Оглавление

 1. Анализ ситуации

2. «Российский проект»: идеология, смысл, ценности

3. Социальный консерватизм

4.Справедливость – ключевая ценность России. Вместо «общества потребления» – «общество созидания»

5. Созидательный труд каждого – процветание России. Дебюрократизация и разумная децентрализация.

6. Глобальный системный кризис

7. Консерватизм и социальная рыночная экономика

8. Государство и  природные ресурсы

9. Государство и экономика

10.Протекционизм – условие формирования эффективного предпринимательского сообщества

11. Оптимальные условия для развития частного сектора

12. Государство и промышленная политика

13. Земля и сельское хозяйство

14. Территория и расселение

15. Наука – «трамплин» экономического роста

16. Евразийская интеграция

16.1. Интеграция как альтернатива разрушению

16.2. Инфраструктура – костяк реинтеграции и основа совместного развития

16.3. Россия – сердце Евразии

16.4. Территория России как природный ресурс и ключевое конкурентное преимущество

16.5.Главная проблема интеграции – дефицит идей. Роль социального консерватизма

 

17. Внешняя политика

17.1. Россия – как «полюс смысла»

17.2. Россия и Европа

17.3. Россия – за многополярный мир

 

  1. 1.     Анализ ситуации

 

За всю историю человечества мир не менялся так стремительно. Время сжимается. Система, обеспечивавшая отдельным странам мировое доминирование, близка к обрушению. Наступает этап нестабильного и малопредсказуемого развития.

Россия вступает в этот период ослабленной, неоднократно пережившей разрушительные потрясения страной. Социальные экспериментаторы, которые привели Россию в конце 1990-х годов на грань катастрофы, предпочитают не вспоминать свои роковые ошибки и мечтают сегодня о реванше. Ответственность за развал Советского Союза и последствия «либеральных реформ» несут как раз те люди, которые сегодня ведут борьбу за власть для продолжения все той же политики. Россию хотят превратить в страну, утратившую смысл своего существования, сделать ее частью мира потребления и наживы, где личное благополучие избранных оплачивается зачастую нищетой своих сограждан. Текущая задача этих «революционеров» — конфликт и раскол в обществе.

Политическая и социальная нестабильность становятся главной угрозой национальной безопасности. Политическое пространство России открыто для вмешательств, способных раскачать ситуацию и уничтожить Россию.

Протестные настроения являются закономерным следствием неумелых и во многом противоестественных для нашего общества «реформ». Важно направить эту протестную энергию в конструктивное русло, чтобы разрешить те проблемы, которые этот протест обусловили.

Экономику России трудно назвать здоровой, политическая система переживает кризис. Разрушена идеологическая основа государства. Значительным разрушениям подверглась вся система управления государством, образование и наука. Деградирует  социальная инфраструктура.

Положение усугубляется давлением глобального кризиса, который усиливает  депрессивные процессы в России.

Сегодня обществу не предъявлено внятной национальной стратегии  поступательного развития Российского государства. На современном этапе Россия переживает кризис целей. Необходимо четко определить, каковы стратегические цели нашего государства, и сформировать механизмы участия общества в их реализации.

Задача сложная. Но у России нет альтернативы. Цена вопроса – сохранение Российского государства. Ответом на масштабный внутренний системный кризис в условиях нарастания внешних угроз должна стать всеобъемлющая стратегия возрождения страны без революционных потрясений и переворотов.

 

2. «Российский проект»

 

Мы убеждены, что такая стратегия должна строиться на основе идеологии социального консерватизма. Именно такой стратегией является Российский проект.

Основное в этой программе — ценностная ориентация, комплексное сбалансированное развитие наших территорий и вопрос интеграции и взаимодействия с соседними странами.

Мы уверены, что в ходе последних двух десятилетий россиянам была искусственно навязана система ценностей, противоречащая традиционному культурному коду нашего общества и традиционным для него ценностям, таким как справедливость, правда, межнациональный и межконфессиональный мир, общие созидательные цели, целостное восприятие мира, преемственность поколений.

Россия как страна возможна только как большая территория, объединяющая людей разных национальностей и культур. И более того – как полюс объединения стран и народов в мировом масштабе. В этом и есть российский исторический проект.

 

 

«Российский проект» является системной стратегией. В нем обозначаются: цели, которые необходимо достичь России; препятствия, мешающие этому; стратегия достижения этих целей; проект реализации этой стратегии; механизмы, ресурсы и система контроля реализации.

 

  1. 2.     Социальный консерватизм

 

Социально-консервативный Союз выступает за сохранение народа России – основы Российской государственности, сохранение его ключевых ценностей и духовно-нравственных ориентиров, использование исторического опыта и преемственности поколений, менталитета народа и его культуры – то есть ключевых элементов нашей цивилизации.

Консерватизм – это в первую очередь «сохранение». Главной консервативной ценностью является человеческая личность – ее достоинство, свобода и ответственность. Сохранение человеческого достоинства предполагает свободное и ответственное следование объективным законам бытия, среди которых особое значение имеют нравственность, солидарность и справедливость. Консерватизм признает также исключительную важность духовных поисков и духовных ценностей человечества.

Разум, возвышенная вера, нравственное чувство, труд и творчество делают людей способными создавать культуру и строить совместную жизнь в соответствии с высшими ценностями и идеалами. Цивилизованная жизнь – это результат следования народов высшим нравственным ценностям. Но результат хрупкий и легко утрачиваемый.

В нашем обществе сформировался запрос на ценностную консолидацию. Нас не могут объединять материальные потребности и зрелища. Граждан нашей страны соединяют общие исторические и культурные традиции, знание о том, что они принадлежат к великой нации и к великой стране.

Нас не устраивает идеал потребительского общества, в котором граждане превращаются в обывателей. Человек не может замыкаться в мире удовлетворения собственных потребностей. Это не развивает, а, наоборот, ограничивает человеческую свободу. Свобода человека предполагает его реализацию в сообществе, она немыслима без солидарности и ответственности. Свобода в ответственности и солидарность – это путь к подлинной социальной справедливости, сочетающей социальную политику с уважением личностного достоинства и права на волеизъявление человека.

Российское общество – это не множество разобщенных индивидуумов. Это, прежде всего, наши семьи, трудовые коллективы, религиозные и местные сообщества, профессиональные союзы. Именно устойчивость и благополучие этих институтов являются залогом успешности нашего общества.

Мы не можем не отвечать на вызовы современной информационной эпохи. Человек имеет право на культурное и интеллектуальное развитие своей личности. Вместе с тем, средства массовой информации переполняют низкопробные материалы, ориентированные на запросы самых маргинальных слоев общества и разжигающие примитивные инстинкты и потребности. Это относится и к традиционным, и к электронным СМИ. Мы видим решение данной проблемы в самоорганизации общества, установлении общественного и нравственного контроля за деятельностью СМИ. Мы стоим за развитие средств массовой информации на базе основных ценностей российской цивилизации.

 

 

  1. 3.     Справедливость – ключевая ценность России. Вместо «общества потребления» – «общество созидания»

 

Среди ключевых для российского общества ценностей необходимо отметить базовую и самую главную – справедливость. Если мы действительно не хотим идти по пути новых потрясений и революций, необходимо найти способ удовлетворить эту базовую для сознания россиян потребность. Сегодня, в эпоху информационных войн и провоцируемых извне цветных революций, именно неудовлетворенный спрос общества на справедливость используется для «раскачивания» ситуации. Справедливость – это справедливая система распределения доходов, честные суды и равные возможности самореализации и участия в общественной жизни, доступ всех членов общества к образованию и культурным ценностям.

