Что такое коррупция? Какими признаками формализовать это явление?
На мой взгляд, коррупция — это система подмены правоотношений, отношениями по реализации законных и незаконных прав, освобождения от правовых форм обязательств и ответственности, реализуемых субъектами посредством товарно-денежного обмена.
Причем коррупция — устойчивая система, имеющая как минимум четыре опоры:
1. Несовершенство закона
2. Незнание закона
3. Традиция
4. Безответственность
Расшатать систему — задача первого этапа. По мере того, как будет исчезать каждая опора, это приведет к разрушению всей системы.Государству необходим общественный договор для борьбы с коррупцией. На мой взгляд, с самого начала нужно объединить усилия.
Например, для того, чтобы проанализировать действующее законодательство, а это не только законы, а и огромное количество подзаконных актов (приказы, инструкции и т.д.), необходимо знание теории и практики вопроса. Для того, чтобы в разумные сроки обеспечить эффективную реализацию этой задачи, необходима информация от граждан, предпринимателей, общественных организаций и т.д. — субъектов правоотношений, которые на практике узнали «правовые ловушки». Для этого можно создать специальный сайт и публично сформулировать запрос на информацию по взяткоемким законам и нормативным актам.
Для решения проблемы незнания законов, необходимо обязательное требование ко всем организациям и учреждениям о размещении на своих сайтах и стендах справочной правовой информации. Конечно, необходимо максимально переходить на электронную систему учета и обмена информацией, для того, чтобы исключить необходимость бесконечного сбора справок гражданами и предпринимателями. Разбюрократизация и прозрачность деятельности чиновников хорошее лекарство от злоупотреблений властью.
Самое сложное сломать традицию давать взятку. Это вопрос общественного сознания, поэтому необходимы такие формы работы, как социальная реклама и формирование ценности и значимости «деловой репутации». В большей мере речь идет о молодом поколении, поэтому при преподавании в старших классах уроков обществознания и права, в специальных и высших учебных заведениях, необходимо решать эту задачу.
Безответственность порождает недоверие к власти, поэтому власть должна продемонстрировать политическую волю и начать с себя и с судебной системы. Именно с судебной системы, чтобы правосудие перестало быть правом судьи, не основанном на принципах законности, справедливости, равноправия.
Необходимо установить не один, а два контрольных срока исполнения полномочий, прежде чем федеральный судья назначается без ограничения срока полномочий. Материально-техническое обеспечение мировых судей не должно обеспечиваться за счет субъекта РФ. Квалификационные коллегии судей не выполняют функции общественного контроля, так как представители общественности, входящие в их состав, как правило, подобраны самим судом.
Необходимо восстановить институт стажерства в органах прокуратуры и запретить назначение на должности лиц, не имеющих оконченного высшего юридического образования. Необходимо установить нормативы по количеству чиновников на региональном и местном уровне, соотносимые с эффективностью их работы. Отсутствие единообразия в названиях органов исполнительной власти на территории субъектов РФ, негативно влияет на чиновников и отпугивает граждан, потому что количество министров растет, окончательно запутывая граждан.
Сегодня контрольно-счетные палаты субъектов РФ и контрольно-счетная палата России не соподчинены, что не позволяет при принятии федерального бюджета РФ, например, сделать вывод об эффективности использования бюджетных средств в субъектах РФ. Полагаю, что необходимо институционально выстроить единую систему их деятельности.
Конечно, это далеко не все вопросы. Качество кадрового отбора, качество работы правоохранительных органов, система контроля за доходами чиновников, меры уголовной ответственности и другие непростые вопросы, по которым необходимо принимать новые решения. Принципиально важно, что сформированная политическая система современной России дает возможность таких решений.