерами в инновационной сфере — Японии, США, Китае — максимально снижено налоговое бремя. В результате, например, в Китае, за год иностранцы регистрирует большее количество патентов, чем резиденты страны.
Что сегодня происходит у нас? Мы взимаем с изобретателя или научного коллектива не только государственную пошлину за регистрацию его изобретения, но и НДС. Т.е. мы, по сути, облагаем НДСом мозги!
Сегодня Россия все еще продолжает оставаться «интеллектуальным донором», где за бесценок скупаются или воруются научно-технические разработки! В России все еще процветает серый рынок интеллектуального сырья и сотни и даже тысячи изобретений, появившиеся в нашей стране, вовремя не зарегистрированные и не запатентованные – за бесценок уплывает на Запад и Восток! А уже оттуда закупаются нами в виде технологий, оборудования, готовых изделий. Например, технология непрерывного розлива стали, изобретенная в нашей стране, вернулась к нам в виде готового оборудования с Запада.
По данным экспертов из Роспатента, только в 1992-2000 годах в США зарегистрировано более 1000 патентов на российские технологии военного и двойного назначения, разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. Их авторами являются российские изобретатели, а обладателями патентов и, следовательно, исключительных прав — иностранные юридические и физические лица.
В России уже сделан первый законодательный шаг ликвидации причин налогообложения идей.
Принципиальным моментом стало принятие поправок к Налоговому кодексу, в которых мы освободили от уплаты НДС изобретателей, научные коллективы, т.е. владельцев интеллектуальной собственности.
Считаю, что для стимулирования инновационной деятельности нам необходимо и дальше последовательно уходить от налога на добавленную стоимость. Необходимо свободить от НДС услуги, связанные с признанием, передачей и предоставлением прав на результаты интеллектуальной деятельности, предоставляемые патентными поверенными, как это сделано во многих странах мира, например, в Японии, Корее, Индии, Бразилии, США, которые сегодня являются лидерами по количеству внедренных изобретений.
Я сам автор нескольких патентов и, скажу честно, это довольно хлопотное и затратное дело – получить патент. Нужно грамотно составить заявку с подробным описанием своего изобретения, проверить в соответствующей базе, в том числе и международной, не дублирует ли оно уже чье-то существующее, а дальше, если это необходимо, обеспечить его приоритет и защиту. Для содействия этому непростому процессу во всех странах, в том числе, и в России существует уполномоченный институт патентных поверенных. Понятно, что они предоставляют эту услугу за деньги, также как адвокаты, юристы, нотариусы, которые, кстати, освобождены от уплаты НДС. Но кроме обычной платы за эту услугу, с нее взимается еще и налог на добавленную стоимость, а кроме того, необходимо также заплатить государственную пошлину за регистрацию изобретения. Так вот, не открою вам тайну, если скажу, что больше половины изобретений, ноу-хау, вообще не регистрируются в нашей стране, а попросту продаются и покупаются иностранными компаниями и их представителя, не в последнюю очередь и потому, что система налогообложения архаична и преследует сиюминутные интересы бюджета.
Я думаю, всем понятно, что возможные потери бюджета от отмены «налогообложения идей» в размере 10-15 млн. долларов в год, многократно окупятся ростом инновационной активности. Как это было в вышеперечисленных мною странах – лидерах инновационной деятельности. Поэтому давайте жить не сегодняшним днем, а смотреть в перспективу! Ведь без грамотной регистрации и защиты объектов интеллектуальной собственности никакое инновационное развитие невозможно!
Поэтому считаю необходимым, чтобы ЦСКП рекомендовал фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ продолжить подготовку законодательных актов, направленных на стимулирование инновационной деятельности, в том числе, и на дальнейшее освобождение всех участников этого процесса от налогового бремени. Это позволит нам внести свой вклад в решение главной стратегической задачи – перехода нашей экономики на инновационный путь развития.