В условиях сводящей все к «простым» схемам глобализации, смысл жизни понимается примитивно – получить максимум удовольствий, понимаемых предельно прагматично. Отсюда «философия успеха», деление людей на «победителей» и «неудачников». Отсюда же и главная ценность любой идеи – ее «полезность». Отсюда — модель «общества потребления».

Происходит отказ от ценностей созидающего, творческого, производящего общества в пользу псевдоценностей «общества потребления». Сложная многогранная человеческая личность подменяется примитивным Homo economicus – рациональным экономическим человеком.

Дело не только в том, что культивирование указанного человеческого вида приводит к низведению творческой по самой своей сути, созидательной человеческой личности до уровня жвачного животного, озабоченного только одним: потреблять как можно больше. Более деструктивным и судьбоносным негативным фактором становится деградация качества человеческого потенциала. Созидательный труд, социальное творчество,  самосовершенствование человека – в основе всего этого лежит отнюдь не «рыночная» мотивация.

 

5. Созидательный труд каждого – путь к процветанию России. Дебюрократизация и разумная децентрализация

 

Общество должно стать реальной руководящей силой в процессах государственного строительства. Именно народ – будучи, в соответствии с Конституцией, субъектом государственности страны – должен определять стратегию развития России. Это главное условие раскрытия творческого потенциала каждого гражданина России.

Сегодня люди не чувствуют себя способными влиять на развитие страны. Коррупция, достигшая грандиозных масштабов, неадекватность принимаемых чиновниками разных уровней решений, внедрение идеологии «шкурного интереса» под прикрытием демократических лозунгов, действия средств массовой информации, разрушающие историческую память народа и денационализирующие молодежь – это далеко не полный перечень процессов, которые негативно влияют на общество, препятствуя процессу его самоидентификации.

Нынешняя протестная активность и недовольство властью вызваны в наибольшей степени тем, что граждане нашей страны имеют слишком мало доступа к разработке и исполнению решений, которые затрагивают их ежедневную жизнь. Мы должны стать большим сильным обществом, в котором именно граждане решают и мелкие, и крупные проблемы – от муниципального уровня до федерального. В этом – залог стабильного будущего нашей Родины

Мы не можем мириться с коррупцией. Нужно не только давать коррупционерам и коррупционной деятельности соответствующую этическую оценку. Необходимо развитие институтов общественного контроля и надзора в рамках процесса самоорганизации общества. Мы считаем, что многие задачи в принципе могут и должны эффективно решаться на самых низких и удаленных от центра уровнях. Не забывая о приоритете вертикали власти, мы полагаем, что разумная децентрализация и дебюрократизация позволит освободить место для творческой инициативы наших людей, а стало быть – развития гражданского общества.

Сегодня этому мешает отсутствие ответственности у представителей власти за результаты их деятельности, ориентация экономики на сырьевые отрасли, отсутствие взаимной заинтересованности в развитии у государства и личности, слабое и  несогласованное взаимодействие всех уровней и секторов государственной системы. Низкая степень вовлечения в процесс принятия решений широкой общественности, отсутствие института поддержки социально значимых инициатив в общественной деятельности, бизнесе и науке приводит к произволу чиновников.

В условиях отсутствия контроля чиновники на местах стали представлять собой отдельный класс, безответственный и алчный, являющийся серьезным препятствием для самореализации граждан и не выполняющий своих основных функций – ни в экономической, ни в социальной, ни в культурной сферах. Приняв отлаженное хозяйство с положительным балансом и высокой эффективностью, чиновник может – умышленно, либо из-за собственной нерадивости – привести его к развалу, банкротству, не неся за это никакой ответственности. Как итог – перенос отношения людей к чиновникам на все государство и его политические структуры.

Нужна строгая и четкая система управления чиновниками. Требуется максимальная прозрачность и подконтрольность деятельности региональных и муниципальных органов.

Государство существует в целях развития человека, раскрытия его потенциала. Поэтому государственный аппарат призван обеспечивать условия для социальной самореализации личности. Мы считаем, что именно гражданское общество станет  эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных служащих, а общественный контроль — тем механизмом, который позволит сократить объемы коррупции в обществе. Гражданское общество должно давать нравственно-этическую оценку деятельности государственного аппарата.

Мы убеждены в том, что положительную роль в становлении гражданского общества в России играют традиционные конфессии нашей страны. Партнерство государства, гражданского общества и религиозных организаций основывается на объективной потребности общества в нравственных и ценностных ориентирах.

Наша задача – построить государство, сотрудничающее с гражданином.

 

6. Глобальный системный кризис

 

Разрушительные системные процессы в России происходят на фоне прогрессирующего глобального системного кризиса. Он сопровождается чрезвычайно быстрыми процессами реструктуризации геополитического, геоэкономического и рыночного пространств.

Природа нынешнего кризиса коренным образом отличается от происходивших до сих пор. Лопнувший финансовый пузырь только ускорил его развитие, но сам кризис развивался уже не одно десятилетие. Результатом его станет крах многих национальных экономик и появление глобальных социальных проблем. Выход из него – это сложная и масштабная задача, требующая принципиально новых построений в сфере управления глобальными социально-экономическими процессами, а также фундаментальной реконструкции системы международных отношений.

Кризис привел к образованию фундаментальных и трудно устранимых разрывов в мировой социально-экономической системе. Значительная часть финансовой системы оказалась оторванной от экономики и функционирует в спекулятивном пространстве, превратившись в мощный инструмент давления на национальные экономики. Необходимо правовое регулирование по многим направлениям привести в соответствие с происходящими процессами, а рыночные регуляторы должны стать  механизмом поддержания реальной конкуренции. Государственные системы управления станут  инструментами  решения многих социальных и экономических проблем, а наука и образование займутся  решением главных проблем мирового сообщества. Следует сократить отрыв частного капитала от национальных интересов и его деятельность исключительно в своих интересах, заставить его нести социальную ответственность, используя при этом для этих целей и административный ресурс государства.

Для решения задач системной реорганизации на смену финансовым и рыночным регуляторам экономических процессов придут механизмы системной реконструкции национальных экономик, в которых ключевая роль будет принадлежать государству и науке. Статус каждого государства и его значение в геополитическом и геоэкономическом пространствах будет зависеть не только от способности государства оперативно произвести системную реконструкцию своей национальной экономики и встроиться в процессы формирования новой глобальной экономической системы. Связанная с кризисом повсеместная потеря возможностей для экономического развития ставит задачу поиска новых механизмов и стимулов для сохранения своей национальной экономики. Сегодня это приоритетная задача для каждого государства. От ее решения зависит сохранение национального суверенитета в условиях затяжного периода системной нестабильности. Эта задача заставляет государства переосмысливать сложившиеся представления о политическом и экономическом обустройствах, а также о роли и ответственности государства, науки, общества и бизнеса в процессах этих обустройств.

Следует отметить, что глобальный системный кризис дал старт масштабным войнам нового типа, которые открыли возможность использования принципиально новых технологий завоевания территорий. С развитием экономических, финансовых, информационных, политических и идеологических интервенций во внутренние государственные процессы стало возможным управление извне состоянием различных социально-экономических структур вплоть до полного их разрушения и создания на их территориях качественно иных геополитических формирований.

