КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА СТАВИТ КОНКРЕТНУЮ СТРАТЕГИЧЕСКУЮ ЦЕЛЬ: ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОГО УРОВНЯ, КОТОРЫЙ СООТВЕТСТВОВАЛ БЫ ЕЕ СТАТУСУ КАК ВЕДУЩЕЙ МИРОВОЙ ДЕРЖАВЫ. ТО ЕСТЬ СТРАНЫ, ЗАНИМАЮЩЕЙ ПЕРЕДОВЫЕ ПОЗИЦИИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ, НАДЕЖНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ СВОЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ, РЕАЛИЗАЦИЮ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН.

Выход же на стандарты, соответствующие развитым странам (среднедушевой ВВП — 20—30 тысяч долларов США), довольно сложен. Он возможен при среднегодовых темпах экономического роста в пять—семь процентов на протяжении всего рассматриваемого периода. Задача трудная, но достижимая. И примеров ее успешного решения немало. Такие темпы длительное время демонстрировали многие страны. Зато в мировой истории нет ни одного случая, чтобы держали их пятнадцать лет подряд при ежегодном существенном снижении численности населения, как это наблюдается у нас.
Между тем успешное, устойчивое развитие любой страны или региона, степень их конкурентоспособности во многом определяются именно количеством и качеством человеческих ресурсов. Стало быть, в выгодном положении территории, где заботятся о развитии национального трудового потенциала, эффективном его использовании.
Так что их экономическая мощь, благосостояние напрямую зависят от “человеческого капитала”. Кадры, как известно, решают если не все, то очень многое. Однако нынешние показатели воспроизводства народонаселения откровенно удручающи. Быть может, лишь за исключением отдельных областей и республик. Начавшаяся в 90е годы минувшего столетия естественная убыль приобрела устойчивый и долговременный характер. К 2015 году число россиян может сократиться со 142 млн до 136 млн, а к 2025му — до 124,9 млн человек. Таким образом, важнейшая задача сегодня — стабилизация численности населения, создание условий для ее роста, умножения трудовых ресурсов. Пути и способы решения обозначены в утвержденной Указом Президента “Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 года”. Они хорошо известны.
Это стимулирование рождаемости и снижение смертности; оптимизация миграционных потоков; эффективное использование рабочей силы, сочетаемое с ростом производительности труда.
Одновременно предстоит сделать более эффективными механизмы обеспечения всем гражданам равных возможностей в реализации права на труд и свободный выбор профессии. Далее, создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие личности, всячески поощрять трудовую и предпринимательскую инициативу граждан и работодателей, создающих дополнительные рабочие места, а также механизмы социальной защиты.
Успешное решение этих задач возможно при согласованных действиях органов государственной власти всех уровней и местного самоуправления. Для экономики субъектов Федерации и муниципалитетов конечно же очень важна доступность бюджетных услуг. Это, без преувеличения, основа роста качества жизни населения. Значит, и социально-экономического развития государства в целом.
Приняты стратегические документы, определяющие пути достижения этих целей. Сюда кроме вышеназванных входят концепция действий на рынке труда на 2008—2010 годы, основные направления деятельности Правительства РФ до 2012 года. В их основе — вопросы социального развития. Они пронизывают практически все ключевые разделы. Несмотря на очевидные трудности, связанные с кризисом, планируется сохранить приоритетные национальные проекты, в том числе “Образование”, “Здравоохранение”.
Таким образом, стратегические ориентиры заданы. Основным ресурсом для развития материальной базы социального сектора были и остаются бюджетные расходы государства. В 2009 году общий их объем превысит 9 трлн рублей. В том числе свыше 1 трлн рублей — средства, которые предполагается направить на финансирование важнейших социальных обязательств. Напомним некоторые из них.
В текущем году социальная пенсия повышается до уровня прожиточного минимума пенсионера. Увеличится и средний размер пенсии трудовой, а в 2010 году он вырастет более чем в полтора раза по сравнению с 2008м. К этому же сроку, как заявил недавно Президент, будут обеспечены жильем все нуждающиеся в нем ветераны Великой Отечественной войны. В среднем на тридцать процентов возрастает оплата труда федеральных бюджетников.
Минимальный размер оплаты труда доведен до 4330 рублей. Это способствует не только повышению среднего заработка, но и росту фонда оплаты труда, соответствующих отчислений во внебюджетные фонды.
Государство гарантирует исполнение всех социальных расходов. Причем в полном объеме, с  индексацией, несмотря на мировой финансово-экономический кризис.
С учетом изменившихся условий регионам оказывается дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета. В том числе на обеспечение социальных обязательств. На фоне кризиса, как ни покажется странным, в более сложном положении могут оказаться наиболее экономически развитые территории.
Те, что имеют мощный экономический потенциал, в нормальных условиях развиваются более высокими темпами. При общем же спаде сильнее ощущают его последствия. У кого же доходная часть в значительной степени формируется за счет финансовой помощи из центра, пострадают меньше. Ибо получат дотации в объемах, определенных Законом о федеральном бюджете. Но это вовсе не значит, что региональные власти, органы местного самоуправления должны уповать лишь на поддержку сверху. Важно искать и активно использовать собственные ресурсы для преодоления негативных последствий кризиса.