Несмотря на разрушительный характер глобального кризиса, именно этот кризис дает России уникальную возможность позиционировать себя в качестве одного из системообразующих центров мирового экономического пространства. Этот системный кризис в сочетании с прогрессирующей проблемой продовольственной и энергетической безопасности практически определил для России направления развития.

В сложившейся ситуации Россия может выступить с глобальной стратегией решения проблемы продовольственной и энергетической безопасности как страна, обладающая самым большим природным потенциалом для решения этих проблем. Сегодня реализация таких масштабных и амбициозных проектов – это стратегия сохранения и развития Российского государства.

Реализация этих проектов позволит России сохранить свой национальный суверенитет и стать одним из лидеров в организации новой глобальной экономической формации. Россия обладает всеми ресурсами для осуществления таких масштабных глобальных проектов. Именно эти проекты сегодня должны стать стратегической целью деятельности страны.

 

 

 

7. Консерватизм и социальная рыночная экономика

 

Экономической основой программы Российского Социально-консервативного Союза выступает социальное рыночное хозяйство. Мы убеждены в том, что именно социальная направленность экономики создает предпосылки для модернизации и развития общества. Поэтому мы считаем приоритетным гуманизацию экономики и повышение роли человека в ней. Экономический рост при этом основывается на согласовании интересов всех социальных слоев и групп при активном участии государства в регулировании экономических  и интеграционных процессов.

Мы не отрицаем наличия в экономике своих специфических законов. Но не они определяют базовые цели развития экономики. Цели экономики вторичны и производны от целей общества.

Экономическая модель, с одной стороны, должна соответствовать базовым ценностям народа. С другой стороны, модель должна служить целям истинной модернизации и стабильного развития экономики. Она должна в максимальной степени способствовать раскрытию созидательного потенциала народа и личности. Именно в творчестве, в приумножении естественных возможностей человека, в постоянном улучшении правильного («зеленого») и эффективного пользования природными ресурсами  данного нам мира проявляется нравственная сущность человека.

В России экономическая модель неразрывно связана с господствующими (традиционными) нравственными ценностями или, по крайней мере, она не может резко противоречить этим ценностям. Поэтому органическая для русского сознания экономическая модель должна быть построена, с одной стороны, на принципе достаточности, предполагающем самоограничение, а с другой стороны – на признании творческого созидания, развития в качестве одной из высших ценностей.

Важнейшее значение имеет принцип справедливости. Он, в частности, предполагает, что российское общество ждет от устройства социально-экономической системы не столько реализации принципа равенства возможностей, сколько принципа воздаяния по заслугам.

Модель должна учитывать особенность отношения в России к богатству. В отличие от распространенного в протестантских странах взгляда на богатство как на признак избранности, в России богатство всегда рассматривалось как инструмент созидания. Тот, кто богат, обладает большими правами, но и большой социальной ответственностью в отношении создания всеобщего благосостояния в нашем обществе.

Необходимо развивать в России созидательное, а не спекулятивное предпринимательство. Предприниматель должен быть в глазах как общества, так и государства, деятелем и организатором, а не жуликоватым рыночным торговцем. Совмещение личных интересов и инициативы с общественным благом, культивирование общественно значимых достижений и истинной социальной эффективности бизнеса, должны стать принципами организации экономической деятельности, мотивацией деловой активности, основой морали предпринимательства.

Еще одним принципом организации экономической жизни должен стать возврат к созидательным ценностям и творческой мотивации экономической активности человека. Вместо модели «общества потребления» – модель «общества созидания».

Для российской модели организации экономической жизни необходим отказ от популярного лозунга «Нравственно лишь то, что экономично» в пользу единственно органичного самой природе человека лозунга «В конечном итоге экономично лишь то, что нравственно». Не homo economicus, а «человек нравственный» будет в центре будущей экономической парадигмы развития.

Российская экономика не может бесконечно полагаться на добывающий сектор и балансировать на кончике нефтяной иглы.

Еще десять лет назад на вопрос, как поступать при решении российских экономических и политических проблем, типичным был ответ – как в Европе, как в западном мире. Сегодня на этот вопрос очевидного ответа нет. Запад находится в кризисе и все явственнее уступает в экономическом соревновании Китаю, странам Юго-Восточной Азии, другим динамично развивающимися экономикам. Мировая экономическая и политическая система, построенная на постколониальной схеме (сырье и труд колоний в обмен на продукцию научно-технического прогресса из метрополий), ломается на наших глазах в силу деиндустриализации и потери конкурентоспособности западных стран.

Таким образом, Россия стоит перед необходимостью выбора собственного пути.

Этот путь  будет основан на базовых ценностях российского народа, на ключевых преимуществах России, на навыках и знаниях, накопленных ее гражданами и историей. Это должен быть путь сбалансированного и разностороннего экономического развития. При этом мы должны осуществить переход от государства-мытаря, государства-распределителя к государству, сотрудничающему со своими гражданами. Для нас результатами эффективной экономической политики являются: национальный суверенитет и безопасность страны, демографический рост, социальное и культурное развитие. Рынок, прибыль и конкуренция выступают вторичными ценностями и не могут подменять собой духовное и нравственное развитие общества. В основе экономической деятельности находится творческая природа человека, его стремление преобразовать и усовершенствовать окружающий мир.

Развитие российской экономики должно быть сбалансированным, при этом ведущими производствами должны стать предприятия инновационных отраслей. В России традиционно высока ценность знания, поэтому именно в нашем обществе принцип построения экономики знаний может получить наибольшее развитие.

Недопустимо наличие в стране значительного слоя населения, живущего за чертой абсолютной нищеты. Наша задача – принять все меры по преодолению имущественного неравенства и низкого уровня жизни россиян, а значит  — создания стабильного внутреннего спроса. Бедность – проблема не только социальная, но и тормоз российской экономики.

Резкое расслоение общества по доходам опасно для социального мира, и экономики, в которой происходят процессы деградации, как количественные, так и качественные. Бедное население – это низкий экономический спрос, и в итоге, стагнирующая модель экономики, которая в принципе не может обеспечить стране стабильного динамичного развития, ориентированного на достижение всеобщего благосостояния.

Проблема бедности в России – это результат структурной политики. Без ее изменения проблему бедности не решить.

Цель политики, которую провозглашает РСКС — устранение социальной дифференциации и расслоения, формирование настоящего среднего класса, доля которого в населении должна составлять не менее половины, а лучше – двух третей.

Мы считаем необходимым условием экономического роста реформирование социальных отношений в экономике. Общественная консолидация требует согласования и координации интересов собственников, управляющих и наемных работников.

Эффективная социальная политика возможна через реализацию государством и бизнесом совместных социальных проектов. Мы считаем, что в обществе и в дальнейшем должен вестись постоянный диалог между властью, бизнес-сообществом, наукой  и профсоюзами. Основой общественного согласия может стать разумное привлечение рядового работника к управлению предприятием, развитие самоорганизации трудящихся в профессиональных союзах. Вместе с тем, права собственности должны неукоснительно соблюдаться.

 

8. Государство и природные ресурсы

 

Отсутствие четко сформулированных принципов пользования национальными ресурсами привело сегодня к массовым злоупотреблениям и коррупции. В основе устойчивой конструкции экономики должно лежать четко сформулированное положение о пользовании национальными природными ресурсами в экономике страны.

Необходим четкий ответ на фундаментальный вопрос – могут ли природные ресурсы – земля, недра, леса и воды – быть предметом неограниченной частной собственности. Мы отвечаем: в нынешней ситуации в нашей стране – нет, не могут. Мы много упустили. Необходима коррекция ситуации. Почему?

За последние два десятилетия в стране запущено большое количество неуправляемых процессов распределения национальных природных ресурсов без должного анализа эффективности предпринимаемых действий и степени связанного с этими действиями социального риска. Передача этих ресурсов в частное владение, как правило, не основывалась на каких-либо критериях оценки социального значения этих актов и ответственности перед обществом за надлежащее использование этих ресурсов. Она не основывалась на каких-либо критериях оценки экономической эффективности или необходимости решения проблем национальной безопасности.

Руководством к действию служило никем не оспариваемое положение о более эффективной форме управления собственностью частным бизнесом по сравнению с государством. В результате страна получила частный сектор экономики, большая часть которого, включая многоликую примкнувшую к этому сектору посредническую среду, занята обслуживанием экономик других государств. Инвестиционные потери экономики от такой деятельности бизнеса составляют триллионы рублей в год. В том числе, триллионами исчисляются инвестиционные потери и сельскохозяйственного сектора. Бесконтрольное развитие этих процессов привело Россию к значительным потерям — угрожающим национальной безопасности — практически по всем направлениям жизнедеятельности государства. Необходимо прекратить подобные  манипуляции, которые могут обернуться для страны большими  потерями на политической арене.

Необходимо скорейшее принятие (совершенствование) соответствующего законодательства в этой сфере. Соответствующие изменения должны коснуться законодательства об обороте сельскохозяйственных земель. Эта задача будет для государства одной из сложнейших, учитывая, что практически все земли сельскохозяйственного назначения находятся в частной собственности и это обстоятельство таит в себе одну из основных угроз национальной безопасности.

Необходимо отработать и законодательно утвердить основные положения, касающиеся роли и ответственности бизнеса в процессах использования национальных ресурсов, которые должны лечь в основу кодекса о национальном предпринимательстве.

Пока этот бизнес, к сожалению, при использовании национальных ресурсов не демонстрирует ни своей национальной принадлежности, ни необходимой для общества экономической эффективности. Это касается эксплуатации природных ресурсов, внутреннего рынка и финансовых ресурсов. В сельскохозяйственной сфере это касается использования земель сельскохозяйственного назначения и дискриминационных мер в отношении отечественных сельхозпроизводителей. Предлагаемый кодекс должен будет ввести отечественный бизнес в русло национальных (социальных) интересов. РСКС будет этому всячески содействовать.

Доводы отдельных экспертов о том, что такое положение является следствием незащищенности частной собственности, не имеют под собой оснований. Использование бизнесом национальных ресурсов в своей деятельности должно накладывать на него достаточно серьезные социальные обязательства. А эксплуатация национальных ресурсов, с одновременным уходом от социальной ответственности под прикрытием несовершенной законодательной базы, не вписывается ни в какие этические рамки.

 

9. Государство и экономика

 

Мы считаем, что современное общество нуждается в научном управлении экономикой. Речь при этом не идет о централизованном планировании, хотя в некоторых аспектах оно необходимо. Научное управление экономикой – это реализм и ответственность в экономической политике, основанные на анализе современных тенденций, сочетающем традиции и инновации.

В начале 1990-х годов была взята за основу западная модель экономической системы, в качестве регулятора экономических процессов был предложен рыночный механизм. Но рыночный механизм не приспособлен для институциональных и структурных преобразований в экономике. Сложный процесс трансформации системы оказался неуправляемым. Экономическая система рассыпалась на отдельные фрагменты, которые сразу же попали под влияние очень мощных внешних и внутренних деструктивных процессов.

В результате экономика страны стала представлять собой сложный конгломерат практически не связанных между собой экономических блоков: сырьевого, торгового и всей остальной части уцелевших фрагментов советской экономической системы.

Решить задачу построения экономической системы России в создавшихся условиях можно лишь за счет прорыва,  организованного сверху —  объединенными усилиями государства, бизнеса и науки.

Становится очевидной необходимость создания центра проектирования, основой деятельности которого стали бы передовые исследования и разработки в сфере решения социально-экономических проблем и государственного строительства.

Государство – это главный институт реализации национальных интересов и обеспечения национальной безопасности, в том числе, экономической. Только эффективные государственные структуры могут создать эффективные условия для деятельности экономических субъектов любой формы собственности. Сегодня во всем мире идет поиск эффективных государственных механизмов управления экономическими процессами для обеспечения национальной безопасности. Отход государства от управления экономическими процессами явился не только главной причиной образования  в 1990-е фундаментальных разрывов в экономике, которые ускорили процессы ее деградации. Потеря государством системообразующих функций в экономической сфере заблокировала возможность развития экономики.

Под давлением глобального кризиса во всем мире сегодня, напротив, идет масштабный поиск новых форм государственного управления, способных сохранить национальный суверенитет и национальную экономику в эпоху затяжной системной нестабильности.

Сегодня в России государство обязано, как главный общественный институт, обеспечивающий безопасность и развитие социально-экономической системы, вернуться к рычагам управления экономическими процессами на новой, системной основе, что приведет к значительному расширению системообразующих функций государства. РСКС заявляет: необходим специальный, мощный механизм, ориентированный на восстановление связей и массовое формирование, развитие и сопровождение производственных и технологических образований в национальном экономическом пространстве. Речь идет о принципиально новой, системообразующей сфере деятельности государства, направленной на реализацию масштабных проектов формирования общего национального экономического пространства, в котором будут функционировать все его участники, представленные различными формами собственности, включая государственную.

Экономическая политика должна соответствовать принципам приоритетности задач наращивания экономического потенциала, воспроизводства населения и повышения качества жизни и — соответственно – человеческого развития.

10. Протекционизм – условие формирования эффективного предпринимательского сообщества

 

Экономика России должна быть самодостаточной.

Нет никаких оснований для проведения чрезмерного приспособления экономики России к процессу экономической глобализации, тем более что мировая экономика вновь вступила в фазу дезинтеграции (то есть процесс глобализации фактически достиг своего предела). Место глобальной интеграции заняла региональная интеграция. Уже произошедшая утрата экономического суверенитета Россией явно чрезмерна. Экономический суверенитет должен быть восстановлен, и в дальнейшем «обмен экономическим суверенитетом» должен осуществляться в первую очередь в пределах бывшего советского экономического пространства на основе эквивалентности.

Являясь частью комплексной экономической политики, политика государственного протекционизма содействует реализации национальных экономических интересов.

К политике протекционизма относятся специфические мероприятия государства, направленные:

1) на предотвращение существующей или потенциальной, явной или скрытой угрозы национальным экономическим интересам со стороны внешних сил (иностранных предпринимательских групп, отдельных государств и даже групп стран) – оборонительный (пассивный) протекционизм;

2) на создание особо благоприятных условий для становления и ускоренного накопления отечественного капитала с целью обеспечения динамичного расширенного воспроизводства и устойчивости всей национальной экономики – активный протекционизм;

3) на усиление конкурентных возможностей национальных предпринимателей сверх имеющихся в их распоряжении в случае осуществления экономической экспансии (реже тотальной, чаще в выбранных секторах или нишах) на мировой рынок или на рынки конкретных государств – наступательный протекционизм.