Субъектам Федерации необходимо подготовить комплекс мер, направленных на оздоровление реального сектора экономики, стабилизацию рынка труда.
Представляется целесообразным создать в регионах своего рода штабы по антикризисным мерам. А в их составе — рабочие группы по оперативному решению таких задач, как:
·         мониторинг социально-экономического развития территории, исполнения бюджетов и собираемости налогов;
·         разработка антикризисных мер в промышленности, банковской сфере и на потребительском рынке;
·         стабилизация обстановки на рынке труда;
·         анализ ситуации в сфере долевого жилищного строительства и недвижимости;
·         работа со средствами массовой информации.
В ряде регионов такие меры предпринимаются и уже подтверждают свою эффективность.
Кроме того, нужно сконцентрировать государственные инвестиции на развитии отраслей с высоким потенциалом отдачи. В том числе в подготовку квалифицированных кадров, инфраструктуру (промышленные зоны, транспорт, энергетика и т. п.). Важнейшим критерием оценки деятельности органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления должно стать количество созданных рабочих мест в малом и среднем бизнесе. Сегодняшние инвестиции в социальную сферу завтра станут нашим конкурентным преимуществом. И позволят, как отмечал Владимир Путин на десятом съезде партии “Единая Россия”, занять более прочные позиции в посткризисном мире, где, несомненно, возрастет роль человеческого фактора и интеллектуальной ренты.
Во многих регионах растет напряженность на рынке труда. И тут очень сильно может выручить именно малый бизнес. Для его развития не требуется слишком уж много времени, большие затраты. Зато можно трудоустроить многих оставшихся не у дел после закрытия предприятий или сокращения персонала. Соответствующие полномочия по стимулированию этого сектора субъектам Федерации предоставлены. В рамках упрощенной системы налогообложения они могут устанавливать дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15 процентов, в зависимости от категории налогоплательщиков. Конечно, подход здесь должен быть взвешенный, осторожный. Не просто щедрой рукой дарить льготы, а учитывать реальные возможности предпринимателя. Ведь выпадающие доходы пройдут мимо территориальных бюджетов, которые нуждаются в пополнении.
Государство повысило пособия по безработице до 4900 рублей. Мера, безусловно, важная, необходимая. Вместе с тем нужен глаз да глаз. Иначе деньги могут попасть не тем, кому адресованы. Коррупция, хоть и объявлена ей война, увы, не сдается.
По Конституции каждый гражданин России имеет право на бесплатную медицинскую помощь, образование, на жилище и так далее. Однако финансовые возможности для реализации этих прав у регионов, муниципальных образований разные, зависят от их бюджетной обеспеченности.
Как предоставить всем равные возможности, независимо от места проживания? Надо еще раз внимательно рассмотреть вопрос установления определенного минимального уровня финансового обеспечения расходных обязательств регионов и муниципальных образований в социальной сфере. Это стало бы залогом еще большего укрепления федеративного устройства государства.
Необходим также тщательный анализ темпов роста тарифов на услуги естественных монополий. Согласно ранее утвержденному прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2009—2011 годы, прирост уровня оплаты услуг на трехлетний период предусматривался в среднем на 25 процентов.
В настоящее время одной из приоритетных задач является обеспечение более гибкой, в зависимости от экономической ситуации, индексации тарифов. В результате принятия оперативных решений в области тарифной политики в 2009 году ожидается, что:
·         среднегодовой рост тарифов на железнодорожные перевозки не превысит 12,4 процента (ранее планировалось 18,7 процента). С 1 января тариф возрастает только на 5 процентов (ранее планировалось 14 процентов);
·         среднегодовой рост тарифов на газ составит 16,3 процента (ранее — 25 процентов). С 1 января индексация составит также 5 процентов;
·         тарифы на теплоснабжение будут увеличены на 18 процентов (ранее — 22 процента).
Кроме того, рассматривается законопроект, восстанавливающий право федерального центра определять предельные индексы тарифов на услуги ЖКХ.
Действительно, стоимость материалов, которые должны закупать монополии  для осуществления своих инвестиционных программ, в связи с происходящими в экономике событиями падает. Следовательно, должно быть как минимум соразмерное уменьшение стоимости предоставляемых услуг в сфере ЖКХ.
Единый социальный налог (ЕСН), ставка которого нынче равняется 26 процентам, с 1 января 2010 года превратится в страховые взносы. Они в общей сложности составят 34 процента. Новая система распространится на все отрасли. Однако налоговая нагрузка распределится неравномерно. Она особенно сильно затронет предприятия и организации, где большая доля затрат падает на оплату труда. Чтобы снизить нагрузку на ее фонд, целесообразно было бы внести изменения в налоговое законодательство. А именно: пересмотреть сроки перевода ЕСН в страховые взносы, отсрочить повышение ставки страховых взносов в социальные фонды до 2013 года.
Все эти меры помогли бы поддержать развитие российских регионов и создать равные  условия гражданам, независимо от места их проживания, в реализации своих социальных и экономических прав.