К протекционизму в широком смысле относятся и поддержка науки, и защита национального фондового рынка, и защита финансовой системы страны и пр.

Отстаивая экономические интересы нации, государственный протекционизм представляет собой встроенный институциональный регулятор иммунитета национальной экономики. Можно сказать, что государственный протекционизм аналогичен мероприятиям по усилению механизма иммунной защиты организма, или что он выполняет функции «инстинкта самосохранения» в национальной экономической системе.

Суть протекционизма состоит не в организации защиты отечественного бизнеса раз и навсегда, не в постоянном и тотальном ограждении его от иностранной конкуренции, а в тщательном создании условий его подготовки к глобальной конкуренции. Важно отметить, что здоровый протекционизм возможен только при условии успешной борьбы с коррупцией.

 

11. Оптимальные условия для развития частного сектора

 

Мы выступаем за  развитие частного сектора высокими темпами. Для этого необходимы — растущий спрос, приемлемый уровень конъюнктурных и инвестиционных рисков, обеспеченность капиталоемких секторов экономики инвестициями. В условиях России выполнение этих условий предполагает:

а) проведение политики стимулирования внутреннего спроса;

б) сильную социальную политику как средство понижения конъюнктурных рисков на перспективу;

в) умеренно-протекционистскую политику – с целью уменьшения текущих конъюнктурных, а также инвестиционных рисков для частного сектора до приемлемого уровня;

г) трансформацию кредитной системы с тем, чтобы она приобрела способность обслуживания реального сектора и была в состоянии выделять «длинные деньги» для инвестиций;

д) государственное финансирование капиталоемких и структурообразующих секторов экономики и соответственно доминирование государства в этих секторах.

Базой для обновления российской экономики и построения гражданского общества должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Необходимо улучшать и упрощать налоговую политику по отношению к вновь создающимся средним и малым предприятиям. Государству необходимо создать режим набольшего благоприятствования (включая систему кредитования) для малых предприятий, которые создают свое дело и которым как кислород необходим начальный (стартовый) капитал.

Необходимо уполномочить муниципальные власти давать налоговые и другие послабления для быстрого развития предприятий малого бизнеса, так чтобы местные сообщества могли иметь реальную выгоду от деятельности подобных новых предприятий.

 

12.Государство и промышленная политика

 

Промышленная политика должна исходить из четкого понимания (осознания) необходимости наличия в структуре экономики самодостаточного «ядра», не зависящего от внешней торговли, и периферии, создаваемой с учетом развития и изменения мировой системы разделения труда.

Страна, организующая свою экономику на огромной и разнообразной в климатическом отношении территории, имеющая население, насчитывающее около 142 миллионов человек, вынужденная производить продукцию с высокими издержками (холодный климат, тысячекилометровые перевозки, нынешнее отставание в технологиях управления) не может сохранять себя, свой социум без структурно и системно развитой собственной промышленности. Это означает, что России необходима промышленная политика не «конкурентно-экспортной» ориентации, а внутренней направленности, обеспечивающая формирование экономики уровня развитых стран. Предприятия не могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, если они не конкурентоспособны на внутреннем. Только в таком случае Россия оказывается способной использовать свои конкурентные возможности: природные богатства, евразийскую транзитность, накопленные научно-технические заделы, квалифицированную рабочую силу. Имея стабильную внутреннюю направленность, Россия может развивать и экспортно-ориентированные отрасли, но они не должны быть единственной базой для экономики.

России необходима полноценная новая индустриализация, которая также невозможна без продуманной активной промышленной политики.

Ключевым аспектом возрождения промышленности должна стать организация полноценного инновационно-инвестиционного процесса и поддержания его на необходимом уровне. Нужно стимулировать спрос на науку и технологии.

Государство должно влиять на инвестиционный процесс и как всеобщий регулирующий институт рыночной экономики, и как ее особый хозяйствующий объект. Сегодня же оно, наоборот, делает все, чтобы минимизировать свое присутствие в инвестиционном комплексе России.

Требуется принять срочные меры по содействию и восстановлению машиностроения – важнейшей составляющей инвестиционного комплекса. Восстановление и развитие машиностроения в России должно опираться преимущественно на внутренние ресурсы. Представляется необходимым сделать машиностроение одним из важных направлений финансирования «сырьевого» капитала через систему перераспределения природной ренты.

Одной из основ инвестиционной политики в России на ближайшие десятилетия должны стать специальные частно-государственные инвестиционные фонды.

Другим перспективным направлением может быть использование собранных рентных платежей для финансирования инвестиционных проектов.

Часть природной ренты должна целевым образом направляться на реализацию высокоэффективных (high-tech) проектов, в том числе инновационного характера. Необходимо направить доходы от нефтегазового сектора в сферу высоких технологий. В XX веке Россия достигла выдающихся успехов в авиакосмической и энергетической сферах, лидировала по многим показателям современной продукции. Задача России XXI века – сохранять и приумножaть инновационный потенциал.

Твердая позиция государства в отношении природопользования, будет способствовать формированию финансовых ресурсов для инвестирования наукоемких и высокотехнологичных проектов, а также позволит значительно увеличить платежеспособный спрос на продукцию отраслей, производящих средства производства.

Основным направлением специализации России в рамках системы международного разделения труда должны стать вооружение, точная механика и оптика, лазерные технологии и лазерная техника, космос, новые конструкционные материалы, может быть, авиационная промышленность (которая должна быть восстановлена в обязательном порядке), некоторые отрасли химической промышленности, радиоэлектроники, разработка нового программного обеспечения. Упор должен быть сделан на уникально сложные технические и наукоемкие изделия, а не на поточное производство.

Принципиальным механизмом поднятия российской промышленности должны стать программы стимулирования спроса на российскую продукцию.

Сегодня потребительский спрос преимущественно определяется импортными товарами. По этой причине необходима разработка таких программ, которые стимулировали бы покупку отечественных товаров и услуг.

Для этого необходимы: потребительское кредитование, страховые программы для поддержки медицины и системы соцобеспечения, ипотечные программы, которые должны начинаться со строительства жилья частично за государственный счет.

 

13. Земля и сельское хозяйство

 

Развитие глобального кризиса по многим причинам делает внешнюю среду агрессивной по отношению к России, и это обстоятельство заставляет стремиться не только к максимально возможной самодостаточности государства в вопросе продовольственной независимости. Сельское хозяйство – это особая сфера экономической деятельности народа, которая во многом определяет основные принципы построения государства и его безопасность.

Учитывая перспективу развития мирового продовольственного кризиса и наличие у России значительного земельного потенциала сельскохозяйственного назначения, можно с уверенностью говорить о возможности реализации масштабных межгосударственных проектов в сфере сельскохозяйственного производства, в которых Россия могла бы играть значительную роль. Реализация таких проектов будет в значительной степени влиять на позиционирование России в геополитическом пространстве и определять ее геоэкономический и геополитический статус.

Решение продовольственной проблемы в глобальном масштабе будет означать для России новую позицию национальной системы сельскохозяйственного производства, способной не только к саморазвитию, но и способной стать субъектом глобальной сельскохозяйственной системы, открытой для интеграционных и синергических процессов со всеми национальными экономиками. Реализация такого проекта практически будет означать формирование целого  масштабного сектора национальной экономики на принципиально новой организационной и идеологической основе, фундаментом которого должен стать главный национальный ресурс Российского государства – земля.

Реализация такого проекта потребует концентрации государственных ресурсов. Она потребует создания мощного механизма, способного консолидировать возможности государства и научный потенциал, запустить процессы массового и быстрого формирования любых форм хозяйственной деятельности на больших территориях и обеспечить их функционирование. Этот проект потребует значительного расширения функционального влияния  государства и научной системы для создания совершенно новых форм их совместной деятельности. Неотъемлемой частью проектов сельскохозяйственного освоения и развития сельских территорий должна быть социальная инфраструктура и жилищное строительство, способные обеспечить комфортную среду проживания всех участников реализуемых проектов.

 

14. Территория и расселение

 

Сегодня для России проблема территориальной целостности и территориальной безопасности является одной из ключевых проблем. Основной причиной  является низкий уровень заселенности большей части территории страны.

Мы обладаем шестой частью поверхности суши и лишь двумя процентами населения мира. В современную эпоху развернулась острая борьба за ресурсы, которая нередко приводит к конфликтам, вооруженному вмешательству в дела суверенных государств. Поэтому наша задача – по-новому решить земельный вопрос, вопрос развития регионов.

Устойчивой формой организации взаимосвязей между субъектами экономического пространства является самоорганизующаяся кластерная конструкция на научно-государственной основе. Эта организационная форма совместной деятельности государства, бизнеса и науки и является наиболее эффективной, особенно в период нестабильности, так как позволяет подчинить сразу все субъекты экономического пространства единой стратегии обеспечения национальной безопасности, а также открывает каналы для инвестирования в экономические процессы всех видов национальных ресурсов, включая государственные финансовые ресурсы и научные разработки.

Создание таких региональных и межрегиональных формаций дает в руки государства действенный инструмент любых системных построений, модернизаций и реструктуризации в сферах социально-экономических процессов.

РСКС считает, что запуск и сопровождение таких процессов полностью соответствует функциональному предназначению государства, бизнеса и науки и их социальной ответственности за трудоустройство населения территорий и за решение всего комплекса проблем безопасности страны.

Национальная сельскохозяйственная система, как пространственно распределенная производственно-технологическая система, является единственно возможным механизмом расселения людей на больших территориях. Решая эту задачу при соблюдении ряда условий системного характера, сельскохозяйственная система поможет решению проблемы территориальной целостности и безопасности страны.

Мы полагаем,  что развитие сельскохозяйственной системы имеет, кроме того, большое значение для решения многих проблем экономической и социальной безопасности. В силу своей специфики сельскохозяйственная система представляет собой среду, благоприятную для массового развития малых и средних форм предпринимательства на больших территориях. При определенных условиях эта система станет эффективным механизмом массового формирования рабочих мест. Это обстоятельство будет способствовать решению проблемы безработицы сельских территорий.

Такая способность сельскохозяйственной системы даст возможность реализовать различного рода проекты, связанные с необходимостью трудоустройства больших групп населения, высвобождающихся в результате различных структурных преобразований в экономике и в силовых структурах и, тем самым, компенсировать негативные социальные последствия таких преобразований. Невозможно переоценить значение сельскохозяйственной системы в решении проблемы демографической безопасности. Сельское хозяйство России – это самобытная, веками сохраняющаяся сфера деятельности российского народа, формирующая его культуру, быт, склад его характера и особый национальный менталитет. Сельскохозяйственная система – это важная составляющая инфраструктуры, от которой зависит жизнь и здоровье основной массы населения России. Она формирует среду обитания народов, населяющих нашу страну, и сохраняет  ее этническое многообразие.

Каждый человек должен иметь возможность получить столько незадействованной в сельхозобороте земли, сколько сможет обрабатывать. Государство должно направить свои усилия на помощь таким людям, создавать обучающие, финансирующие, контролирующие, консультирующие, страховые центры для сельского хозяйства.

Формирование среднего класса (инициативных предпринимателей-собственников) и стабильное развитие территорий – взаимосвязанные и взаимодополняющие задачи.

Мы предлагаем сформировать в России стратегию землепользования, основанную на новой модели расселения, развития сельскохозяйственного производства, пищевой промышленности, создания новых рабочих мест в регионах. В контексте тенденций деурбанизации и перегруженности крупных мегаполисов, Россия должна реализовать программу эффективного развития сельских территорий. Этому будет способствовать развитие малоэтажного коттеджного строительства, выделение каждой молодой семье земельного участка и субсидий на ведение хозяйства, развитие инфраструктуры в сельской местности – дорог, транспорта, связи, учреждений образования и здравоохранения.

Решение земельного вопроса предполагает создание высокотехнологичного сельского хозяйства. Это означает внедрение современных коммуникационных и информационных технологий, современной техники в производство пищевых продуктов, экологическую модернизацию отрасли. Граждане, проживающие в сельской местности, должны получать равные возможности для культурного развития и обладать всеми условиями, соответствующими современному стилю жизни.

 

15. Наука – «трамплин» экономического роста

 

Задачи преодоления деградационных тенденций в сферах производства, общественно необходимых услуг, жилищно-бытовой сфере, компенсации социально-экономических и в том числе региональных диспропорций, рационального использования человеческого потенциала, возрождения духовной жизни требуют государственной поддержки научно-образовательной сферы. Утверждение новой парадигмы развития предполагает модернизационную реструктуризацию системы высшего образования, первоочередное стимулирование стратегически приоритетных направлений прикладной науки и обеспечивающих ее отраслей фундаментального знания.

Новая государственная политика в области высшего образования, науки и технологий должна осуществляться в контексте структурных, экономических и социальных преобразований и определяться первоочередными задачами  экономического восстановления на общенациональном и региональном уровнях, а также стратегической актуальностью сохранения и нового формирования научных школ, восстановления и развития материальной и технологической базы ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Реализация программы экономического и научно-технического развития  в области науки предполагает:

– преодоление зависимости стратегических отраслей производства и соответствующих направлений образования и научных исследований от инонациональных государственных и корпоративных интересов;

– формирование и специализацию источников финансирования высшего образования и научных исследований с учетом задачи восстановления научных школ и механизмов экспериментального и промышленного внедрения научных разработок;

– реструктуризацию системы образования и науки в соответствии с приоритетными задачами национального возрождения;

– государственную поддержку системы высшего образования и науки с целенаправленным созданием преимуществ для стратегических областей научных исследований и стратегического проектирования;

– качественную реорганизацию системы профессиональной ориентации и кадрового отбора;

– повышение общественного статуса ученых, занятых в стратегических областях науки, через разностороннее привлечение научных работников к задачам государственного управления, предоставление особых социальных привилегий ученым, занятым в стратегических областях, введение системы поощрения научных достижений и изобретательства, в том числе воодушевление средствами государственной информации и пропаганды.

 

16. Евразийская интеграция

 

16.1. Интеграция как альтернатива разрушению

 

Для государств и народов постсоветского пространства естественным является совместное проживание на этом пространстве, и эта ситуация уникальна в том, что оно не разделено значимыми естественными границами. И сложившееся здесь мироустройство, отношения между культурами, народами, межнациональные отношения и т.д., являют собой истинную сокровищницу как для нашей страны, так и в мировом масштабе.

Экономики постсоветского пространства все еще комплементарны друг другу в технологическом отношении, по многим унаследованным техническим и образовательным стандартам. Более того, сама школа управления, школа образования, подготовки квалифицированных кадров для экономики все еще несет в себе в определяющей мере черты общего наследства. Поэтому 20 лет спустя мы приходим к возможности воплотить библейское «Есть время разбрасывать камни, есть время собирать камни».

 

16.2. Инфраструктура – костяк реинтеграции, основа совместного развития

 

В начале 90-х многим казалось, что от распада СССР и разрушения огромного единого социально-экономическое пространства выиграют все. Однако прошедшие годы показали: в выигрыше не остался никто. Вне зависимости от отношения к коммунистическому СССР, нельзя не признать: страна была единым хозяйственным комплексом, единым механизмом. И когда этот механизм начали растаскивать на отдельные узлы, блоки и агрегаты – он попросту перестал функционировать. Мы полагаем: определенное хозяйственное единство на постсоветском пространстве в какой-то мере сохранилось. Да, полностью разрушенной оказалась единая система управления. Но с отмиранием единой административной надстройки куда меньше пострадал базис – которым является само единое постсоветское пространство – иными словами, территориальная общность.

Костяком этого единого пространства является общность инфраструктуры. Сопредельные государства бывшего СССР по-прежнему пронизаны общими инфраструктурными связями, и это есть географическая данность, на которую не в силах повлиять сиюминутные политические реалии. Система инфраструктурных магистралей стала, пожалуй, одним из основных достижений народного хозяйства СССР – своеобразной «кровеносной системой», пронизывающей все пространство «одной шестой части суши». И практически все эти магистрали функционируют, и во многом от них зависит жизнеобеспечение бывших республик СССР. Для нормальной работы экономики сопредельных государств нужны энергоносители и электричество, и поступают они по трубопроводам и ЛЭП, построенным, в основном, в советские годы. Транзит углеводородов играет важную роль в хозяйстве ряда сопредельных государств, являясь в ряде случаев одной из ведущих доходных статей бюджета. Отметим, что в сфере транзита экономические факторы во многом напрямую пересекаются с политическими и геополитическими;  к примеру, в российско-украинских отношениях.

То же можно сказать и о транспортных магистралях. Именно благодаря им обеспечивается возможность грузовых и пассажирских перевозок как на территориях самих стран СНГ, так и по всему постсоветскому пространству, включая и огромную территорию РФ. И в первую очередь речь идет о транспорте железнодорожном – в силу причин как исторических, так и географических (с учетом огромных расстояний автоперевозки на территории бывшего СССР малорентабельны, а внутренних водных артерий для судоходства попросту не хватает). Мы считаем: когда единая транспортная инфраструктура на постсоветском пространстве оказывается нарушенной, восстановление ее является делом не особенно сложным – для решения проблемы достаточно доброй воли руководства сопредельных стран. А за полномасштабным восстановлением единства коммуникаций вполне логично следует и восстановление кооперационных связей.

 

16.3 Транзитные ресурсы территории России

 

Единство коммуникационного пространства бывших республик СССР имеет не только «внутреннее», но и «внешнее» измерение. Кооперация в сфере коммуникаций увеличивает возможности этих государств в транспортном обслуживании торговых потоков третьих стран. Единая сеть транспортных магистралей СНГ может в результате стать важнейшим звеном системы трансконтинентальных инфраструктурных коридоров.

Кооперация России со странами СНГ в этом направлении может стать одним из катализаторов для интеграционных процессов в рамках постсоветского пространства.

Россия расположена на пути прямых транзитных транспортных потоков в направлениях Север–Юг и Восток–Запад, которые имеют значительные преимущества по сравнению с существующими на сегодня транспортными путями и могут приносить государству весомые валютные доходы.

Интеграция России в единое мировое (если быть точным – евроазиатское) транспортное пространство не ущемляет ничьих интересов, напротив, на выходе получается взаимовыгодное партнерство. Использование территории России как моста между Европой и Азией, Севером и Югом, Востоком и Западом объективно выгодно всем – от Финляндии до Японии, и в первую очередь, конечно, – самой России. Создание транспортных коридоров – проект, предусматривающий широкую международную кооперацию, а следовательно, означает приток  — возможно — иностранных инвестиций в страну.

В регионах, через которые пройдут транспортные коридоры, будут развиваться рынки услуг, отрасли сопровождения, инфраструктура туризма и отдыха. Адекватная загрузка и развитие транспортной инфраструктуры создали бы дополнительный стимул для других отраслей экономики – от энергетики до розничной торговли.

 

16.4. Россия – сердце Евразии

 

Использование территории России для транзитных потоков имеет огромный потенциал и обещает самые серьезные перспективы как для России, так и для возможных деловых партнеров – как среди государств СНГ, которые в этой ситуации становятся нашими прямыми партнерами, так и среди третьих стран (Евросоюз, Китай и  др.)

Но проблема создания трансконтинентальных инфраструктурных коридоров имеет еще одно – более высокое – измерение. Вопреки сложившемуся мнению о том, что центром экономического мира в XXI веке будет Азиатско-Тихоокеанский регион, мы считаем, что центром мировой экономической активности в ближайшее столетие будет Евразия.

Интересы Китая очень скоро развернутся с восточного направления (от США — заокеанского торгового партнера и нынешнего финансово-эмиссионного центра мира) на запад, вглубь континента. Впечатляющий прогресс, достигнутый в деле урегулирования давних споров Китая и Индии, и резкая активизация разнообразной деятельности в рамках Шанхайской организации сотрудничества – еще одно подтверждение ускорения этого геополитического и геоэкономического сдвига. Но этот объективный процесс смещения, сдвига глобального центра экономической деятельности может быть ускорен активной позицией России в этом вопросе. С несомненной выгодой для России. Причем выбора у нас нет: либо мы занимаем активную позицию в процессе формирования трансъевроазиатского экономического мегапространства и принимаем в нем участие в качестве субъекта, либо нам отведут в нем место объекта другие активные игроки. Третьего не дано.

Срединное географическое положение России на континенте, ее возможности в качестве транзитной страны, не говоря уже о ее ресурсном потенциале, просто не позволяют нам самоустраниться из этого процесса. А особый статус России как носителя особого цивилизационного кода, во многом явившегося продуктом евразийского культурного сплава, позволяет ей быть медиатором процесса формирования единого экономического пространства Евразии и одновременно активным игроком, необходимым для всех участников этого процесса. Не воспользоваться этим историческим шансом было бы непростительной ошибкой. Данная роль и миссия открывает для нашей страны грандиозные перспективы.

 

16.5. Главная проблема интеграции – дефицит идей. Роль социального консерватизма

 

Однако наличие подобных предпосылок хозяйственной интеграции – условие необходимое, но не достаточное. Для того чтобы процессы интеграции реально заработали, нужна реальная программа; требуется определенная идеология и воля для ее проведения в жизнь.

Тот факт, что сегодня о создании Евразийского Союза говорится на самом высоком уровне, крайне важен. Однако интеграционные инициативы будут наталкиваться и на сопротивление. Причин указанного сопротивления можно назвать несколько: здесь и амбиции некоторых элит стран постсоветского пространства, и прямое противодействие определенных зарубежных сил. С другой стороны, надо признать, что имидж России как потенциального центра интеграции выглядит пока недостаточно привлекательно.

Именно платформа социального консерватизма может стать тем магнитом, к которому могут «потянуться» страны СНГ, поскольку ценностные матрицы на этом пространстве остались во многом общими.

Очевидно, что это ценностная матрица социального консерватизма – набор таких ценностей как справедливость; свобода неразрывно связанная с ответственностью; равенство в противовес имущественной кастовости и «нео-феодализму»; служение общему делу; соборность, понимаемая не как формальный коллективизм, а как способность объединяться для общего дела; уважение к традициям и собственной истории; стремление к раскрытию сущности человека как человека-творца. В практической плоскости это проявляется как социальная рыночная экономика, отсутствие вопиющего социального неравенства, равенство возможностей в области образования, труда, участия в жизни общества и государства, в то же время максимальное поощрение гражданской самоорганизации. Став «полюсом смысла» для соседей, Россия может стать полноценным полюсом многополярного мира, что сложно сделать без евразийской интеграции.

По нашему мнению, мировая экономика в ближайшие годы будет развиваться по пути создания и развития крупных макрорегиональных сообществ, характеризующихся наличием собственных эмиссионных центров и специфичностью производственных процессов с учетом системы мирового разделения труда.

Это делает задачу интеграции на постсоветском пространстве особенно актуальной. Сегодня возможны только два пути развития нынешней ситуации на постсоветском пространстве: или здесь будет сформирован полноценный макрорегион, или пространство будет «растащено» по другим макрорегионам. Наша задача – не допустить развития событий по второму сценарию, и успешно реализовать первый.

 

17. Внешняя политика

 

17.1. Россия – как «полюс смысла»

 

Россия является исторически источником смыслов и проектов планетарной величины. В этой связи российский консерватизм должен указывать смыслы и цели не только для российского общества, но и для человечества в целом, развивать «модель мира» в нашем понимании. Мы должны успешно и стабильно внедрять национальную идеологию консерватизма внутри страны, подразумевая при этом свое лидерство в преобразовании мира в целом.

Россия на основе идеи единства человеческого рода и единства исторической судьбы человечества, имеет все основания выдвинуть принципиально иной вариант планетарного мировоззрения и иную структуру мирового порядка. Россия должна выступить противником современной идеологии глобализма. При этом не используя и сепаратную стратегию ухода от общечеловеческих ценностей к национальным.

Россия должна выступить примером в изменении принципов мироустройства на своей территории в развитии экономики, социально-культурной жизни, в политической сфере и в решении сложнейшей национальной и демографической проблемы.

Российская политическая элита должна утверждать ценности государственности и политического выбора российского народа и народов других стран перед посягательствами мировой финансовой олигархии и идеологов глобальной псевдокультуры, претендующих на безраздельное и безграничное господство в мире. Наша элита должна повсеместно  декларировать  и отстаивать идею об определяющей роли креативной энергии, интеллекта и таланта всех людей и народов.

Консерватизм как государственная идеология должен мобилизовать положительный исторический опыт решения внутренних проблем, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями, основанный на четком разграничении прав народов на культурную самобытность и требований государственного суверенитета. Политическая и правовая мысль в современной России должна формулировать принципы сочетания культурных прав народов и политической стабильности государства в целом.

Интеллектуальное сообщество современной России призвано найти утраченный баланс нравственности, веры и разума. Следует активно привлекать к обсуждению и решению российских проблем представителей христианских элит зарубежных стран. Россия должна поддерживать христианскую культуру в глобальном информационном обществе.

Россия призвана содействовать решению проблем глобальной безопасности, формированию планетарной системы безопасности, основанной на сотрудничестве и координации действий суверенных государств против общих угроз, к которым относятся: террористические центры и структуры, экстремистские организации, оккультные и транснациональные криминальные сообщества и т.д.

Государственная идеология России должна способствовать углублению правовой и политической идеологии прав человека, инициировать всемерное обсуждение совершенствования законодательства в сфере международного (в том числе – гуманитарного) права.

Россия призвана принять в качестве идеологической и практической задачи решение глобальных проблем человечества, инициировав научные исследования и технологические разработки в области рекультивации почв, охраны атмосферы и воды, предлагая к дискуссии международные программы в сфере научного, технологического и образовательного возрождения слаборазвитых стран и народов в ходе утверждения равноправного экономического и энергетического миропорядка.

 

17.2. Россия и Европа

 

Европа – важный геополитический партнер России и всего евразийского пространства. Россия должна активно транслировать Европе идеи дипломатии здорового сотрудничества. Особенно важно это сегодня, в противовес зачастую пронизанным стереотипами образам России и ангажированному отражению политической и выборной ситуации в России зарубежными СМИ.

Социально-консервативное сообщество в России должно стать силой, способной поддержать здоровый диалог с Европой, но не в формате «учеников Запада» и не в формате конфронтации, а с позиции собственной, социально-консервативной идеологии, при этом уважающей и мнения европейских партнеров. Это особенно важно сейчас, когда мы наблюдаем, как некоторые западные силы вновь, как во времена холодной войны, начинают создавать для европейцев в лице России «образ врага». Нужен диалог об общности ценностей российского социального консерватизма и классических европейских ценностей, в том числе христианских. Подобный диалог должен происходить на уровне общественных организаций, экспертного сообщества, «народной дипломатии».

Сегодня, несомненно, в России европейские государства видят серьезного экономического партнера, военную силу и т.п. Однако интерес к России во внешнем мире не должен, да и не может базироваться исключительно на уважении к ее ресурсной и военно-политической мощи. Россия должна быть источником смыслов в глазах внешнего мира. Без этого компонента нельзя претендовать на один из мировых «полюсов», особенно сейчас, в ситуации особого мирового дефицита таких смыслов. Россия должна предложить мировому сообществу в целом, и Европе как ближайшему внешнему партнеру, свое видение смыслов – и это должны быть социально-консервативные ценности – как необходимое условие взаимного узнавания и, соответственно, прочного доверия между двумя частями континента. Это необходимо и для будущего партнерства ЕС и Евразийского Союза.

Такое узнавание осуществимо лишь в непосредственном расширяющемся и углубляющемся контакте с европейским интеллектуальным и культурным сообществом, во всесторонней дискуссии о судьбах мира и цивилизации. Это должен быть и межпартийный диалог с зарубежными политическими партиями, разделяющими социально-консервативные ценности, и привлечение к сотрудничеству других зарубежных организаций, способных к диалогу на принципах взаимного уважения и партнерства.

Россия (РСКС) выступает с инициативой создания Конфедерации консервативных сил Европы и Азии.

 

17.3. Россия – за многополярный мир

Миссией российского государства в современном мире должна стать задача сбережения человечества. Мы уверены, что одно- или двухполярный мир, глобальное государство и мировое правительство – опасные утопии. Вместо этого мы предлагаем стремиться к сбалансированному многополярному миру. Вмешательство во внутренние дела суверенных государств недопустимо.

Неуклонно повышая нашу обороноспособность, тем не менее, Россия должна проводить политику тесного и открытого сотрудничества с другими странами. География российских интересов крайне широка: страны СНГ, Европа, Латинская Америка, Северная Африка, Дальний Восток и др. Мы будем конструктивно сотрудничать с Европейским Союзом и азиатскими странами, особенно входящими в СНГ.

Россия поддерживает установку на мультиполярное мироустройство с ориентацией на здоровый баланс сил. Мы – против насилия как инструмента геополитики. Социальный консерватизм выступает за понижение уровня конфронтации в современном мире. Базис мультиполярности – уважение к другим странам и культурам.